Автор:
Герасимова А.В. - преподаватель математических дисциплин Самойлова Н.А. - преподаватель компьютерных дисциплин
Место работы:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления»
Актуальность проведения интегрированного практического занятия по дисциплинам «Математические методы» и «Пакеты прикладных программ» обусловлена применением компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека.
Выбор темы «Решение транспортных задач» связан с изучением этой темы одновременно на занятиях по дисциплинам « Математические методы» и «Пакеты прикладных программ». При решении транспортной задачи методом потенциалов проводятся многократные рутинные вычисления, которые часто сопровождаются элементарными ошибками. Поэтому для решения подобных задач идеальным инструментом является компьютер и программы, реализующие подобные алгоритмы. Для решения транспортной задачи удобно использовать табличный процессор MS Excel.
Кроме того, использование междисциплинарных связей обеспечивает системность изучаемого материала, позволяет преподавателям рационально распределить учебное время, в ходе занятия студенты реализуют ранее полученные теоретические знания и практические навыки по двум дисциплинам.
На занятии были реализованы следующие цели:
Образовательная- формирование навыков решения транспортных задач методом потенциалов и с использованием табличного процессора MS Excel
Развивающая- способствовать развитию компетенций:
-
Профессианальных, необходимых специалисту для реализации профессианальной деятельности:
- исследовательские - умение использовать предметную область решения транспортных задач;
- проектировочные -способность проектировать и описывать алгоритм выполнения задания;
- технологические - способность определять последовательность действий для решения транспортных задач;
- структурность мышления - способность выделять структурные элементы поставленной задачи, устанавливать связи между ними, формируя единый целостный образ задачи.
-
Надпрофессианальных, необходимых для реализации эффективной работы специалиста в организации:
- способность строить свои отношения в коллективе;
- способность к самокритике и самоанализу;
- способность к использованию информационных технологий для решения транспортных задач.
- Ключевых, содержащих умения и качества, необходимые каждому члену общества для успешной социализации.
- Инновационных:
- способностью к индивидуальной образовательной работе;
- умением осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
- способностью создания условий для самопознания и самореализации.
При изучении данной темы студент должен научиться использовать умения, полученные на занятиях по дисциплинам «Пакеты прикладных программ» и «Математические методы», для решения транспортных задач.
Бинарное занятие включает в себя:
- Вступительное слово преподавателей, формулирующее поставленные цели.
- Актуализацию опорных знаний студентов и практических навыков в форме презентации, включающей алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов и алгоритм решения той же задачи с использованием табличного процессора MS Excel.
- Ознакомление с объёмом работы и порядком её выполнения.
- Самостоятельную работу студентов в микрогруппах.
- Подведение итогов выполнения работы:
- сравнительный анализ результатов решения задач нескольких микрогрупп двумя методами;
- оценивание занятия студентами;
- оценивание работы студентов преподавателями.
- Ознакомление с домашним заданием.
При организации занятия преподавателям необходимо провести подготовительную работу:
-
- подготовить задания для практической работы;
- разработать инструкционную карту для работы за компьютером,
- решить и получить результаты решения всех предложенных студентам заданий для проверки правильности решения,
- подготовить презентацию для занятия.
Успех занятия зависит от психологической обстановки в группе, мотивации студентов, готовности преподавателя к занятию, наличия дидактического материала, технических средств обучения.
В процессе занятия каждый студент побуждается к активной деятельности, у него вырабатываются навыки самостоятельных решений, воспитывается понимание того насколько важно уметь применять полученные знания на практике.
Методическая разработка проведенного занятия предназначена для преподавателей математических и компьютерных дисциплин.