Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Клинова Л.М. Урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Три склонения имён существительных»

Автор: 
Клинова Л.М.
Место работы: 
МОУ «СОШ №35» г. Рязани

Урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Три склонения имён существительных»

Презентация

Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:

  • Образовательные:обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные:способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Оборудование: электронная презентация (приложение), ноутбук, экран, перфокарты, карточки с текстом, таблица.
Основная часть.

  • Сообщение целей и задач урока.
  • Словарная работа.
  • Объявление темы урока.
  • Актуализация имеющихся знаний.
  • Объявление темы урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Закрепление изученного материала.
  • Физкультминутка.
  • Самостоятельная работа.
  • Работа с текстом.

Заключительная часть
11.Рефлексия.
12.Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд 1.
- Ребята, мы начинаем урок русского языка. Тихо садитесь.
 Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II. Сообщение цели  и задач урока.
Слайд 2.
На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель -
Языка он повелитель.
Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
Знакомство с картой “путешествия”.
1.Остров «Словознай-ка».
2.Остров «Узнавай-ка».
3.Остров  «Объясняй-ка».
4.Остров «Подумай-ка».
5.Остров «Выполняй-ка».
Слайд 3. (Гиперссылка на 4 слайд)

III. Словарная работа. Остров “Словознай-ка”
Слайд 4.
Работа в словариках.
-- Ребята, чтобы наше с вами путешествие было замечательным и интересным, необходимо, чтобы нам сопутствовала хорошая погода. Для этого мы с вами познакомимся с новой темой словарных слов «Погода». Запишем в словарики «Тема 6».
Слайд 5.
Орфографическое чтение словарных слов темы «Погода».
(Слова появляются по щелчку).
погода
ветер
облако
заря
горизонт
север
запад
восток
Слайд 6.
У природы нет плохой погоды,
Всякая погода - красота,
Зной, и дождь, и прочие невзгоды,
Мы исправим с помощью зонта.
Фонетические ассоциации: природа – погода.
Слайд 7.
п о года
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.
-Какое лексическое значение этого слова?
Слайд 8.
Обратимся к толковому словарю.
Толкование слова: погода – состояние атмосферы в данном месте, в данное  время.
Слайд 9.
Звуковой анализ слова погода (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 3 слога, ударение падает на второй слог, 6 букв. 6 звуков.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
-Дети, совпадает произношение с написанием?
Слайд 10.
-Объясните высказывание: «Ждать у моря погоды». (Дети объясняют).
-Обратимся к фразеологическому словарю.
(По щечку появляется предложение: «Бездействовать, ничего не предпринимать, рассчитывать на случай).
Слайд 11.
-- Ребята, отгадайте загадку:
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой. (Ветер).
Слайд 12.
ветер
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.
Слайд 13.
Толкование слова: ветер – это движение потока воздуха в горизонтальном положении.
Слайд 14.
Звуковой анализ слова ветер (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 5 букв, 5 звуков.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
Слайд 15.
-Объясните выражение: «Держать нос по ветру».(Дети объясняют).
По щелчку на слайде появляется объяснение: «Обладать исключительным чутьём на изменение обстоятельств и приспосабливаться к ним».
Слайд 16.
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
Фонетические ассоциации: вата – облако.
Слайд 17.
облако
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.
Слайд 18.
Толкование слова: облако - скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов.
Слайд 19.
Звуковой анализ слова облако (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 3 слога, ударение падает на первый слог, 6 букв, 6 звуков.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
Слайд 20.
- Объясните высказывание: «Витать в облаках». ».(Дети объясняют).
По щелчку на слайде появляется объяснение: «Постоянно о чём-то мечтать, бесплодно фантазировать».
Слайд 21.
Фотография «Заря».
-Что вы видите на фотографии?
Слайд 22.
заря
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.
Слайд 23.
Толкование слова: заря – это яркое освещение горизонта  перед восходом или после захода солнца.
Слайд 24.
Звуковой анализ слова заря (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 2 слога, ударение падает на второй слог, 4 буквы, 4 звука.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
Слайд 25.
Фотография «Горизонт».
Слайд 26.
Фонетические ассоциации: «Солнце горит – горизонт».
Слайд 27.
горизонт
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.

Слайд 28.
Толкование слова: горизонт – это видимая граница неба и земли или водной поверхности.
Слайд 29.
Звуковой анализ слова горизонт (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 3 слога, ударение падает на третий слог, 8 букв, 8 звуков.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
Слайд 30.
- Объясните высказывание: «Исчезнуть с горизонта». ».(Дети объясняют).
По щелчку на слайде появляется объяснение: «Так говорят о человеке, который давно не появлялся в кругу знакомых, близких».
Слайд 31.
Валит снег там целый день,
Главный транспорт там – олень,
Там медведи белым цветом,
Дед Мороз живёт там летом.
Фонетические ассоциации: олени – север.
Слайд 32.
север
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.
Слайд 33.
Толкование слова: север –
1.Одна из четырёх сторон света.
2.Местность с холодным суровым климатом.
Слайд 34.
Звуковой анализ слова север (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 5 букв, 5 звуков.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
Слайд 35.
Солнышко светить устало,
Покатилось и упало.
Где закат пылает яркий,
Где пожар совсем не жаркий?
Фонетические ассоциации: закат – запад.
Слайд 36.
запад
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.
Слайд 37.
Толкование слова: запад – одна из сторон света.

Слайд 38.
Звуковой анализ слова запад (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 5 букв, 5 звуков.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
Слайд 39.
Кто восходы наблюдал,
На рассвете не зевал,
Тот запомнил назубок,
Где находится ...
Фонетические ассоциации: восход – восток.
Слайд 40.
восток
(Дети объясняют постановку ударения в слове и орфограмму).
- Записываем слово в словарик.
Слайд 41.
Толкование слова: восток – одна из четырёх сторон света.
Слайд 42.
Звуковой анализ слова запад (объясняют дети, затем проверяем на слайде по щелчку).
В слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 5 букв, 5 звуков.
-Произнесите слово орфоэпически, а теперь орфографически.
Слайд 43.
Орфографическое чтение словарных слов. Закрываем словарики.
- Составьте и запишите в тетрадь предложение с одним или несколькими словарными словами.
-Прочитайте, какие предложения у вас получились.
(Дети читают предложения).

IV. Объявление темы урока.
Слайд 44.
До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!

-Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
(Дети отвечают).
- Правильно, тема нашего урока «Три склонения имён существительных».
(Тема на слайде появляется по щелчку).

V. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Узнавай-ка”
Слайд 45.
Следующая наша остановка – остров «Узнавай-ка».
-- Я буду называть вопросы, или вспомогательное слово, а вы должны
догадаться о каком падеже идет речь.
Материал для игры:

VI.Объяснение нового материала.  Остров «Объясняй-ка»
Слайд 46.
-Как определить склонение имени существительного?

Слайд 47.
-Определите род и окончание существительных погода, заря.
(Дети отвечают).
-К какому склонению относятся эти существительные?
Слайд 48.
-Определите род и окончание существительных дядя, Дима.
(Дети отвечают).
-К какому склонению относятся эти существительные?
-Заполните на листе заданий в таблице 1всё, что вспомнили  о первом склонении.
Слайд 49.
-Определите род и окончание существительных облако, солнце.
(Дети отвечают).
Определите род и окончание существительного горизонт.
-К какому склонению относятся эти существительные?
-Заполните на листе заданий в таблице всё, что вспомнили о втором склонении.
Слайд 50.
-Определите род и окончание существительного ночь.
(Дети отвечают).
-К какому склонению относится это существительное?
-Заполните на листе заданий в таблице всё, что вспомнили о третьем  склонении.
-Сделайте вывод о склонениях имён существительных по таблице.
(Дети отвечают).

VII. Закрепление изученного материала. Остров «Подумай-ка»
Слайд 51.
(Устная работа с компьютером.)
- Прочитайте группы существительных.
-В каждом столбике найдите ошибку.

1 скл.
тревога
надежда
забота
отвага
вера
скука
зависть
обида

2 скл.
испуг
стыд
восторг
счастье
радость
ужас
веселье
покой

3 скл.
печаль
грусть
страх
любовь
жалость
привязанность
гордость
корысть

VIII. Физкультминутка
Слайд 52.
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Мы дозором обошли все владения свои.(Ходьба на месте).
Всё спокойно на пути.

IX. Самостоятельная работа. Остров «Выполняй-ка»
Слайд 53. Карточка1.
(Письменная работа в тетрадях).
- Прочитай имена существительные.
- Подумай, что общего у существительных каждого ряда.
- Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень,  лентяй,  ленивица.
Лошадь,  лошадник, лошадка.
(Дети выполняют самостоятельно)
Слайд 54.
-Проверяем работу. (Отвечают три ученика).
1 скл.                      2 скл.                       3 скл.
помощница            помощник             помощь
злоба                       зло                         злость
ленивица                лентяй                   лень
лошадка                 лошадник              лошадь

X. Работа с текстом. Карточка 2. (Работа с карточками).
Слайд 55.
Задание:
- Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.
- Определите склонение существительных.
- Давайте повторим, как определить склонение существительного.
(Дети отвечают).
Утих сев..рный вет..р. На в..стоке пылает алая з..ря. На зап..де исчезли обл..ка. Стрижи летают высоко над г..р..зонтом. Это признаки х..рошей п..годы.
-Проверяем работу. (По щелчку на слайде появляются ответы).
(Дети читают по предложению и объясняют тип склонения имён существительных).

XII. Рефлексия
Слайд 56.
Ребята, мы побывали с вами на острове склонений имён существительных.
Давайте вспомним, что же мы узнали?

Выполните работу в карточке 3.
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.


Существительное

1 склонение

2 склонение

3 склонение

колыбель

 

 

 

здоровье

 

 

 

мужчина

 

 

 

фамилия

 

 

 

ружьё

 

 

 

степь

 

 

 

конь

 

 

 

рожь

 

 

 

роща

 

 

 

Проверяем работу.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, ставит оценки.

XIII. Домашнее задание.
Выписать из орфографического словарика по 5 имён существительных каждого склонения в три столбика.
Повторить основные типы склонения имён существительных.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Приложение
Таблица 1   «Три склонения имени существительного»


1 склонение
 

_____род       _____род

 

 


2 склонение
 


_____род       _____род

3 склонение
 


             _____ род

на _____

                                                       Карточка 1.

Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень, лентяй, ленивица.
Лошадка, лошадник, лошадь.

 

 

Карточка2.
Задание:
1. Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.
2. Определите склонение существительных.

Утих сев..рный вет..р. На в..стоке пылает алая з..ря. На зап..де исчезли обл..ка. Стрижи летают высоко над г..р..зонтом. Это признаки х..рошей п..годы.

 

Карточка 3.


Существительное

1 склонение

2 склонение

3 склонение

колыбель

 

 

 

здоровье

 

 

 

мужчина

 

 

 

фамилия

 

 

 

ружьё

 

 

 

степь

 

 

 

конь

 

 

 

рожь

 

 

 

роща

 

 

 

                                           

    • кому? (Д.п.)
    • нет (Р.п.)
    • «щедрый» падеж (Д.п.)
    • без предлога не употребляется (П.п.)
    • подлежащее (И.п.)
    • «довольный» падеж (Т.п.)
    • кого? (В.п., Р.п.)
    • что? (И.п.,В.п.)
    • Поставить существительное в начальную форму.
    • Определить род существительного.
    • Определить окончание существительного.
    • Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
    • Какие существительные относятся к 1 склонению?
    • Какие существительные относятся ко 2 склонению?
    • Какие существительные относятся к 3 склонению?

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн