Место работы:
учитель русского языка и литературы МБОУ «Кормовищенская СОШ, г.Лысьва, Пермский край
Использование готовых электронных продуктовна уроках русского языка: проблемы, варианты использования
Сегодня компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей деятельности. Творчество учителей в этой области не знает (да, наверное, и не узнает) пределов: электронные презентации по темам, различные варианты тестов и т.д. и т.п. Хотя, следует отметить, что, создавая свои электронные продукты (ЭП), мы зачастую … «изобретаем велосипед». Так как уже сегодня на рынке готовых ЭП существует достаточно широкий выбор. Но, как показывает опыт, а также опрос, проведенный в ходе мастер-класса по использованию ИКТ на уроках русского языка (Центра научно-методического обеспечения г.Лысьва) учителя не всегда имеют четкое представление о наличии подобных продуктов, а также о том, как можно использовать данные продукты в образовательном процессе.
В работе представлен обзорный анализ наиболее популярных программных компьютерных средств: «1С: Репетитор, Русский язык», «1С: Репетитор, Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку», «Репетитор Диктант» («МультиМедиа», 1998), «Русский язык. Репетитор. Кирилл и Мефодий», «Электронный репетитор-тренажер («МедиаХаус», 2002) и др. Анализ сопровождается конкретными методическими рекомендациями по использованию ЭП. В основе рекомендаций – личный опыт автора.
Помимо подробной информации о готовых ЭП по русскому языку, их достоинствах, проблемах, возникающих при работе с данными ЭП, рекомендации содержат возможные варианты решения возникающих трудностей («Предупрежден - значит вооружен»). Все это, по мнению автора, позволит учителю эффективно использовать готовые ЭП в своей деятельности.
Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день уже существует достаточно широкий выбор готовых электронных продуктов (ЭП). Главное для учителя – возможность их рационального использования. А для этого необходимо:
- иметь информацию о готовых ЭП (CD);
- знать, какие материалы содержатся на дисках; хорошо ориентироваться в них, чтобы отбирать те из них, которые соответствуют уровню и личностным особенностям учеников,
- представлять себе специфику данного ЭП, а также специфику компьютера как средства обучения, виды коллективной и индивидуальной работы с ним;
- учитывать конкретные условия обучения в своей школе.
Варианты использования
предметно-ориентированных CD
- Для самостоятельных занятий в компьютерном классе, на домашнем компьютере, в медиатеке.
- Для коллективной работы в классе с маленьким наполнением. Требуется наличие компьютера в классе. В этом случае компьютер играет роль доски, вызванные ученики по очереди выполняют задания; сначала их работу оценивает класс, затем программа. При наличии проекционной доски такая работа может проходить и в классах с нормальным и большим наполнением.
- Как материал для подготовки заданий к уроку. В этом случае, из-за отсутствия возможности скопировать страницу, учитель может использовать лишь идею задания, а его наполнение взять (скопировав) в других источника, например, из Словаря примеров (CD«1С: Репетитор, Русский язык»).
И хотя наиболее эффективным является первый вариант – в этом и есть смысл использования компьютерных технологий вообще и готовых ЭП в частности, - на сегодняшний день в школе наиболее распространенным является второй вариант. Именно исходя из этого условия, я и пыталась дать оценку имеющимся ЭП, рассмотреть варианты их использования, а также проблемы, возникающие при работе с программными продуктами, и пути их решения.
Название продукта |
CD: «1С: Репетитор, Русский язык».
|
Аудитория
|
Для учащихся старших классов, абитуриентов, студентов, учителей-русистов, всех, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.
|
Варианты использования
|
Предпочтительны 1, 3
|
Достоинства
|
Общие:
- Объем представленных материалов. Авторы утверждают: если все эти материалы, организованные на основе гипертекста, представить в линейном виде, т.е. в книге, то объем такого печатного издания будет насчитывать более 50 тысяч страниц.
Для учителя:
- Наличие методических материалов, включающих рекомендации по использованию и варианты уроков.
- Мониторинг прохождения каждым учеником теоретических и практических частей УРОКОВ в режиме реального времени. Учитель знает, кто и каким предметом занимается и в какой части урока находится ученик!
- Назначение теоретических занятий по каждому из УРОКОВ в режиме реального времени; Учитель назначает конкретное задание конкретному ученику!
- Назначение практических занятий и проведение групповых тестирований по темам УРОКОВ и РЕПЕТИТОРОВ; Получив задание, ученики автоматически "перебрасываются" в нужный раздел для начала тестирования!
- Контроль в режиме реального времени прохождения каждым учеником тестирования по теме УРОКА или РЕПЕТИТОРА. Учитель знает, кто на какой вопрос отвечал, где возникли сложности и сколько времени ученик потратил!
- Просмотр результатов тестирования и теоретических занятий каждого ученика в ДНЕВНИКАХ УСПЕВАЕМОСТИ.
- Материал расположен не на весь экран (панель быстрого запуска остается незакрытой), что позволяет осуществлять переход от программы к программе
Для ученика:
- Инструкцию, объясняющую, что и в какой последовательности должен делать пользователь;
- Можно получить помощь в виде: обращения к статье Учебника (где есть основные правила); комментария к каждой учебной единице задания, правильного ответа.
- возможность видеть реакцию на правильный/неправильный ответ.
- Очень важно, что при анализе работы компьютер «корректно» формулирует проблему обучающегося: «Скорее невнимательность, неумение сосредоточиться в самом начале работы явилось причиной ошибок на первом этапе. Это может привести к неудаче во время экзаменов. Необходимо знать за собой этот недостаток и, приступая к работе, стараться быть особо внимательным». Как видим, здесь используется прием «авансирования», что способствует, на мой взгляд, повышению мотивации к обучению
- В анализе работ содержатся рекомендации с указанием, где можно найти материал
- возможность наблюдать суммарный результат (процентное соотношение выполненных/невыполненных заданий).
- возможность еще раз повторить любое задание блока. При повторном обращении к заданию, варьируется его наполнение.
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Предназначен, в основном, для индивидуальной работы
|
Ответ учащегося у «доски» (учащийся выполняет задание, комментируя его выполнение)
|
Название продукта
|
CD: «1С: Репетитор, Тесты по орфографии».Контрольно-диагностическая система. Авторы учебно-методического материала: доцент кафедры русского языка РУДН, к.п.н. Руденко-Моргун О.И.; сотрудник НИИ ИТ Щеголева Анна Евгеньевна.
|
Аудитория
|
Адресована учащимся старших классов, абитуриентам, студентам, учителям-русистам, всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.
|
Варианты использования
|
Предпочтительны 1, 3
|
Достоинства
|
- позволяет проконтролировать уровень владения орфографией по теме
- выявить причины ошибок
- получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, которая поможет избежать ошибок в дальнейшем.
- Тесты можно копировать и распечатывать
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Предназначен, в основном, для индивидуальной работы
|
Ответ учащегося у «доски» (учащийся выполняет задание, комментируя его выполнение)
|
Название продукта |
CD: «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации».
|
Аудитория
|
Адресована учащимся старших классов, абитуриентам, студентам, учителям-русистам, всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.
|
Варианты использования
|
Предпочтительны 1, 3
|
Достоинства
|
- 330 тестовых заданий на различные правила русского языка;
- Тесты можно копировать и распечатывать
- справочник по правилам пунктуации;
- обширный словарь лингвистических терминов (более 600 статей);
- список учебной литературы.
- статистика работы с программой (результаты последних двух попыток прохождения тестов, а также ответы и рекомендации по последнему прохождению) заносятся в дневник.
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Предназначен, в основном, для индивидуальной работы
|
Ответ учащегося у «доски» (учащийся выполняет задание, комментируя его выполнение)
|
Название продукта
|
CD: «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку».Программа "Фраза" - электронный репетитор, разработанный опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами.
|
Аудитория
|
Для учащихся среднего звена и старших классов, абитуриентов, студентов, учителей-русистов, всех, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.
|
Варианты использования
|
Предпочтительны 1, 3. Возможен 2
|
Достоинства
|
- "Фраза" содержит около 4000 заданий по всем темам курса русского языка средней школы, в том числе около 1000 заданий для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.
- К программе прилагается подробное руководство, которое включает методические советы по использованию программы, Каталог правил русского языка с указателем и краткий Орфографический словарь.
- Вариативность заданий в зависимости от уровня сложности
- Задания систематизированы в соответствии с программой изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях России.
- с помощью программы можно изучить и повторить правила орфографии и пунктуации,
- тщательно проверить знания и восполнить пробелы.
- Репетитор следит за каждым вашим шагом, реагируя на ошибки;
- в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; помогает сразу исправить свои ошибки;
- позволяет зрительно запоминать только верные написания;
- в конце работы подводит итоги и выставляет оценку,
- ведет статистику успеваемости.
|
Название продукта
|
CD:Репетитор Диктант. МультиМедиа, 1998
|
Аудитория
|
Для учащихся старших классов, абитуриентов, студентов, учителей-русистов, всех, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других. Возможно использование в среднем звене
|
Варианты использования
|
1, 2, 3
|
Достоинства
|
- Представлены как диктанты-тексты, так и диктанты-упражнения, состоящие из отдельных фраз или и отдельных выражений. Возможна работа в режимах «Экзаменационный диктант» и «Диктант-упражнение», а также «Работа над ошибками»
- В диктантах-упражнениях указано количество элементов (слов)
- с программой могут работать разные пользователи.
- Фиксация времени выполнения
- возможность еще раз повторить любой диктант блока.
- Возможность работы с другими программами (если они были запущены до этого)
Доп.возможности:
- Можно использовать звуковые файлы в качестве образца выразительного чтения либо при работе с орфоэпическими нормами
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Учащиеся должны владеть определенной скоростью набора на клавиатуре
|
Использовать только звуковое сопровождение с последующей самопроверкой (см.ниже)
|
Мелкий шрифт для самопроверки (при фронтальной работе)
|
Работа с презентацией
|
Название продукта
|
CD: Репетитор. Кирилл и Мефодий
|
Аудитория
|
Для учащихся старших классов, абитуриентов, студентов, учителей-русистов, всех, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.
|
Варианты использования
|
Предпочтительны 1, 3. Возможен 2.
|
Достоинства
|
- Выбор преподавателя (женщина, молодой мужчина, мужчина в зрелом возрасте) создает психологически комфортную обстановку
- с программой могут работать разные пользователи.
- Выбор уровня сложности
- Обучение в различных режимах: «Упражнения», «Тренинги», «Экзамен», «Диктант»
- Фиксация времени выполнения
- Возможность видеть соотношение правильных и неправильных ответов
- Работа над ошибками
Доп.возможности:
- Содержит информацию о вузах Москвы и Московской области
- «Отдохни» - выход в Интернет
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Заставка затратна по времени
|
Включать программу заранее
|
См. таблицу «Репетитор Диктант»
|
Название продукта
|
«Словарь» (Автор - Банников Е.) – программа-тренажер
|
Аудитория
|
Программа предназначена для подготовки к словарным диктантам. Она будет наиболее полезна для школьников и абитуриентов, желающих улучшить свои знания в русском языке.
|
Варианты использования
|
1, 3
|
Достоинства
|
- 17 диктантов по основным темам орфографии (от 21 до 117 слов)
- Подобраны «жизненные» слова, в которых учащиеся часто делают ошибки
- В окне результатов отображается общее количество ошибок, слов и время, затраченное на диктант.
- Также отображается список слов, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
- Если диктанта на эту тему нет в программе, то вы можете создать его самостоятельно (Как это сделать написано в разделе «Справка»).
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Учащиеся «вскрывают» программу, выводят файл с верными написаниями и далее работают с «подсказкой»
|
На панели быстрого запуска появляется значок, который позволяет учителю отследить, насколько самостоятельно работает ученик.
Необходимо сразу проговорить, как учитель поступит в этом случае (Как вы поступаете, если ученик пользуется шпаргалкой? Хвалите за проявленную сообразительность? Напоминаете о том, что во время экзаменов шансы этого ученика «вылететь» до окончания экзамена увеличиваются на 99,9%? Мотивируете на самостоятельность в мышлении?)
|
Учащиеся не знают, что за слово «оз…мь»
|
Объясняем значение
Учим работать с тестом, используя метод исключения заведомо неверных ответов: напомните, что гласных, в написании которых мы сомневаемся не так много (например, Ы – только после Ц)
Корректно напоминаете, что тесты позволяют проверить и общую культуру, начитанность тестируемого
|
Учащиеся начинают нервничать, что они уже «пятый раз вставляют букву в слово, а компьютер им выдает ошибку, видимо «завис»
|
Расскажите им анекдот о студенте-выпускнике филфака (см. Приложение 1)
Пересадите за другой компьютер
|
Название продукта
|
CD: «Готовимся к ЕГЭ.Русский язык». «Просвещение – МЕДИА», 2004
|
Аудитория
|
Для учащихся старших классов
|
Варианты использования
|
1, 3
|
Достоинства
|
- Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку содержит:
- справочные сведения в объеме, необходимом для подготовки к ЕГЭ,
- интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзамена в тестовой форме,
- набор тематических и итоговых тестов, соответствующих по содержанию, форме представления и критериям оценивания ЕГЭ.
- Работа в режиме «Зачет» (в отличие от упражнений, на их выполнение отводится определенный срок, пользователь не имеет доступа к теоретическим материалам и тренингам, отвечать на вопросы можно в произвольном порядке, можно вернуться к какому-либо заданию и исправить ответ).
Программа проверит результаты и выставит оценку, занеся ее в журнал пользователя. В Итоговом протоколе, который будет содержать информацию верных и неверных ответах, а также:
- первичный балл — суммарный балл с учетом всех верно решенных заданий;
- тестовый балл (пересчет на 100-балльную шкалу)
- оценку (по 5-балльной шкале).
Первичный балл: |
…
|
Тестовый балл (по 100-балльной шкале):
|
|
Оценка (по 5-балльной шкале):
|
|
Можно посмотреть свой и правильный ответы на каждое задание зачета, кликнув на это задание в Итоговом протоколе.
- Работа в режиме «Тренинги»– выполнение интерактивных упражнений, за выполнение которых не ставится оценка. Если задание выполнено правильно, пользователь может переходить к следующему. Если нет – программа выдает комментарий к ошибке и набор ссылок по теме, т.е. разделы теории, которые могут помочь в ответе на поставленный вопрос. После изучения теории пользователь может попытаться еще раз выполнить задание. Число попыток не ограничено.
В программе предусмотрены следующие формы ответа:
1) выбор ответа из предложенных вариантов;
2) краткий ответ;
3) установление соответствия.
Сложность заданий: Уровень А (базовый), Уровень B (повышенный).
- Отвечать на вопросы можно в произвольном порядке, выбирая их в списке внизу и вверху текущего вопроса
- в случае неправильного ответа дается правильный вариант и гиперссылка на теорию, которую необходимо освоить для правильного выполнения задания
- Возможность копирования и распечатки материалов
- Возможность увеличивать или уменьшать шрифт и увеличивать «поле» показа
- наличие таблиц, которые можно использовать в качестве наглядного материала
- наличие Журнала и Дневника
- возможность параллельного использования других программ
- Интересная формулировка правил (Приложение 2)
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
отсутствие тематических упражнений
|
компенсируется использование других программ
|
Вызывает проблему переход из раздела в раздел, что затрудняет поиск нужного материала
|
Иметь четкое представление о том, какой раздел необходим для работы
Отправить материал в раздел «Избранное», что обеспечит быстрый доступ к нему
|
Наличие «странных» заданий (Приложение 3)
|
Возможность комплексной работы с текстом в ходе тренировочных упражнений
|
Название продукта
|
CD: Электронный репетитор-тренажер. Издательство «МедиаХаус», 2002
|
Аудитория
|
- Для учащихся среднего звена и старших классов, абитуриентов, студентов, учителей-русистов, всех, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.
|
Варианты использования
|
Возможен 2. Предпочтительны 1, 3.
|
Достоинства
|
- Фотографии писателей и их высказывания о русском языке (на заставке) – материал для зрительных диктантов
- Выбор уровня (4 уровня сложности)
- Качественный подбор материала
- Тренировка написания: слово – словосочетание – предложение - текст
- Разнообразие видов заданий: «Проверь себя», «Словарная разминка», «Задания с комментариями», «Диктант», «Исправь ошибку»
- Особый интерес представляют анимированные задания «Зарядка для ума», с помощью которых возможны:
- отработка орфографических навыков
- подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий в увлекательной для них форме
- движение глаз во время работы с заданием способствуют профилактике близорукости
Варианты работы с заданием подобного типа:
- Фронтально (комментированное выполнение поочередно всеми учащимися); подходит для орфографической «разминки»);
- индивидуально (один у доски комментирует выбор написания, остальные наблюдают). Анимация позволяет привлечь внимание всех участников.
- ответ с подсказкой (один у доски, остальные работают с сигнальными карточками). Этот вариант позволяет учителю отследить подготовку всего класса.
- работа в режиме «Самопроверка» или «Взаимопроверка» (учащийся ставит знак «+» или «-» в зависимости от правильности ответа; для «чистоты» проверки возможно параллельное использование сигнальных карточек: учащиеся кладут на стол карточку с правильным ответом)
- Раздел «Знаете ли вы?», который содержит интересные сведения о русском языке, веселые истории из жизни знаменитых лингвистов и писателей. Их использование стимулирует развитие интереса к изучению русского языка, помогает разрядить обстановку, например, после зачетной работы, способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке
- Дизайн и звуковое оформление (разное на разных уровнях, стилизованное под разные эпохи)
- Возможность параллельного использования других программ. Материал расположен не на весь экран (панель быстрого запуска остается незакрытой), что позволяет осуществлять переход от программы к программе
Дополнительные возможности
при индивидуальной работе с программой
- Наличие инструкции, объясняющей, что и в какой последовательности должен делать пользователь;
- В разделе «Справочник» можно найти теоретический материал, необходимый для выполнения задания
- Мониторинг прохождения тем каждым учеником в режиме реального времени.
- Учитель назначает конкретное задание конкретному ученику, что создает условия для индивидуализации обучения
- Просмотр результатов выполнения заданий каждого ученика в Журнале.
- Сведения о выполнении заданий хранятся в «Журнале»
- возможность видеть реакцию на правильный/неправильный ответ.
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Задания типа «Зарядка для ума» требуют достаточно высокой скорости мышления, что вызывает напряжение у медлительных детей
|
1) объяснить, что жизнь требует часто быстрых решений и необходимо тренировать это качество
|
При фронтальной работе большинство заданий вызывают трудности у детей, имеющих проблемы со зрением
|
Оптимальная посадка
|
Задания распределены не по темам, а по уровням
|
В «Журнале» есть список с указанием уровня сложности
|
Дополнительные программы (обзор)
Словари
Название продукта |
CD: Толковый словарь русского языка, под ред. Д. Н. Ушакова
|
Аудитория
|
Не ограничена
|
Варианты использования
|
1, 3
|
Достоинства
|
- Словарь имеет три уровня индекса для быстрого поиска слов:
- Заглавные слова статей словаря (около 100.000). По этим словам можно производить такой же поиск, как в книге.
- Слова, выделенные автором в тексте статей (около 500.000). В электронном варианте словаря по любому из этих слов мгновенно можно найти все статьи, где то или иное слово встречается.
- Все слова, встречающиеся в словаре (около 2.500.000). Более того, в индексный список включены все различные написания слов. Вы можете мгновенно проследить употребление этих слов во всех статьях словаря.
- Программа позволяет производить поиск слов как с учетом регистра букв и различия между Е и Ё, так и без учета этих различий.
- Внутри статей предусмотрен быстрый поиск в тексте искомого слова, а также произвольных фрагментов текста.
|
Название продукта
|
CD: Толковый словарь живого великорусского языка
|
Аудитория
|
Не ограничена
|
Варианты использования
|
1, 3
|
Достоинства
|
- Практически мгновенный поиск всех этих слов, выделенных слов и заголовков статей позволяет Вам найти Словарь Даля на CD-ROM как с экрана, так и набором с клавиатуры; как на языке оригинала, так и на современном (послереформенном) русском языке.
- Управляющая словарная программа (ноу-хау ЭТС) предоставляет возможность трехуровневого поиска в реальном времени: по заголовкам статей (44 694 слова), по выделенным словам (индексный список без повторов - 195844 слов), по всему тексту (индексный список без повторов -502791) с возможностью неограниченного количества перекрестных ссылок и переноса выбранной статьи или фрагмента статьи через буфер обмена с полным сохранением оригинального написания и шрифтовой разметки словаря.
- В словаре сохранено оригинальное написание соответствующее изданию 1880 - 1882 г.г., что позволяет проследить развитие языка, создает возможности для проблемного обучения
- 2 326 221 слово, 410 556 выделенных в статьях слов, 44 694 статьи.
|
Название продукта
|
CD: «Афоризмы». Комульти
|
Аудитория
|
Не ограничена
|
Варианты использования
|
1, 3.
|
Достоинства
|
- Содержит 80 000 изречений
- Удобный поиск по теме и авторам
- Возможность копировать и распечатывать материал
- Дизайн
|
Проблемы
|
Возможные варианты решения
|
Во время печати печатается слово «тема», что увеличивает объем лишней информации и затрудняет последующую работу с ней
|
«Брать» афоризмы и печатать снова
|
Заключение
Как уже было отмечено выше, «фронтальное» использование ЭП в классе (вариант 2) не решает кардинально самых сложных задач современного обучения – его дифференциацию и индивидуализацию (хотя отчасти и способствует этому). Чтобы решить эти задачи необходимо использовать ЭП для организации самостоятельных занятий в компьютерном классе (как вариант сегодня – мобильный класс), на домашнем компьютере в качестве домашнего задания, в медиатеке. Но уже сегодня необходимо начинать апробацию имеющихся ЭП.
Использование описанной выше методики позволяет уже сегодня решить следующие задачи:
- облегчение деятельности педагога;
- стимулирование интереса учащихся к изучаемому предмету;
- усиление наглядности и, как следствие, организация воздействия на различные каналы восприятия информации;
- организация коллективного взаимодействия в процессе выполнения учебных задач;
- решение проблемы хранения информации и наглядности (актуальной лично для меня).
Для меня, как учителя-практика, очень важно, что использование на уроках компьютерных технологий, в частности готовых электронных продуктов, уже сегодня приносит ощутимые результаты (Приложение 1.1). Думаю, что 10 место в общем рейтинге в конкурсе «Лучшие учителя России - 2008» по Пермскому краю - хорошее подтверждение этому. Но главное - это то, что мои выпускники являются конкурентоспособными. Отрадно слышать, как студентка экономического факультета ПГУ говорит: «Ольга Викторовна, а мне зачет по русскому языку самой первой поставили, еще ни у кого нет!». Я рада за них…
P.S. Эту работу я подготовила еще в 2008 году, т.е. три года назад. Сегодня список ЭП можно расширить, пополнилась моя личная медиатека. Но – увы - проблемы использования электронных пособий, на мой взгляд, по-прежнему актуальны.
Приложения
|