Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет
Submitted by Галина Ивановна Волкова on Fri, 17/02/2012 - 13:23
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.
(Урок по теории литературы с использованием компьютерных технологий)
Цель:
познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка. Дать понятие об эпитете
Задачи:
сформировать понятие об эпитете;
показать роль эпитетов в тексте;
обогатить словарный запас учащихся;
развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Ход урока.
I.Слово учителя.
Сегодня у нас на уроке гости, и мы, как гостеприимные хозяева, их доброжелательно примем.
Проверим рабочие материалы, которые понадобятся нам на этом уроке по теории литературы: альбом, краски, кисточки, вода. Каждый из вас побывает в роли художника.
Художником слова называют писателя, потому что он рисует
картины жизни,
образы,
явления природы,
предметы
словами.
И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления.
У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка.
Это и есть тема нашего урока (Слайд 1). Записываем тему урока.
Посмотрите на экран, какие тропы используют писатели, поэты в своих художественных произведениях (Слайд 2):
гиперболы,
олицетворения,
эпитеты,
сравнения,
метафоры.
Перепишем их в тетрадь.
Что они делают? Какую роль играют в тексте? (Слайд 3)
(Рисуют, изображают;
выражают отношение, чувства;
передают мысли и эмоции автора.) Сделаем записи в тетради.
(Слайд 4) Сегодня мы поработаем с вами над эпитетом, изучим его маленькие секреты и отличительные особенности.
II. Пробуждение жизненных впечатлений.
Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, весёлый, трудолюбивый,искренний). Мы назвали эпитеты. Что они делают? Помогают раскрыть качества человека.
Нравится вам этот человек? Опишите человека, который вызывает у вас антипатию.
А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь:колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. (Роза.) Что я перечисляла? Эпитеты. Что они делали? Помогали нам представить розу.
Определите время года по его свойствам. Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая. (Зима).
При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений?
III. Анализ первоначального определения.
(Слайд 5)
Прочитайте выразительно строки А. С. Пушкина:
…яблоко, оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Из какой сказки эти строчки?
Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? Какой троп использовал поэт в этом отрывке?
Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.
IV. Обобщение ответов в виде опорного конспекта.
Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заряжает настроением; создаёт образ.
(Слайд 6) Записываем в тетради.
V. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.
Попробуем отличить эпитеты от грамматических определений
а) (Слайд 7)
день чудесный! – субботний день
золотое сердце – золотое кольцо
лисий характер – лисий хвост
б) Роль эпитетов в тексте. (Слайд 8)
(Слайд 9) На экране портрет К.Бальмонта. Перед вами стихотворение К. Бальмонта «Снежинка», послушайте его. Выпишите эпитеты, которые создают её «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю проситься.
Лазурь чудесную
Она покинула.
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование, восхищение? Как передать эту смену при чтении? Что придаёт стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)?
VI. Упражнения творческого характера.
(Слайд 10)
а) Игра «Соревнование с писателем» (на доске написано стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором. (Идет коллективное обсуждение предлагаемых учащимися эпитетов.)
(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная) луна.
Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далёких)
(Одинокий) бег.
(Слайд 11)
б) Мы недавно учили стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…». Давайте вспомним его.
(Слайд 12)
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года» («Январь»), создание живописной акварельной иллюстрации зимнего леса и выбор названия для нее (строка из стихотворения Ф. Тютчева).
Подведение итогов, возвращение к опорному конспекту. (Слайд 13), (Слайд 14)
Назовите секреты эпитета.
Как увидеть эпитеты в тексте?
Какова их роль в художественном тексте?
Какой эпитет вы запомнили на уроке?
VIII. Задание на дом предлагают сами ученики:
Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его примерами;
Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам «береза», «тишина», «лес», «утро» (по выбору).