Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Первоначальные сведения о строении вещества

Фото пользователя Анатолий Серафимович Стерин
Submitted by Анатолий Серафимович Стерин on пн, 05/03/2012 - 15:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стерин Анатолий Серафимович
Место работы, должность: 
МБОУ "Пламенская СОШ" Учиталь.
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Обобщение и систематизация знаний по теме; формирование навыков рационального использования времени, умения быстро и организованно работать, развитие навыков самостоятельности, активности, умения слушать отвечающих, дополнять и исправлять их ответы; работать с тестами, используя ИКТ

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютеры, компакт-диски

Краткое описание: 
Это первая тема, изучаемая после введения в курс физики, дающая первоначальные представ-ления о строении и свойствах вещества и объясняющая ряд явлений, часто встречающихся в природе и используемых человеком в повседневной жизни. Перечень уроков по данной теме, предшествовавших этому уроку: Тема урока №1. Строение вещества. Молекулы. Тема урока №2. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Тема урока №3. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Тема урока №4. Три состояния вещества. Тема урока №5. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Краткий обзор вопросов, изучаемых в этой теме:

– явления и опыты, доказывающие сложное строение вещества (расширение при нагревании, растворение веществ в воде, диффузия, броуновское движение и т. д.);

– молекулы, атомы, электроны, состав молекул воды, газов;

– зависимость скорости движения молекул и атомов от температуры;

– зависимость скорости протекания диффузии от агрегатного состояния вещества;

– взаимодействие между молекулами;

– зависимость сил притяжения и отталкивания от расстояний между частицами;

– явления смачивания и несмачивания, капиллярные явления;

– строение газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение их свойств на основе знаний о внутреннем строении вещества.

 

План урока (этапы урока):

1.    Организационный момент. Постановка целей урока (1-2 минуты).

2.    Проверка усвоения изученного материала (фронтальный опрос учащихся, 20минут).

3.    Использование ИКТ для самопроверки и контроля (15 минут).

4.    Подведение итогов урока (3 минуты).

Выставление оценок.

Домашнее задание.

 

 

Этап

Работа учителя

Работа учащихся

1

Постановка целей и задач урока.

Учащиеся слушают.

2

Задает вопросы с целью проверки усвоения учащимися материалов темы, повторения изученного и подготовка к тестированию.

Учащиеся отвечают на вопросы, при необходимости поправляют и дополняют отвечающих.

3

Следит за самостоятельностью работы учащихся.

Выполняют тестовую работу, состоящую из 11 заданий (оценивает компьютер).

4

Подведение итогов. Домашнее задание.

Выставление оценок в дневники. Запись домашнего задания (s, v, t).

 

 

Ожидаемые результаты работы учащихся на уроке:

В результате изучения данной темы учащиеся знают:

– что вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях (твердом, жидком и газообразном);

– основные свойства, характерные для каждого из этих состояний;

– что такое молекула и атом;

– что свойства веществ зависят от взаимного расположения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело;

– что скорость движения частиц зависит от температуры тела.

 

Учащиеся могут:

– объяснить свойства тел на основе знаний основных положений теории строения вещества;

– объяснить явление диффузии, броуновского движения, смачивания и несмачивания, капиллярные явления;

– объяснить, почему скорость протекания диффузии зависит от температуры тела и агрегатного состояния вещества.

 

Учащиеся знают и могут объяснить, где на практике используют изучаемые явления.

 

 

 

Примерное содержание вопросов и ожидаемых ответов по теме.

 

Вопросы учителя

Ожидаемые ответы учащихся

1

Какие опыты указывают на то, что тела состоят из частиц?

Растворение соли, сахара, красителей.

2

Какие опыты указывают на то, что между частицами есть промежутки?

Сжатие газов, уменьшение суммарного объема воды и спирта.

3

Какие опыты указывают на то, что между частицами действуют силы притяжения и отталкивания?

Существование твердых тел, сохранение ими объема и формы, притяжение свинцовых цилиндров и т. д.

4

Как называют мельчайшую частицу вещества?

Их называют молекулами.

5

Что можно сказать о молекулах одного вещества?

Молекулы одного вещества совершенно одинаковые.

6

Какие частицы кроме молекулы вам известны?

Атомы, электроны.

7

Как ведут себя частицы вещества?

Они непрерывно, беспорядочно движутся.

8

Почему при нагревании объемы тел увеличиваются?

Увеличивается расстояния между частицами.

9

Почему твердые тела трудно растянуть, сжать или разломать?

Расстояния между частицами малы, а силы взаимодействия очень большие.

10

Почему газы легко сжимаемы?

Расстояние между частицами очень большие, а силы маленькие. При сжатии расстояния уменьшаются.

11

В каком случае становится возможным проявление притяжения между молекулами вещества?

Когда расстояние между частицами становится меньше размеров частиц.

12

Почему нельзя соединить два куска разломанного мела, двух кусочков стекла?

Их нельзя сблизить до расстояний, на которых начнут действовать силы притяжения.

13

В каком случае жидкость смачивает твердое тело?

Если силы притяжения между молекулами твердого тела и жидкости больше сил притяжения между молекулами в жидкости.

14

Почему не пользуются шелковыми полотенцами?

Шелк плохо смачивается водой.

15

Какое явление называют диффузией?

Явление проникновения молекул одного вещества в другое, происходящее в следствии их теплового движения.

 

Вопросы учителя

Ожидаемые ответы учащихся

16

Почему скорость ее проникновения зависит от температуры?

Быстрее движутся молекулы при более высокой температуре и диффузия протекает быстрее.

17

Почему скорость протекания диффузии зависит от агрегатного состояния вещества?

У веществ в разных агрегатных состояниях различные расстояния между частицами. Чем больше расстояния, тем диффузия происходит быстрее.

18

Какими основными свойствами обладают газы?

Легко сжимаемы. Не имеют объема и формы. Занимают весь предоставленный им объем.

19

Какими основными свойствами обладают жидкости?

Текучестью. Они плохо сжимаемы. Имеют постоянный объем. Принимают форму сосуда.

20

Какими основными свойствами обладают твердые тела?

Они тверды, прочны. Сохраняют объем и форму.

21

Как объяснить свойства газов на основе знаний о строении вещества?

Расстояния между частицами очень большие. Силы очень маленькие, поэтому газы легко сжимаемы и могут занимать весь объем.

22

Как объяснить свойства твердых тел?

Расстояния очень маленькие, а силы взаимодействия очень большие. Они не дают возможности частицам свободно двигаться.

 

После фронтального повторения класс переходит к работе с тестами, с использованием компьютера. Учитель делает пояснение по работе с программой.

 

Тест

 

В работу входят задания различного уровня сложности.

В работу входят задания, предполагающие проверку знаний на уровне воспроизведения; задания, проверяющие умения по образцу или умения сравнивать; задания позволяющие проверять умения применять знания в измененной или новой ситуации.

После завершения работы учащиеся получают оценку, выставленную компьютером, и оценку, полученную при фронтальном повторении.

Записывают домашнее задание и выставляют оценки в дневник.

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Прикрепленный файл Size
Тест1.xls 34.5 KB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн