Уроки нравственности по рассказу Е. И. Носова "Трудный хлеб"
Submitted by Ирина Михайловна Никитина on пн, 23/01/2012 - 19:31
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА
«ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».
«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их».
У. Мизнер
Ход урока:
Вводное слово учителя: Литература не только учила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к «братьям меньшим», закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Быть терпимее, милосерднее, щедрее, добрее учат нас произведения В.П.Астафьева, В.Г Распутина, М.М.Пришвина, Ю.М.Нагибина и Е.И.Носова.
Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Носова «Трудный хлеб».
Давайте обратим внимание на слова:
нравственность–внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
уважение–1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п. 2. Уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.;
Давайте начнем с домашнего задания (творческая работа). Вы должны были нарисовать своих домашних любимцев, кто-то принес фотографии. Давайте посмотрим на слайды и увидим ваших четвероногих друзей. Я вижу, с какой нежностью и любовью вы их рисовали и фотографировали. Какие они красивые, какие у них добрые и ласковые клички (на слайдах презентации рисунки ребят, фотографии их любимцев).
Подготовка к восприятию текста.
- Почему вы так старались, когда рисовали их, фотографировали, придумывали им имена?
- Вспомните, когда первый раз вы увидели своего будущего друга, какие чувства вы при этом испытали?
- Что вы любите в животных?
- Чувствуют ли животные любовь? Как?
Учитель обращает внимание учеников на вопрос и просит дать на него ответ одним определением:
- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… Учитель записывает то, что предлагают ученики, при этом пишет слова в две колонки: в одной – слова, положительно характеризующие поступки людей, в другой –отрицательно.)
- А теперь давайте подумаем, почему одна колонка получилась длиннее, чем другая? Чем вы это можете объяснить?
Чтение текста (показ слайдов, звучит музыка).
Работа по тексту (на слайдах рисунки с изображением Чанга из учебника учащихся).
-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление последнего? (Ученики обратят внимание на знаки препинания, лексику: «пристально», «недоверчиво», «повернулся от изумления»; повторы: «слепой... совершенно слепой».)
-Как охотник относится к Чангу? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
- Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?)(Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
-Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Попробуйте дать характеристикуохотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
-А теперь ребята давайте поработаем над текстом.
(У детей открыты учебники, они самостоятельно работают над текстом. Все цитаты дети находят сами, дают сами лексическое значение словам, которые просит найти учитель, определяют тип речи, находят выразительно- изобразительные средства языка…).
- Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
- Дайте лексическое значение слову «трудный», которое встречается в начале произведения. (Требующий большого труда, напряжения.)
- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
- Изображение осеннего пейзажа представляет собой? Укажите тип речи? (Описание).
- Рассказ хозяина о Чанге («Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет...») представляет собой? Тип речи? (Повествование).
- В словосочетании «золотая собака» прилагательное выступает в роли какого выразительно-изобразительного средства? (Эпитет).
- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.