- Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обобщения знаний по теме «Служебные части речи». Мы изучили отличительные признаки, особенности правописания предлогов, союзов, частиц, особенности употребления их в речи. Вам было трудно? Были ли проблемы при работе с этими частями речи? Да, были. Так вот задача нашего урока - подсказать тем ребятам, которые будут изучать эти темы в следующем году, на что надо обратить внимание при освоении этой сложной темы. Иными словами, в ходе урока мы должны составить памятку, сформулировать советы, которые помогли бы облегчить изучение этих тем.
Итак, предлагаю нам трансформироваться в научное общество юных исследователей и включиться в работу. Вы разделены на группы по пять человек. Каждый из вас должен ответить на уроке, внести свой вклад в решении общей задачи. Вашу работу - коллективную и индивидуальную - я оцениваю знаком ( ! ) ваша задача - получить как можно больше поощрений, потому что команда, набравшая больше баллов (знаков) -коллективных и индивидуальных поощрений -получит право комментировать составленные памятки.
Этой цели мы сможем добиться только решив следующие задачи:
-обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках по теме;
- закрепить навыки написания служебных частей речи;
-развивать умения обобщать, сопоставлять, делать выводы.
А эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова великого философа Древней Греции Горация и критика, писателя и публициста 19 века Н.А.Добролюбова:
Когда суть дела обдумана заранее,
слова приходят сами собой.
Гораций
Чтобы воспользоваться всеми его (языка) сокровищами,
нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н.А.Добролюбов
- Проверим свои знания. Работа по группам. Коллективное обсуждение решения задания.
1.Найдите общее в словах каждого ряда. Дайте им общее название.
2.Теоретический опрос. Итак, в русском языке выделяют три служебные части речи - предлоги, союзы, частицы. Каково назначение предлогов? Союзов? Частиц? Дайте устную характеристику служебных частей речи.
( устные монологические ответы)
Вывод для «памятки»: вы не сможете работать с «материалом», если не будете знать теории.
Исторический комментарий.
- Предлоги. Как вам известно, еще до XVI века на Руси существовало слитное письмо. Но уже XVIIвеке появились не только непроизводные предлоги, но и производные. В современном русском языке они производятся почти непрерывно.
- Союзы. Самые древние союзы - сочинительные. Начиная с XVIIIвека стали появляться составные союзы.
- Частица.От лат. Рarticula.1896г. Ученый Добиаш выделил впервые частицу как служебную часть речи
3.Моделирование текста. Прочтите предложения, вставляя в них необходимые по смыслу служебные части речи. Какие части речи вы вставили? Как они изменились предложения? Определите порядок предложений, чтобы получился текст.
А) Журчат ручьи, выбиваясь __ сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая __земле, подмытый снег. Б) Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя, - то сеет __ землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и ___час растопит пуховые цветы __ тёмных сучьях деревьев. В) Всё глубже и шире__ каждым днём голубые прорези неба __ серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь __эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.
Проверка вариантов получившихся текстов.
Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет на землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь на эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.
4. Работа с тропами. Найдите художественные приёмы, которые делает текст ярким, выразительным, эмоциональным. Назовите их.
Эпитеты:озорниковатый, густой тучей, подмытый снег.
Сравнения: как балованное дитя, густой тучей.
Олицетворения: март капризничал, март сеял, март зажжет, растопит сугробы, пуховые цветы, ручьи журчат, выбиваясь, снег вздыхает, встревоженных облаков, бездонные ямы.
Метафоры: сеет тучей, прорези неба, ямы небес.
Вывод для памятки: обратите внимание на участие служебных частей речи в образовании тропов- сравнений, метафор.
5. Распределительный диктант.
Производный предлог с сущ.
|
Непроизводный предлог с сущ.
|
Другие части речи
|
|
|
|
(В)течении(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) романа; (в)следствии(е,и) непогоды; (не)смотря на жару; шёл по тропинке, (не)смотря под ноги; (в)начале реши это; (в)виду болезни; (на)счёт абонента; имей это (в)виду; включить (в)следствии(е,и) новые документы; поговорить (на)счёт похода; (с) начала думай, (с) начала зимы, (по)прежнему стучит, обрати внимание (на)подобие фигур.
Производный предлог с сущ.
|
Непроизводный предлог с сущ.
|
Другие части речи
|
В течение многих лет,
вследствие непогоды, несмотря на жару, ввиду болезни, поговорить (на)счёт похода
|
В продолжение романа, на счёт абонента, включить в следствие документы, (с) начала зимы, обрати внимание на подобие фигур
|
Не смотря под ноги,
вначале реши это, имей это в виду, сначала думай,
(по)прежнему стучит,
|
Вывод для памятки: прежде чем решить, слитно или раздельно написать слово, определите часть речи: наречие заменяется наречием, союз-союзом, предлог-другим синонимичным предлогом.
6.Работа с пословицами. Великий Рене Декарт, считал, что «для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Задача следующего задания - выяснить, как правописание слова зависит от его морфологической принадлежности.
Коротко да ясно, (от)того и прекрасно.
С кем поведёшься, (от)того и наберёшься.
(За)чем пойдёшь, то и найдешь.
Разумный знает, что(за)чем следует.
Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел.
Мала блоха, за(то) кусает больно.
Приятная шутка в разговоре (то)же, что и соль в пище.
Когда много людей говорят одно и (то)же, это похоже на правду.
Иметь холодную голову так(же)необходимо, как и горячее сердце.
СКоротко да ясно, оттого (=потому) и прекрасно.
РС кем поведёшься, от того (=этого) и наберёшься.
РЗа чем (=этим) пойдёшь, то и найдешь.
РРазумный знает, что за чем следует.
Р Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
СМала блоха, зато (=а, но) кусает больно.
РПриятная шутка в разговоре то же, что и соль в пище.
РКогда много людей говорят одно и то же, это похоже на правду.
РИметь холодную голову так же необходимо, как и горячее сердце.
7.НЕ или НИ? Работа групп «по цепочке» с интерактивной доской.
..говоря .. слова – не говоря ни слова
н..чего .. сделано - ничего не сделано
..к кому .. подходил - ни к кому не подходил 1-я группа
кто .. знает Петю? - Кто не знает Петю?
н..когда .. унывай - никогда не унывай
… мог … сказать – не мог не сказать
… звука …услышал - ни звука не услышал
.. с кем … встретился – ни с кем не встретился 2-я группа
н..сколько … упало – нисколько не упало
… пуха … пера – ни пуха ни пера
н..кто … прерывал - никто не прерывал
… для кого готовить - не для кого готовить
… торопясь н..куда – не торопясь никуда 3-я группа
.. мог …почувствовать – не мог не почувствовать
сколько тебе … говори – сколько тебе ни говори
Беседа по вопросам:
1.Каково основное значение частицы НЕ? Частицы НИ?
2. С какими частями речи еще пишется частица НЕ?
8. Соревнование «Кто вперёд?»
ничего не сказано, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни к кому не приходил, не был,
неглубокая речонка, не с кем встретиться, недорогое, а красивое платье, некем заменить, дома не освещены, недоумевать, не распечатанные мною конверты
Слитно
|
Раздельно
|
ничего не сказано, неослабевающий интерес,
ненавистный враг, неглубокая речонка, недорогое, а красивое платье, некем заменить
недоумевать
|
дома не освещены, ни к кому не приходил, не с кем встретиться, не был, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля, не распечатанные мною конверты
|
С чего надо выполнять подобные задания? (С определения части речи слова, в котором выбор орфограммы, а потом применять правило-инструкцию). Запись в памятку алгоритма «Не с различными частями речи»
9.Вспомним употребление союзов в предложениях. Графический диктант. Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте их схемы.
- Бежали капельки по ветке и, слегка зависая на самом кончике, стали скатываться вниз.
- Но вдруг стало холодно и выросла, заблестела на солнце сосулька.
- Ни мороз, внезапно нагрянувший, ни ветер, гудевший в ветках березы, ей не страшны.
- Когда выглянуло солнце, согрелась сосулька и капельками заструилась на землю.
1. и 2. , и 3.ни , ни 4.
Обсуждение:
- анализируя схемы предложений №1-2, объясните, в чём особенность употребления союза И? (Сочинительный соединительный союз И может связывать как ОЧП, так и простые предложения. В данном случае-предложении №1 - ОЧП сказуемые бежали и стали скатываться. Кроме этого простое предложение осложнено деепричастным оборотомслегка зависая на самом кончике, поэтому ставим запятые. А предложение №2 – сложносочиненное, вторая часть осложнена ОЧП сказуемымивыросла. заблестела, связанными интонацией перечисления);
- объясните, какую роль играет союз ни..ни во предложении №3 (в данном случае это сочинительный соединительный союз, бывшая отрицательная частица, которая, употребляясь при ОЧП, приобретает значение союза и);
- дайте характеристику предложения №4 (повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП, из 2-ух ГО, связанных подчинительным союзом со значением времени; 1ГО- придаточное, простое, распространенное, не осложнено; 2 ГО- простое, главное, распространенное, осложнено ОЧП сказуемыми).
Совет в памятку: анализируя предложение, помни о функциях союза И, обращай внимание на то, что он связывает, тогда правильно расставишь знаки препинания. Кроме этого, не забывай об осложняющих конструкциях-
-причастных и деепричастных оборотах, они тоже имеют особенности обособления. Не забывай разделять запятыми части сложного предложения не зависимо от того, какими союзами они связаны.
10. Тест по теме.
- Укажите производный предлог:
а) разом б) через в) благодаря г) для
- Укажите сочинительный противительный союз:
а) тоже б) либо в) однако г) не то - не то
3. Укажите подчинительный целевой союз:
а) точно б) чтобы в) так что г) когда
4. Отметьте предложение с не:
а) на небе н.. облачка б) Ленка оказалась н..много н..мало в Египте.
в) Проснулся хозяин н..свет н..заря г) Это был н.. тот человек.
5.Выбери правильный ответ, объясняющий написание:
Петя нас встретил так (же) приветливо, как и раньше.
а) также - всегда пишется слитно
б) также – всегда пишется слитно
в) также - в данном случае это сочинительный союз, пишется слитно
г) так же – в данном случае это наречие с частицей, пишу раздельно.
6. Выбери правильный ответ, объясняющий написание:
Что(бы) вам такого пожелать?
а) чтобы -всегда пишется слитно
б) чтобы – всегда пишется раздельно
в) чтобы – в данном случае это целевой подчинительный союз
г) что бы – в данном случае это вопросительное местоимение с частицей.
Проверка теста
IIIПодведём итоги.
Сколько восклицательных знаков получила каждая группа? Та группа, у которой их больше всего, получают право озвучить листовку-совет для учеников (целиком или поэтапно - как составили). Чтение памятки, советов.
Молодцы, теперь у большинства из вас чётко отложилась последовательность действий при написании служебных частей речи.
Дома вам надо обобщить наши комментарии по составлению памятки ученику и записать её, иллюстрируя примерами.
|
Слайд 2.
Слайд3.
Слайд 4.
Проверка «по цепочке».
Оценивание и поощрение
Слайд 5
Дополнения по группам.
Оцениваниеи поощрение
Слайд 6
Индивидуальн. работа с предложениями отдельно -работа в паре.
Слайд 7.
Оценивание и поощрение.
Слайд 8
Оценивание и поощрение.
Работа у доски.
1 группа- 3 колонка, 2 группа-
1 колонка, 3 группа-2 колонка.
Коллективная проверка.
Оценивание, поощрение.
Слайд 10.
Самопроверка.
Слайд11. Проверка «наоборот»(группа у группы), комментирование
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14. Индивидуальное поощрение
Редактирование. Дополнения.
|