Методические рекомендации по созданию законченного текста в рамках подготовки к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Submitted by Галина Владимировна Ульянова on пн, 16/01/2012 - 02:38
ЕГЭ по русскому языку стал обязательным для выпускника образовательного учреждения. Особую трудность для учащихся и абитуриентов вызывает выполнение части С. Задание части С носит творческий характер, поэтому оно самое сложное и требует от выпускника школы большой эрудиции, знаний и умений в области стилистики, текстологии и культуры речи, навыков в создании законченного текста. Работа выпускника оценивается по специальным критериям, которые имеют тенденцию к изменениям.
Так, в2005-2006 и в 2006-2007 учебных годах работы части С оцениваются по одинаковым критериям. Начинать работу с учащимися по созданию законченного текста необходимо со знакомства с требованиями критериев, тем более, что первые четыре критерия зависят друг от друга и продолжают друг друга. Если учащийся не сможет выделить и верно сформулировать проблему предложенного текста, то, следовательно, он не сможет её прокомментировать, сформулировать позицию автора по прокомментированной проблеме и , ем более, не сможет включиться в обсуждение этой проблемы, высказывая своё мнение и приводя убедительные аргументы.
Становится очевидным, что даже владея навыками создания законченного текста, отличающегося смысловой цельностью и последовательностью изложения, ученик получит низкий балл за сочинение. Вот почему следует активизировать работу с учащимися и абитуриентами над первыми четырьмя критериями.
На первом этапе подготовки учащихся к работе по созданию законченного текста следует отработать умение выделять проблему исходного текста. Учащимся можно предложить несколько текстов, которые объединены одной проблемой. Таким образом предупреждается типичная ошибка школьников в разграничении понятий темы и проблемы текста.
На втором этапе подготовки учащихся к работе по созданию законченного текста следует провести подготовительную работу, связанную с комментированием проблемы, поднятой в тексте. Очень часто комментарии сводятся к пересказу содержания текста. Предупредить эту ошибку можно, разделив исходный текст на части и проследив развитие проблемного содержания.
На третьем этапе подготовки учащихся к работе по созданию законченного текста следует научить выпускников умению выявить авторскую позицию по отношению к поднятой проблеме. Учащимся можно предложить несколько текстов, связанных одной проблемой, но отличающихся различной авторской позицией. Таким образом у детей складывается впечатление неоднозначности мнений по одной проблеме. Такие приемы работы позволят школьнику легче присоединиться к поднятой автором проблеме и высказать своё мнение, подтвержденное аргументами.
Работу по созданию законченного текста можно выстроить и в обратном порядке, то есть по данной проблеме составить текст из 10 предложений, последовательно излагая проблемное содержание.
Эффективность данной системы работы по созданию законченного текста доказана практически.