Структуру урокаможно отнести к классической, так как она включает в себя практически все известные элементы.
Тема и цели урока не были предъявлены мною в готовом виде, а сформулированы с участием ребят,так как это позволяет, с одной стороны, убедиться, что ребята понимают, о чём пойдёт речь на уроке, с другой – мотивируют их на активное участие в общей познавательной деятельности.
Во вводной части кроме организационного момента(приветствия, нацеливания на работу, проверки готовности класса к уроку) вместо традиционного повторения или проверки выполнения домашнего задания была проведена включённая беседа (т.е. опора на знания и опыт учащихся), актуализирующая знания учащихся по теме.
На этапе актуализации знаний сделан упор на чувственное восприятие 6-ти классников. Активизация правого полушария в связи с возникновением образов. Начало урока ( цепь в виде флеш - анимации) демонстрирует единство всех участников образовательного процесса, а также подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока. Цель и задачи, на мой взгляд, отвечают возможностям этого класса, понятны, диагностируемы и выполнимы.
Цель урока:
создание условий для развития и саморазвития личности при усвоении нового учебного материала в рамках личностно ориентированного образования.
Задачи урока
Развивающие:создание условий для развития когнитивной сферы учащихся, способности к выбору, самопознанию, саморегуляции, развитию способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы.
Образовательные: продолжение развития УУД
Воспитательные:воспитание толерантности, взаимопомощи и взаимосотрудничества, осознание себя как равноправного участника учебного процесса и роли учителя в нем
Основная часть построена как индивидуальная, групповая и парная работа, состоявшая из трех частей различной направленности.
1) Задание на соответствие и поиск ошибок позволяет проверить готовность учащихся к восприятию нового материала, провести самоанализ, самооценку, развивает критическое мышление
2) Исследовательская работа в группах предполагает использование ИКТ и практического эксперимента. Учащиеся устанавливают в ходе выполнения эксперимента взаимосвязь между основными характеристиками электрического тока.
После групповой работы проводится физкультминутка, для реализации здоровье сберегающих технологий
3) Третья часть позволяет продемонстрировать учащимся знания предмета и уровень понимания результатов групповой работы, умение практического применения знаний в жизни и объяснения окружающих явлений. Также, именно в третье части они получают ответы на большинство вопросов, сформулированных ими вначале урока.
На основном этапе урока ученики не только обобщают ранее изученное, но и делают самостоятельно открытие: устанавливают, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.
Содержание учебного материала соответствовало всем дидактическим принципам.
В процессе самостоятельной работы учащиеся, на мой взгляд, продемонстрировали умения выполнять исследования, работать в группе, осуществлять выбор в соответствии с целями урока и собственными интересами, формулировать гипотезы и выводы, предъявлять результаты своей деятельности и деятельности группы, обосновывать их.
Учащиеся 6 класса также владеют навыками самооценки и саморефлексии.
Метод послойного среза позволял постоянно осуществлять обратную связь с учащимися.
Домашнее задание предполагает как обязательную часть, так и возможность выбора. Каждый ученик может проявить свои способности при его выполнении. Заполнение индивидуальной карты развития позволяет ученикам еще раз провести саморефлексию дома.
Итогом урока становится «украшение ламп», являющихся обратной связью для учителя.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, как известно свободу выбора. Предполагается
Выбор
1. Группы
2. Роли в группе
3. Способа выполнения эксперимента ( виртуально, практически или оба способа- учитывается темп ребенка)
4. Способа оформления выводов группы (рисунок, текст, таблица)
5. Выбор понравившихся ( верных) выводов для индивидуальной записи в тетрадь
6. Выбор задания профессиональной направленности на этапе применения знаний
7. Выбор при выполнении домашнего задания
Особенности домашнего задания:
Тест предполагает задания разных типов: выбор одного ответа, нескольких, произвольного ответа.
Задание на выбор предполагает развитие творческих способностей учащихся, критического мышления, умения применить свои знанию при конструировании батарейки.
Задание для будущих биологов, литераторов и т.д. демонстрирует ученикам интеграцию физики с другими предметами и способствует развитию даже у 6-ти классников проф. направленности.
В полной мере происходит формирование коммуникативной компетенции, так как основная часть работы осуществляется в группе. Анимация с лампой вначале урока наводит только на тему урока, а в конце ей отводится другая роль- воспитание моральных ценностей – взаимопомощи, сотрудничества как детей так и учителя в совместной деятельности.
На: Урок ( мастер- класс) для учителей физике по теме " В мире
Большое спасибо Вам за отзыв.
С уважением, Татьяна Владимировна.