Submitted by Галия Кубаевна Туришева on Tue, 14/02/2012 - 13:20
Вступительное слово учителя.
Ребята! Совсем недавно на каникулах 31 марта прошел день рождения замечательного, хорошо известного вам детского писателя, сказочника, критика, переводчика, литературоведа, большого друга детей – К.И. Чуковского.
Если бы он был жив, ему исполнилось бы 123 года. Нет среди нас К.И.Чуковского, но книги его живут и будут долго жить.
Конечно, 123 года - это не совсем юбилейная дата, но прочитав его книги, мы с вами полюбили его и наш утренник «Корней Иванович Чуковский и дети» мы посвящаем его творчеству.
На нашем утреннике присутствуют гости-учителя нашей школы, родители, наши библиотекари: сельский и школьный.
Итак, мы начинаем.
Ведущий.
Родился К.И. Чуковский в г. Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в г. Одесса. Мать Чуковского была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича. Чуковского.
Свою книгу «От двух до пяти» он посвятил детям. О ней будут знать дети, которые будут жить в XXIвеке. (включается магнитофон). (Учитель читает вступительную часть к этой книге).
«Было когда-то веселое время: жилье мое стояло у самого синего моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное количество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса, очень длинная, около двух километров, сплошь была усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Слоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой. Мы строили на песке непреступные крепости, спускали на воду бумажные флоты.
Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!
Когда Ляле было 2,5 года, ее спросил какой-то незнакомец:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она величаво ответила:
- Я мамина и больше никовойная!
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
Приятно узнавать от детей, что у лысого голова – босиком, что от мятных лепешек во рту – сквознячок, что муж стрекозы – стрекозел.
И очень забавляли меня такие детские изречения и возгласы:
- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.
- Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтоб они не простудились.
Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
- Зачем ты это сделал?
- Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
- Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
- Ну, Нюра, довольно, не плачь!
- Я плачу не тебе, а тете Симе».
Учитель. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, - я, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
Дети читают загадки и отгадывают.
Чудесный дом Чудесная пещера
Был белый дом, Красные двери в пещере моей,
Чудесный дом, Белые звери сидят у дверей.
И что-то застучало в нем. И мясо, и хлеб – всю
И он разбился, и оттуда Добычу мою –
Живое выбежало чудо - Я с радостью белым
Такое теплое, такое Зверям отдаю!
Пушистое и золотое. (Рот и зубы)
(Яйцо и цыпленок)
Чудесные кони Берегись!
Два коня у меня, два коня, Ах, не трогайте меня:
По воде они возят меня. Обожгу без огня!
А вода тверда (Крапива)
Словно каменная!
(Коньки и лед)
Чудесный дом Почему?
Паровоз без колес! Мудрец в нем видел Мудреца,
Вот так чудо-паровоз! Глупец – глупца,
Не с ума ли он сошел? Баран – барана,
Прямо по морю пошел! Овцу в нем видела овца,
(Пароход) И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Зубастая загадка Федю Баранова,
Федя неряху увидел
Хожу-брожу не по лесам Лохматого.
А по усам, по волосам (Зеркало)
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей.
(Расческа)
Учитель.
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
Чтец. Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
Крокодил, крокодил, Крокодилович!
А за ним-то народ
И поет, и орет:
«Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
Учитель. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Чтец. Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки
Убежали от тебя.
- Героям многих сказок Чуковского является Крокодил.
- Вспомните, какие это сказки?
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами.
(«Путаница»)
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(«Тараканище»)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллеям проходил…
(«Мойдодыр»)
… И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и Жене, и Тотоше…
(«Телефон»)
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея,
Словно муху, проглотил.
(«Бармалей»)
А в большой реке
Крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное…
(«Краденое солнце»)
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним-то народ
И поет и орет:
«Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
(«Крокодил»)
- А вот что рассказывает К.И. Чуковский о замысле создания сказки «Муха-Цокотуха».
«У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 года.
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив како-то запыленный, бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую песенку о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом.
В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я от всей души отпраздновал оба».
Чтец (читает отрывок из сказки).
Героями своих произведений К.И.Чуковский, как вы видите, сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами являются вещи.
Послушайте, как интересно рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».
Чтец.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатой метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакал кочерга,
И помчались по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»…
Учитель продолжает знакомить детей с воспоминаниями К.И.Чуковского.
«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море.
Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если я пойду ко дну
И т.д.
Голышом побежал я по каменистому берегу, спрятавшись за ближайшей скалой; стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же у самой волны. Я сразу записал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».
Инсценировка «Доктор Айболит»
Iдействие
Доктор Айболит с попугаем Карузо, обезьянкой Чичи, собакой Аввой идут по лесам Африки.
Собака Авва. Тише, тише! Кто-то идет! Я слышу чьи-то шаги!
Из леса выходит лохматый старик с длинной седой бородой.
Старик(кричит). Что, вы тут делаете? И кто вы такие! И зачем вы сюда пришли?
Айболит Я доктор Айболит. Я приехал в Африку, чтобы вылечить больных обезьян.
Старик(смеется) Ха-ха-ха! Вылечить больных обезьян! А знаете ли вы куда они попали?
Айболит. Куда?
Старик. К разбойнику Бармалею!
Айболит. К Бармалею? Бармалей – самый злой человек во всем свете! Но мы лучше умрем, но не сдадимся разбойнику! Бежим скорее туда – к нашим больным обезьянам! Они плачут, они ждут и мы должны вылечить их!
Старик.(хохочет еще громче) Нет! Вы отсюда никуда не уйдете! Бармалей убивает каждого, кто попадет к нему в плен!
Айболит(кричит) Бежим! Бежим! Мы можем спастись!
Размахивая кривой саблей появляется Бармалей. У него длинные страшные усы, за поясом пистолеты.
Бармалей(кричит). Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора со всеми его глупыми зверями и посадите в тюрьму, за решетку! Завтра я разделаюсь с ними!
Подбегают разбойники, хватают доктора и зверей, которые отбиваются, и сажают их в тюрьму. Старик запирает их там на ключ. А ключ отдает Бармалею.
IIдействие.
Чичи(плачет) Бедные мы, бедные! Из этой тюрьмы нам не уйти никогда. Стены здесь крепкие, двери железные. Больше мы не увидим ни солнышка, ни цветов, ни деревьев. Бедные мы, бедные!
Айболит. Друзья мои, нам нельзя унывать, мы должны выбраться из этой проклятой тюрьмы. Ведь нас ждут больные обезьяны. Перестаньте плакать! Давайте подумаем, как нам спастись!
Авва. Нет, милый доктор! Спастись нам нельзя! Мы погибли! Двери нашей тюрьмы сделаны из крепкого железа. Разве мы можем сломать эти двери? Завтра утром, чуть свет к нам придет Бармалей и убьет нас всех до единого (плачет).
Айболит. Все же мы спасемся из тюрьмы! (Айболит подзывает попугая Карудо и что-то шепчет ему на ухо.)
Карудо. Хорошо! (Подбегает к окну, выбирается на улицу и летит к комнате, в которой спит Бармалей. Потихоньку вытащил у Бармалея из-под подушки ключ и возвращается обратно.)
Все звери. Ура! Мы спасены! Бежим скорее, пока Бармалей не проснулся.
Доктор открывает дверь. Все выбегают на улицу.
Айболит. Спасибо тебе, храбрый Карудо, ты спас нас от смерти. Если бы не ты, мы пропали бы. А вместе с нами погибли бы и бедные больные обезьяны.
Карудо. Это ты научил меня, что нужно сделать, чтобы выбраться из этой тюрьмы.
Айболит. Скорее, скорее, к больным обезьянкам.
Все бегут в лес.
1-й чтец. Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет, не спит,
Он лечит несчастных зверят
И ставит, и ставит им градусники.
1-й чтец. Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И плясать, и баловаться, Лимпопо!
1-й чтец. Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идет Гиппопотам.
Он идет от Занзибара,
Он идет к Килиманджаро –
И кричит он, и поет он:
Вместе. Слава! Слава Айболиту!
Слава добрым докторам!
Учитель. Откуда это?
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
(«Путаница»)
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
(«Мойдодыр»)
Он рычит и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!»
(«Тараканище»)
Солнце по небу гуляло
И за тучку убежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(«Краденое солнце»)
Проведение игры.
- У меня в мешке находятся разные вещи; их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из произведения, в котором о ней говорится:
а) телефон – У меня зазвонил телефон… («Телефон»);
б) воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде… («Тараканище»);
в) мыло – Вот и мыло подскочило…(«Мойдодыр»);
г) блюдце – А за ними блюдца… («Федорино горе»);
д) калоши – Пришли мне дюжину новых калош… («Телефон»);
е) термометр – И ставит им градусники.. («Айболит»).
Далее учитель показывает игрушки: слоненок, зайчик, собачка, ежик. Дети вспоминают в каких сказках они о них читали.
- А в какой сказке прославляют воробья?
Прославляют, поздравляют удалого воробья!
(«Тараканище»)
- А комара?
Слава, слава Комару-Победителю! («Муха-Цокотуха»)
- А Айболиту?
Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!
(«Айболит»)
- А Крокодила?
Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
«Ты нас, ты нас, ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас, о добрый Крокодил!»
(«Бармалей»)
- А медведя?
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну спасибо тебе, дедушка, за солнышко»
(«Краденое солнце»)
- Как звали мальчика, которого испугался Крокодил?
Ваня Васильчиков.
(Произведение «Крокодил»)
- А кто ходил с павлиньим хвостом?
Медведь.
(«Топтыгин»)
- Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: «У меня зазвонил телефон..» или «… Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живут крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. он говорит, что с Луны. И я, и мои дети, и внуки – мы все очень любим его». Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек.
В старших классах вы прочитаете повесть К.И.Чуковского «Серебряный век» и книгу о русском языке «Живой, как жизнь».
Ираклий Андронников писал, что талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.