1 .Орг. момент.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети.
Тайны чудес, вы откроете эти.
Сегодня мы совершим увлекательную
прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
2. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
Можно отправляться на прогулку.
1 слайд.(лес)
Лес не только для нашей забавы.
В нем - деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
Но прежде угадайте имя одного таинственного жителя. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы - ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.
2 слайд.
ЛЕСОВИЧОК
3. Проверка домашнего задания.
1)Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения? (почва)
2) Из чего состоит почва?(
3)Какие виды почв вы знаете?
4)Основное свойство почвы?
5)Что имеется в почве, необходимое для жизни
растений?
6)Что делают для зашиты почвы от выдувания и смыва?
7)Чем отличаются чернозёмные почвы от подзолистых?
Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок.)
А где он живет? {В лесу.)
Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса.
А в конце урока ответим на вопрос: «Что мы сажаем, сажая леса?
Физкультминутка.
У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце -
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»
4. Объяснение нового материала.
А как вы представляете, что такое лес?
3 слайд.
Лес - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе д еревья,
кустарники, травы, птицы, звери.
4 слайд.
Звучит плавная музыка
Ученик.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его ера {С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.) А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.) Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
5 слайд.
1)Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей, (кустарники)
2)Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)
3)Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы)
Запишем это в тетради в виде таблицы:
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
Крылья сложили назад.
Послушайте сообщения и подумайте, в какой столбик можно записать название.
6 слайд.
Ярусы леса.
Деревья
|
Кустарники
|
Травы
|
Ели
|
Малина
|
Ландыш
|
Сосны
|
Смородина
|
Медуница
|
Кедр
|
Шиповник
|
Кислица
|
Лиственница
|
|
Подорожник
|
Дуб
|
|
Ромашка
|
Какие деревья расположились в верхнем ярусе?
В среднем ярусе?
Что растет в нижнем ярусе?
А что же растет на самой земле?
Запишите в своих таблицах по 2 представителя каждого яруса?
Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.) А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев - это польза, а для старых - нет.)
Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.
Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
(Загадки о животных)
7 слайд.
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется... (медведь),
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её...
(лиса).
Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий.
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный... (ёж).
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был... (кабан).
Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит... (рысь).
Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это, (Лось)
Какие животные встречаются в нашем краю? Какие из них живут на деревьях? Какие ведут наземную жизнь? А какие обитают в почве?
Исправьте ошибки в цепи питания и составьте свою цепь питания.
Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе, корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
8 слайд.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд.
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
Но нужно быть очень внимательным при сборе грибов. Ведь среди них встречаются не только съедобные, но и ядовитые.
Лесовичок просит нас собрать в лукошко съедобные грибы.
Как вы думаете, лесу грибы нужны?
5.Работа с учебником.
Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Физкультминутка.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано,
Где стена и где окно,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?
(Старые листья, сквозь них пробивается
трава. Остатки старой травы, сухие
веточки.)
Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.) А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
6. Закрепление.
Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса .-живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.) Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом
7.Итог урока. Релаксация.
8. Домашнее задание. (карточка)
|
Психологический настрой на деятельность.
Целеполагание.
Готовлю к активному восприятию, заинтересовываю ребят.
Применение ИКТ.
Применение ИКТ.
Мотивация
Проверяю знания материала предыдущего урока. Развитие речи, образного мышления, памяти.
Вывод, обобщение.
Здоровьесбережение.
Дидактическая задача.
Использование ИКТ.
Применение познавательного материала.
Развитие творческой фантазии.
Применение ИКТ.
Умение анализировать, развитие речи, дедукция.
Здоровьесбережение.
Использование ИКТ.
Развитие памяти, словесно- логическое мышление, воображение.
Взаимопроверка.
Словесный метод (беседа)
Игровая ситуация.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Применение ИКТ.
Создание проблемной ситуации. Дифференцированный подход. Добиваюсь, чтобы каждый получил удовлетворение от своей работы, почувствовал уверенность в своих силах.
Применение ИКТ.
Развитие внимания.
Развитие мышления.
Здоровьесбережение.
Развитие памяти, словесно- логическое мышление, воображение
Обобщение, умение анализировать, делать выводы.
Обобщение.
Дифференцированный подход.
|