Орг. Момент. Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, -Начнем скорей урок! Изучение нового материала. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о китах. Да, да, не удивляйтесь. Начнем мы наш урок с прочтения отрывка из произведения Петра Павловича Ершова «Конек-Горбунок». Читает ребенок. Подъезжая к окияну, Говорит конек Ивану: "Ну, Иванушка, смотри, Вот минутки через три Мы приедем на поляну -- Прямо к морю-окияну; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит; В сказке «Конек-горбунок» есть персонаж - чудо-юдо рыба-кит, который лежит поперек моря-океана. На нем поселились люди, стали пахать на губе и искать грибов промеж усов. Это наказание было послано киту за то, что он без спроса проглотил среди морей три десятка кораблей. В глубокой древности люди не знали, какую форму имеет Земля. Им казалось, что она похожа на огромный круг, в середине которого они живут. Люди считали, что Земля должна на что-то опираться. Поэтому он думали, что Земля, расположена на спинах громадных китов, которые могут двигаться. Говорили, что сначала Землю поддерживали семь китов, однако со временем она слишком отяжелела и четыре кита, не выдержав возросшей нагрузки, нырнули в бездонную пучину. Три кита стараются и сегодня изо всех сил . Сегодня, на уроке, мы постараемся разобраться, какие такие три кита и сегодня поддерживают жизнь всех жителей нашей планеты. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Каждый день мы слышим слово «экономика». С экономикой сталкивается любой человек . Давайте вспомним, что такое экономика? – ____Правила, законы ведения домашнего хозяйства. 1. Какая главная задача экономики? ____Удовлетворение различных потребностей людей. 2. Что является потребностями людей? _____Всё что нужно для жизни. (Потребность в еде, воздухе, жилище и тд.) Для удовлетворения потребностей людей производят различные товары и услуги. 3. Что такое товары? ______Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. 4. Что такое услуги? ______Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. Давайте продолжим разговор о трёх китах. А киты эти как вы, наверно, уже догадались относятся к экономике. Итак, ТРИ КИТА ЭКОНОМИКА Тема урока: Три кита экономики. Посмотрите на экран. Давайте прочитаем, какое определение дает экономике Сергей Иванович Ожегов (составитель словаря русских слов) В детских энциклопедиях можно прочитать, что экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается или покупается. -Что нам нужно чтобы произвести товар? (Нам необходимы материалы) Подумайте, где человек может взять материалы? Можно ли эти материалы назвать богатствами? Как вы думаете, как называется первый кит экономики? Первый кит экономики – «Природные богатства» – то без чего нет возможности производить товары.) Приведите примеры природных богатств. ТАБЛИЦА НА ДОСКУ "2 кит экономики" называется "КАПИТАЛ". Капитал в экономике это не только деньги, но и все что сделано руками человека для производства товаров и услуг - это заводы, фабрики, дороги, оборудование, инструменты. Заводы Фабрики Деньги Оборудование (станки, инструменты) Инструменты Дороги Вы можете встретить это понятие в энциклопедиях и словаря. Там написано: « Капитал – это всё то, что способно приносить доход, давать прибыл, то, что создано руками человека для производства новых товаров и услуг». В сводной энциклопедии Википедии написано, что У нас с вами есть заводы, мы установили новое оборудование, доставили по дорогам природные материалы, как же нам получить товар? Нам нужно его изготовить . - Кто нам необходим для производства этих товаров?? (Рабочие, специалисты) -Действительно, чтобы сделать любой товар, необходимы люди, чтобы они изготовили товар, потрудились. Как вы думаете, как называется третий кит? "3 кит" называется "ТРУД". Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. В словаре Владимира Даля написано: Дело. Занятие. Упражнение в чем либо. Работа. Как вы считаете, можно ли получить результат (товар или услугу) при помощи только 1 кита (любого)? (Получить товар при помощи одного кита нельзя.) -Правильно, нельзя, потому что все "з кита" взаимосвязаны между собой, и результат мы можем получить только при их взаимодействии. Сегодня мы с вами и попробуем это доказать. Посмотрите на картинки и определите их место. Что относится к труду, что к богатствам, а что к капиталу. (Фронтальная работа) Закрепление новых знаний. Сейчас каждая группа получит текст. Вам нужно его прочитать и выписать на карточки составляющие экономики. Какие материалы используют, какие специалисты трудятся для создания того или иного товара, и какой капитал помогает им для его создания. Первая группа будет работать с текстом « Как делают бумагу в наши дни». Вторая группа – «Дорога ложка к обеду». Третья группа рассмотрит и проанализирует текст « Вещи из песка». Как делают бумагу в наши дни. Бумагу производят на бумажных фабриках. Бумажная фабрика Основным сырьем для производства бумаги является древесина. В основном используют ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья. Иногда для спила отдельных пород деревьев применяют ручной труд – лесорубов. На фабрике, под присмотром рабочих, машины измельчают деревья в щепки. Обрабатывают древесину на деревообрабатывающих предприятиях. Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают. Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Сырая бумажная масса проходит через целый ряд валиков. В конце ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы. Здесь свою работу выполняют упаковщики бумаги. К нам она попадает, пройдя через руки кладовщиков и продавцов магазинов. Для изготовления 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей «Дорога ложка к обеду», - гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это очень нужный предмет. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как ими ели мягкую пищу. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси - древесина. Основные виды ложек: • Столовая ложка • Чайная ложка • Десертная ложка При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У Екатерины I было много ложек из золота. Мастера по вырезанию постоянно меняли форму ложки, пока в 1760 году она не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас на заводах рабочие изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Для этого инженерами и технологами придумано множество различных трафаретов, специальных станков. Вещи, сделанные из песка. Посмотрите-ка внимательно на полки буфета. Видите там вещи, сделанные из песка? А эти стаканы, рюмки, солонки? Ведь все они сделаны из стекла. А стекло делают из песка, из самого обыкновенного песочка. Когда делают обыкновенную бутылочку, песок кладут в горшок, прибавляют соды и мела и ставят в особую стекловарочную печь. От накаливания все три материала – песок, сода и мел – свариваются вместе. Получается, в конце концов, расплавленное, жидкое, как вода, стекло. При 1200° оно похоже на сироп, при 1000° начинает тянуться в нити, при 800° становится еще более тягучим. Если бы стекло не было "твердой жидкостью", если бы его нельзя было сделать тягучим, как тесто, мы не могли бы готовить из него изделия всевозможной формы – все эти пузатые графины, фигурные рюмки, вычурные вазы. Специально обученные стеклодувы, под руководством технологов, способны изготовить любую фигурку. Ежегодно стекольные заводы выпускают миллионы различных стеклянных изделий, над созданием которых трудятся сотни различных специалистов. Водители привозят материал, грузчики грузят и тд. На доске вывешены изображения китов. Предлагаю вам закрепить ваши высказывания. В ячейку природных богатств прикрепите китов с записями о материалах, из которых они созданы. В ячейки с капиталами прикрепите записи о использованных средствах для их производства. А в ячейках «труд» - названия тех специалистов кто над ними трудился. Итак, мы видим, что экономические продукты люди могут получить только при взаимодействии трёх китов. Нам удалось с вами это доказать? ______________________________________________________________________ Итог урока. Рефлексия. Наш урок подошёл к концу. Вы все замечательно потрудились. Продолжите высказывания Каждый из вас на парте имеет карточку с изображение трёх китов экономики. Подпишите рядом с ними их имена. Раскрасьте тех китов, материал о которых вы запомнили на «5».