Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Выталкивающая сила. Закон Архимеда»

Submitted by Галина Павловна Головина on вс, 26/02/2012 - 11:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Головина Галина Павловна
Место работы, должность: 
Учитель физики МО «СОШ № 1» г. Котласа Архангельской обл.
Регион: 
Архангельская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
  • Образовательная– обнаружение и изучение действия жидкости на погруженное тело, исследование зависимости выталкивающей силы от различных физических величин, выведение правил для  вычисления выталкивающей силы;
  • Развивающая – развитие наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, способствовать усилению уровня самостоятельного мышления по применению знаний в различных ситуациях;
  • Воспитательная – усиление мотивации к изучению физики через исторические факты, фронтальный эксперимент и использования информационных технологий, формирование идеи о познаваемости явлений окружающего мира.

 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.В.Перышкин "Физика. 7 класс",- М: "Дрофа", 2009

Используемая методическая литература: 

Диск "Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс" ("Кирилл и Мефодий");

Диск "Физика. Библиотека  наглядных пособий  7-11 класс" ("1:С Образование"); 

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, презентация к уроку

- на столах учащихся:

  1. Динамометр;
  2. Сосуды с чистой и соленой водой;
  3. Алюминиевый и латунный цилиндрики.

- на демонстрационном столе:

  1. Груз на пружине;
  2. Сосуд с водой;
  3. Прибор для определения архимедовой силы.

 

Краткое описание: 
1. Рассказ об Архимеде 2. Как с помощью опыта определить силу Архамедову (Fa) 3. Исследовательская работа: выяснение от каких величин зависит Fa, от каких не зависит 4. Первичное закрепление знаний и решение качественных задач 5. Опыт с ведерком Архимеда 6. Способы определения силы Архамедовой (Fa) 7. Задание на дом 8. Повторение, подведение итогов урока
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
  1. Тема нашего урока «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» (записывают в тетрадь).

Слайд №1.

Архимед…Кто же этот человек, именем которого  назван закон?

Слайд №2.

Архимед – выдающийся ученый Древней Греции. Родился в 287 году до н.э. в портовом и судостроительном городе Сиракузы на острове Сицилия. Получил прекрасное образование у своего отца, знаменитого астронома и математика. Прославился своими работами по физике и геометрии. В частности, вывел закон, с помощью которого можно определять силу, выталкивающую тело, погруженное в жидкость или газ.

            Последние годы жизни провел в родном городе. Шла война. Город осадило римское войско, имеющее прекрасный флот. Ученый, не жалея сил, организовывал оборону города. Он построил много удивительных боевых машин, топивших вражеские корабли, разносивших их в щепы, наводивших страх на солдат. Так, при помощи своей системы зеркал он поджигал корабли римлян.

            Но слишком маленьким было войско защитников города, город был занят римлянами. Гений Архимеда вызвал восхищение у них, и римский полководец приказал сохранить ему жизнь. Но солдат, не знавший ученого в лицо, ворвавшись в дом, увидел старика (Архимеду было 75 лет), склонившегося над ящиком с песком, на котором он выполнял чертёж. «Не наступи на мои круги,» - воскликнул Архимед. В ответ воин взмахнул мечом, и великий ученый залил чертёж кровью.

            Сегодня на уроке мы знакомимся с законом Архимеда.

  1. Скоро вновь наступит лето, и вы опять с друзьями пойдете купаться на реку Вычегда. Не беда, если кто-то ещё не умеет плавать. Вы легко сможете поддержать на воде тело своего друга, объясните, как можно работать руками и ногами. А в воздухе вы его уже удержать не сможете. Почему? Обратимся к опыту:
  2. Опыт № 1.Попытаемся погрузить мяч в сосуд с водой. Что он делает? (Всплывает).

Мяч изменил свою скорость. Почему? (На него подействовала сила, направленная вверх).

А всегда ли жидкость действует на погруженное в неё тело с некоторой силой?

  • Опыт № 2.Погружаем в воду цилиндр. Он тонет. Так что же? На него не действует сила, выталкивающая его из воды?
  • Опыт № 3.

Подвесим цилиндр к пружине. Она растянулась под действием его веса. Погрузим цилиндр в воду. Растяжение пружины уменьшилось, т.е. его вес в воде оказался меньше, чем в воздухе. Так действует ли на цилиндр сила, выталкивающая его вверх? (Да).

Слайд № 3.

            Таким образом, мы приходим к следующему выводу: на любое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх. А теперь подумайте: как найти величину этой силы? (Необходимо из веса цилиндра в воздухе вычесть вес цилиндра в воде). Эта сила называется – «архимедовой».

Fa= Pвозд. – Р воде  (записать в тетрадь).

            От чего зависит величина этой силы? (Возможные предложения: от объема, формы, глубины, плотности жидкости).

            Проведем исследование того, насколько правильны наши предположения. У вас на столе сосуды с чистой и соленой водой, динамометр и 2 цилиндра.

Слайд № 4.

  • Подвесим алюминиевый цилиндрик к пружине динамометра и зафиксируем его показание. Погрузим полностью цилиндр в сосуд с чистой водой. Вес тела уменьшился (Указатель динамометра поднялся на 2 деления). Опустим цилиндр поглубже в воду так, чтобы он не касался дна сосуда. Изменились ли показания? (Нет).

Вывод:Faне зависит от глубины погружения.

  • Приподнимем цилиндр, чтобы он оказался наполовину погруженным в воду. Указатель динамометра поднялся только на 1 деление шкалы. Вывод: Fa  зависит от объема погруженной в жидкость части тела.
  • Вместо алюминиевого цилиндрика подвесим точно такой же по объему, но латунный. Опустим его в воду и опять указатель поднялся на 2 деления. Вывод: Fa  не зависит от ρ тела
  • Опустим цилиндр в сосуд с соленой водой. Указатель поднялся на расстояние чуть больше 2-х делений.Вывод: Fa  зависит от плотности жидкости
  • ТакжеFaне  зависит от формы тела. Если бы смогли деформировать цилиндрик, чтобы изменилась только его форма, то Fa  осталась бы прежней.

Одновременно с проведением опытов ученики заполняют таблицу в тетради:

Faзависит

Faне зависит

  1. От объема тела
  2. От плотности жидкости
  1. От глубины погружения
  2. От плотности тела
  3. От формы тела

 

 Слайд №5. Выводы исследовательской работы.

Слайды № 6-11. Первичное закреление знаний.

Как можно объяснить появление выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело?

А.В .Перышкин «Учебник физики  7 класс», стр. 115, 1 абзац (2 минуты на чтение и обдумывание ответа, затем ответ у доски по слайду)

Слайд № 12. Вывод формулы  F a  .

F a = F 2– F 1

P ж= F/ S, отсюдаF = P ж* S

P ж= g *  ρж*h,отсюдаF = = g *  ρж*h *S

F a =  g *  ρж*h2*S -  g *  ρж*h 1*S = g *  ρж* S (h 2 -h 1) = g *  ρж* S *  H = g *  ρж* V т

Итак, Fa=  g*  ρж*  Vт  - записываем в тетрадь

Fa=  g*  ρж*  Vт   =  g*  mж  =Pж, где Pж – вес жидкости в объеме погруженного тела

Слайд № 13.    Докажем это на опыте с прибором, который называется "ведерко Архимеда".

 Итак, Fa=  Pж. Справедливость вывода доказана на опыте: вес жидкости, вытесненной телом равен Fa, действующей на тело,  погруженное в жидкость.

Слайд № 14.Способы определения  F a ёё.....   

Домашнее задание: параграф 48" Действие жидкост  и газа на погруженное в них тело"; 49 "Архимедова сила"; упражнение 24 (1 и 2).

Слайды № 16-18. Повторение.

Слайд № 19. Итог  урока.

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок Архимедова сила.pptx 960.84 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн