Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ласкавая Наталья Ивановна
Место работы, должность: 

 

Учитель музыки Ласкавая Наталья Ивановна, первой квалификационной категории, МБОУ СОШ № 42, г. Челябинск

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

Расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах.

 

Планируемые результаты:

 

Ученик научится:

-эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- воплощать художественно-образное содержание народного творчества;

- общаться и взаимодействовать в процессе  коллективного воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

 

Ученик получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина  Т.С., учебник музыки, 4 класс.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина  Т.С., рабочая тетрадь по музыке, 4 класс. 

Используемая методическая литература: 

 

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина  Т.С.,  Уроки музыки. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 5-е издание – М.: Просвещение, 2010.
  • Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Сов. Композитор, 1986.
Используемое оборудование: 

 

Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, детские музыкальные инструменты.

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong>Содержание:</strong></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;"><span style="line-height: 115%">Исполнение музыкальной попевки-приветствия</span> </span></span></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;">Повторение&nbsp; названий русских народных инструментов, названий <span style="line-height: 115%">групп русских народных инструментов. Определение инструментов по звучанию.</span></span></span></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;">История создания первого русского народного оркестра Василия&nbsp; Андреева. Усовершенствование им русских&nbsp; народных инструментов.</span></span></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;">Слушание русской народной плясовой песни &laquo;Светит месяц&raquo; в обработке В.Андреева. Определение характера музыки и её формы.</span></span></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;">Участие в исполнении плясовой &laquo;Светит месяц&raquo;.</span></span></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;">Инсценирование песни &laquo;А мы просо сеяли&raquo; </span></span></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;"><span style="line-height: 115%">Закрепление пройденного материала по принципу: что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.</span> </span></span></p> <p> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;"><span style="line-height: 115%">Д/З: Нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра.</span>&nbsp;</span></span></p>

 

Ход урока

Музыкальное приветствие:

 

Учитель: Здравствуйте ребята!

 

Дети: Здравствуйте учитель!

 

Прозвенел уже звонок,

 он зовет нас на урок!

 Много нового узнать,

 в путешествие опять!

 

Учитель: Сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

 

А чтобы узнать тему нашего урока, мы отгадаем кроссворд.

 

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!

 

У него рубашка в складку

 Любит он плясать в присядку.

 Он и пляшет и поёт –

 Если в руки попадёт.

 Сорок пуговиц на нём

 С перламутровым огнём

 Весельчак и буян

 Голосистый мой… (баян)

 

В деревнях она живет,

 очень жалобно поет…(жалейка)

 

Приложил к губам я трубку,

 понеслась по лесу трель,

 инструмент тот очень хрупкий,

 называется …(свирель).

 

 Деревянные сестрички,

 друг о друженьку стучат,

 всю округу веселят… (ложки)

 

 Он по виду брат баяну,

 Где веселье, там и он.

 Я подсказывать не стану,

 Всем знаком… (аккордеон).

 

В руки ты её возьмешь,

 То растянешь, то сожмёшь.

 Звонкая. Нарядная,

 Русская, двухрядная.

 Заиграет, только тронь.

 Как зовут её... (гармонь).

 

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –

 Прилетели воробьи

 На мою тетрадку сели

 И мелодию запели… (ноты)

 

 Ой! Звенит она звенит.

 Всех игрою веселит!

 А всего – то три струны

 Ей для музыки нужны.

 Кто такая, отгадай-ка,

 Это наша… (балалайка).

 

Учитель: Какое слово получилось по вертикали? (народный)

 

–А что может быть народным? (оркестр) А что было отгадками? (инструменты)

 

Верно, сегодня на уроке, мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Итак, тема нашего урока: Народные инструменты России, оркестр народных инструментов»

 

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на стр. 62 и найдите ответ.

 

К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты.

 

Загадки вы отгадали замечательно. А сейчас вам предстоит справиться с другими заданиями.

Задание: Назовите инструменты по картинке.

Задание: Мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на группы, по способу звучания. Распределите инструменты по группам : струнные, духовые, клавишные, ударные.  

Задание: Назвать инструмент по звучанию (звучат фрагменты разных инструментов)

 

А теперь давайте вспомним названия ансамблей по количественному составу: (дуэт, трио, квартет)

Задание: звучит плясовая «Барыня»

 Записать инструменты, исполняющие плясовую?

Определить количество инструментов в ансамбле и назвать его?

Назвать 2 ведущих инструмента ансамбля?

 

Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они и являются символом России.

 

Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

 

Переходим к следующему этапу урока.

 

Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал:

 

«Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где та продается вместе со спичками и солью.

 

Ребята, Как вы думаете, какой ж инструмент предложил Иванову сделать Андреев? (Балалайку)

 (учитель продолжает на фоне музыки)

 

А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке. И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И приступил к работе.

 

 Василий Васильевич Андреев родился в г.Бежецке Тверской губернии организовал первый оркестр русских народных инструментов и назвал его «Великорусским».

Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт. бас, контрабас ( звучит запись)

 

Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр. Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, много концертировали по разным странам Германии, Франции, Англии США и конечно по городам России. Организовал школы обучения игре на балалайке и других  народных  инструментах. После смерти оркестр был переименован и сейчас носит имя своего руководителя.

 

Очень известна на Руси плясовая песня «Светит месяц» многие композиторы писали вариации на мелодию данной песни, не остался в стороне и В.Андреев.

 

Настало время услышать оркестр русских народных инструментов.

 

Задание: Определить характер музыки и форму? ( задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная. Форма – вариации)

 

Ребята, а чтобы могло произойти, если бы В. Андреев не приложил столько усилий и не посвятил народному творчеству свою жизнь? (Ответы детей)

 

Итог: Важно запомнить, что благодаря усилиям В. Андреева народные инструменты сохранились, усовершенствовались и приобрели популярность.

 

Игра в оркестр.

 

 А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром и украсим плясовую «Светит месяц». ( каждый ребенок исполняет свой ритмический рисунок)

 

Практический работа. (рабочая тетрадь)

Песня-диалог «А мы просо сеяли», разучивание, исполнение по ролям, с использованием танцевальных движений, с имитацией игры на музыкальных инструментах.

 Закрепление знаний

- Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?

- Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?

- Кто первый организовал оркестр?

- Как его назвал?

 

 Рефлексия.

 

У каждого на парте две карточки настроения выберете ту, которая соответствует вашему.

Домашнее задание: Нарисовать один музыкальный инструмент народного оркестра.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн