Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Служебные части речи

Фото пользователя Вера Алексеевна Власюк
Submitted by Вера Алексеевна Власюк on вс, 08/01/2012 - 09:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Власюк Вера Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с.Киселёвка, учитель
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1.Познавательные:  1) повторить знания о служебных частях речи, их разрядах и видах, их функциях в составе предложения; 2) расширить степень понимания  особенностей употребления  союзов, предлогов, частиц в предложении и тексте; 3)практическим путём углубить знания условий выбора орфограмм, связанных с союзами, предлогами, частицами.

2.Практические:  1) совершенствовать  умение различать служебные части речи в тексте; 2) совершенствовать умения группировать  служебные части речи в зависимости от их  морфологической принадлежности; предлоги по способам образования и строению, союзы и частицы по разрядам; 3) совершенствовать умения правильно писать предлоги, союзы, частицы;  4) совершенствование умений проводить морфологический разбор  служебных частей речи; 5) развитие умения пользоваться предлогами, союзами, частицами в соответствии с  литературными  нормами и стилем речи.

3.Общепредметные:  1) привести в систему знания учащихся о  самостоятельных и служебных частях речи; 2) совершенствовать  слушание и говорение в  научном стиле как виды речевой  деятельности; 3)учить распределять  внимание во время слушания 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник "Русский  язык" для 7 класса под редакцией М.МРазумовской, методические рекомендации для  учителя

Используемая методическая литература: 

 

1. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей).- М.: Московский Лицей,2002.

2. Граник Г.Г.,.Владимирская Г.В., Борисенко Н.А.. Союз. Глава из нового учебника курса «Русская филология». Газета «Русский язык»№7,2005.

3. Зайцева Н.А.. Употребление предлогов: смысловые отношения, выражаемые с помощью предлогов. Газета «Русский язык» №14,2004.

4. Развивайте дар слова: Факультативн. курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII-VIIIкл)». Пособие для учащихся /Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, С.А.Никольская и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова.- 2-е изд., испр.-М.:Просвещение,1982.

5. Русский язык: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова ,В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2002.

 

 

Используемое оборудование: 

Средства обучения:

  1. карточки с заданиями;
  2. карточки с образцами правильных ответов;
  3. тексты произведений для анализа на уроке;
  4. макет для составления памятки.

 

Используемые ЦОР: 
  1. интерактивная доска;
  2. мультимедийная презентация;

 

Краткое описание: 
повторительно-обобщающий урок русского языка в 7 классе, группрвая форма работы

Ход урока.

 

Этап, его содержание.

Слайд,

комментарии

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обобщения знаний по теме «Служебные части речи». Мы изучили  отличительные признаки, особенности правописания  предлогов, союзов, частиц, особенности употребления их в речи. Вам было трудно? Были ли проблемы  при работе с  этими частями речи? Да, были. Так вот задача нашего урока - подсказать тем ребятам, которые  будут изучать эти темы в следующем году, на что надо обратить внимание при освоении этой сложной темы. Иными словами, в ходе урока мы должны составить памятку, сформулировать советы, которые помогли бы   облегчить изучение этих тем.

Итак, предлагаю нам трансформироваться в  научное общество юных  исследователей и включиться в работу. Вы разделены на группы по  пять человек. Каждый из вас должен ответить на уроке, внести свой вклад в  решении общей задачи. Вашу работу - коллективную и индивидуальную - я оцениваю  знаком ( ! ) ваша задача - получить как можно больше поощрений, потому что команда, набравшая  больше  баллов (знаков) -коллективных и индивидуальных поощрений -получит право комментировать  составленные памятки.

Этой цели мы сможем добиться только решив следующие задачи:

-обобщить и систематизировать  знания, полученные на уроках по теме;

- закрепить навыки написания служебных частей  речи;

-развивать умения обобщать, сопоставлять, делать выводы.

А эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова великого философа Древней Греции Горация и критика, писателя и публициста 19 века Н.А.Добролюбова:

Когда суть дела  обдумана заранее,

слова приходят сами собой.

Гораций

Чтобы воспользоваться всеми его (языка) сокровищами,

нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Н.А.Добролюбов

  1. Проверим свои знания. Работа по группам. Коллективное обсуждение  решения задания.

1.Найдите  общее в словах каждого ряда. Дайте им общее название.

          

2.Теоретический опрос. Итак, в русском языке выделяют три служебные части речи - предлоги, союзы, частицы. Каково назначение предлогов? Союзов? Частиц? Дайте устную характеристику служебных частей речи.

( устные монологические ответы)                  

  Вывод  для «памятки»: вы не сможете работать с «материалом», если не будете знать теории.

Исторический комментарий.

  • Предлоги. Как вам известно, еще до XVI века на Руси существовало слитное письмо. Но уже  XVIIвеке появились не только  непроизводные предлоги, но и производные. В современном русском языке они  производятся почти непрерывно.
  • Союзы. Самые древние союзы - сочинительные. Начиная с XVIIIвека  стали появляться составные союзы.
  • Частица.От лат. Рarticula.1896г. Ученый Добиаш выделил впервые частицу как служебную часть речи

3.Моделирование текста. Прочтите предложения, вставляя в них  необходимые по смыслу служебные части речи. Какие части речи вы вставили? Как они изменились предложения? Определите порядок предложений, чтобы получился текст.

    А) Журчат ручьи, выбиваясь __ сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая __земле, подмытый снег. Б) Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя, - то сеет __  землю густой тучей тяжелые пушинки  снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и ___час растопит пуховые цветы __ тёмных сучьях деревьев. В) Всё глубже и шире__ каждым днём голубые прорези неба __ серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь __эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.

Проверка  вариантов  получившихся текстов.

Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет на  землю густой тучей тяжелые пушинки  снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь на эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.

4. Работа с тропами. Найдите художественные приёмы, которые делает текст ярким, выразительным, эмоциональным. Назовите их.

Эпитеты:озорниковатый, густой тучей, подмытый снег.

Сравнения: как  балованное дитя, густой тучей.

Олицетворения: март капризничал, март сеял, март зажжет, растопит сугробы, пуховые цветы, ручьи журчат, выбиваясь, снег вздыхает, встревоженных облаков, бездонные ямы.

Метафоры: сеет тучей, прорези неба, ямы небес.

Вывод  для памятки: обратите внимание на участие  служебных частей речи в образовании тропов- сравнений, метафор.

5. Распределительный диктант.

Производный предлог с сущ.

Непроизводный предлог с сущ.

Другие части речи

 

 

 

(В)течении(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) романа; (в)следствии(е,и) непогоды; (не)смотря на жару; шёл по тропинке, (не)смотря под ноги; (в)начале реши это; (в)виду болезни; (на)счёт абонента;  имей это (в)виду; включить (в)следствии(е,и) новые документы; поговорить (на)счёт похода; (с)  начала думай, (с) начала зимы, (по)прежнему стучит, обрати внимание (на)подобие фигур.

Производный предлог с сущ.

Непроизводный предлог с сущ.

Другие части речи

В течение многих лет,

вследствие непогоды,  несмотря на жару, ввиду болезни, поговорить (на)счёт похода

В продолжение романа,  на счёт абонента, включить в следствие документы, (с) начала зимы, обрати внимание на подобие фигур

Не смотря под ноги,

 вначале реши это, имей это в виду, сначала думай,

(по)прежнему стучит,

 

Вывод для памятки: прежде чем решить, слитно или раздельно  написать слово, определите часть речи: наречие заменяется наречием, союз-союзом, предлог-другим синонимичным предлогом.

6.Работа с пословицами. Великий Рене Декарт, считал, что  «для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Задача следующего задания - выяснить, как правописание слова зависит от его морфологической принадлежности.
 

Коротко да ясно, (от)того и прекрасно.

С кем поведёшься, (от)того и наберёшься.

(За)чем пойдёшь, то и найдешь.

Разумный знает, что(за)чем следует.

Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел.

Мала блоха, за(то) кусает больно.

Приятная шутка в разговоре (то)же, что и соль в пище.

Когда много людей говорят одно и (то)же, это похоже на правду.

Иметь холодную голову так(же)необходимо, как и горячее сердце.

 

СКоротко да ясно, оттого (=потому) и прекрасно.

РС кем поведёшься, от того (=этого) и наберёшься.

РЗа  чем (=этим) пойдёшь, то и найдешь.

РРазумный знает, что за  чем следует.

Р Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

СМала блоха, зато (=а, но) кусает больно.

РПриятная шутка в разговоре то же, что и соль в пище.

РКогда много людей говорят одно и то же, это похоже на правду.

РИметь холодную голову так же необходимо, как и горячее сердце.

7.НЕ или НИ?  Работа групп «по цепочке» с интерактивной доской.

..говоря   ..    слова   – не говоря ни слова

н..чего ..      сделано  - ничего не сделано

..к кому ..   подходил -  ни к кому не подходил                 1-я группа

кто ..    знает Петю?  - Кто не знает Петю?

н..когда ..    унывай    - никогда не унывай

 

…    мог  …    сказать – не мог не сказать

…   звука …услышал  - ни звука не  услышал

.. с кем … встретился – ни с кем не встретился                 2-я группа

н..сколько  …   упало – нисколько не упало

…  пуха   …    пера – ни пуха ни пера

 

н..кто   …    прерывал -  никто не  прерывал

…  для   кого   готовить -  не для кого готовить

…   торопясь   н..куда – не торопясь никуда                     3-я группа

..  мог  …почувствовать – не мог не почувствовать

сколько тебе …  говори – сколько тебе  ни говори

Беседа по вопросам:

1.Каково основное значение  частицы НЕ?    Частицы НИ?

2. С какими частями речи  еще пишется частица НЕ?

8. Соревнование «Кто вперёд?»

                       Слитно

                  Раздельно

 

 

ничего не сказано, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни к кому не приходил, не был,

неглубокая речонка, не с кем встретиться, недорогое, а  красивое платье, некем заменить, дома не освещены, недоумевать, не распечатанные мною конверты

Слитно

Раздельно

ничего не сказано, неослабевающий интерес,

ненавистный враг, неглубокая речонка, недорогое, а  красивое платье, некем заменить

недоумевать

дома не освещены, ни к кому не приходил, не с кем встретиться, не был, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля, не распечатанные мною конверты

С чего надо выполнять подобные задания? (С определения части речи  слова, в котором  выбор орфограммы, а потом  применять правило-инструкцию). Запись в памятку алгоритма «Не с различными частями речи»

9.Вспомним употребление союзов в предложениях. Графический диктант. Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте их схемы.

  1. Бежали капельки по ветке и, слегка зависая на самом кончике, стали скатываться вниз.
  2. Но вдруг стало холодно и выросла, заблестела на солнце сосулька.
  3. Ни мороз, внезапно нагрянувший,  ни ветер, гудевший в ветках березы, ей не страшны.
  4. Когда выглянуло солнце, согрелась сосулька и капельками заструилась на землю.

 

1.       и            2.           , и                      3.ни       , ни               4.

 

когда

 

 

 


Обсуждение:

  1. анализируя схемы предложений №1-2, объясните, в чём особенность употребления союза И? (Сочинительный соединительный союз И может связывать как  ОЧП, так и простые предложения. В данном случае-предложении №1 - ОЧП сказуемые бежали и стали скатываться. Кроме этого простое предложение осложнено деепричастным оборотомслегка зависая на самом кончике, поэтому  ставим запятые. А предложение №2 – сложносочиненное, вторая часть осложнена ОЧП сказуемымивыросла. заблестела, связанными  интонацией перечисления);
  2. объясните, какую роль играет союз ни..ни во предложении №3 (в данном случае это сочинительный соединительный союз, бывшая отрицательная частица, которая, употребляясь при ОЧП, приобретает значение  союза и);
  3. дайте характеристику предложения №4 (повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП, из 2-ух ГО, связанных подчинительным союзом со значением времени; 1ГО- придаточное,  простое, распространенное,  не осложнено; 2 ГО- простое, главное, распространенное, осложнено ОЧП сказуемыми).

Совет в памятку: анализируя предложение, помни о функциях союза И, обращай внимание на то, что он связывает, тогда правильно расставишь знаки препинания. Кроме этого, не забывай об осложняющих конструкциях-

-причастных и деепричастных оборотах, они тоже имеют особенности обособления.  Не забывай разделять запятыми  части сложного предложения не зависимо от того, какими союзами они связаны.

 

10. Тест по теме.

  1. Укажите производный предлог:

а) разом  б) через  в) благодаря   г) для

  1. Укажите  сочинительный противительный союз:

а) тоже  б) либо в) однако  г) не то - не то

3. Укажите подчинительный целевой союз:

а) точно б) чтобы в) так что г) когда

4. Отметьте предложение с не:

а) на небе н.. облачка  б) Ленка оказалась н..много н..мало в Египте.

в) Проснулся хозяин н..свет н..заря  г) Это был н.. тот человек.

5.Выбери правильный ответ, объясняющий написание:

Петя нас встретил так (же) приветливо, как и раньше.

а) также - всегда пишется слитно

б) также – всегда пишется слитно

в) также - в данном случае это сочинительный союз, пишется слитно

г) так  же – в данном случае это  наречие с частицей, пишу раздельно.

6. Выбери правильный ответ, объясняющий написание:

Что(бы) вам такого пожелать?

а) чтобы  -всегда пишется слитно

б) чтобы –  всегда  пишется раздельно

в) чтобы – в данном случае это  целевой подчинительный союз

г) что  бы – в данном случае это вопросительное местоимение с частицей.

1

2

3

4

5

6

в

в

б

г

г

г

Проверка теста

 

 

 

 

IIIПодведём итоги.

Сколько восклицательных знаков получила каждая группа?  Та группа, у которой их больше всего, получают право  озвучить  листовку-совет для  учеников (целиком или поэтапно - как составили). Чтение памятки, советов.

Молодцы, теперь у большинства из вас  чётко отложилась последовательность действий при написании служебных частей речи.

Дома вам надо обобщить  наши комментарии по составлению  памятки ученику и  записать её, иллюстрируя примерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд3.

 

 

Слайд 4.

Проверка «по цепочке».

 

 

Оценивание и поощрение

 

 

 

 

Слайд 5

Дополнения по группам.

Оцениваниеи поощрение

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальн. работа с  предложениями отдельно -работа в паре.

 

 

 

Слайд 7.

 

Оценивание и поощрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

Оценивание и поощрение.

 

 

 

 

Работа у доски.

1 группа- 3 колонка, 2 группа-

1 колонка, 3 группа-2 колонка.

Коллективная проверка.

Оценивание, поощрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10.

Самопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд11. Проверка  «наоборот»(группа у группы), комментирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14. Индивидуальное поощрение

 

 

 

 

Редактирование. Дополнения.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Служебные части речи.doc 125 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн