Submitted by afanaseva aleksandrovna tatyana on Wed, 28/12/2011 - 22:21
Тема: Решение задач на движение.
Цель: показать метод работы над задачей на движение через анализ условия, формирование интеллектуальных умений: сравнения, обобщения, классификации, выделения главного, выбор рационального способа решения и оформления задачи, опираясь на жизненный опыт детей. Развитие логического мышления, умения работать в группе, коллективе.
Оборудование: рабочие листы с элементами опорного конспекта, карточки с числами для устного счета,компьютер, проектор, настенный экран, , карточки с заданиями для работы в группах.
Используемые ЦОР:
мультимедийная презентация
. Ход урока:
I.Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем
1.Психологический настрой учащихся.
На улице осень, солнце закрыли серые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе –вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! Я пришла на урок с хорошим настроением. Поделитесь со мной своим настроением. Замечательно. Приятно видеть, что оно у вас тоже хорошее.
А какую отметку вы хотели бы получить сегодня на уроке? А что вам для этого необходимо? Из этого следует девиз нашего урока:
Спешите сегодня побольше узнать
Решите всё верно – получите пять!
2 Сообщение темы и цели урока:
Работать мы сегодня с вами будем в группах, в которых будет свой консультант.
А чтобы узнать тему нашего урока, необходимо вычислить значения выражений и найти соответствующую ему карточку. В результате мы составим слово, которое подскажет нам тему урока.
256:2 З
320-250 А
57 *2 Д
134 – 8 А
128 * 10 Ч
235 + 325 А
И так вы, наверное, догадались, чем мы будем заниматься на уроке? А над каким видом задач будем работать, узнаете, отгадав загадки:
У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Он с веселым голоском –
Колокольчиком-звонком.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке!
- Какое действие выполняет велосипед?
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
- Какое действие выполняет автобус?
Ходит город-великан
На работу в океан.
- Какое действие выполняет корабль?
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? ...
- Какое действие выполняет самолет?
Догадались с каким видом задач мы сегодня будем работать?
- Молодцы, конечно, с задачами на движения. Какую работу мы обычно проводим над задачами?
- · По каким признакам мы определяем, что это задача на движение? (Будут перечислены время, скорость, расстояние).
3. Закрепление изученного материала.
- Посмотрите на рабочие листы и выберете задачи на движение.
· Я с вами согласна, а теперь решите устно задачу.
Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло? (Скорость первого ребенка выше, чем скорость второго).
А это задача на движение?
Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость? (Нет такой величины как расстояние ).
- А теперь прочитайте задачу № 2. Решите ее.
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа?
Работа ведется маркерами на листах, листы вывешиваются. Участники должны найти, как можно больше решений данной задачи и сделать вывод, с чем это связано. В задаче не указано направление, а это очень важная величина, которая оказывает большое влияние на выбор решения задачи. Так же направление не было указано и в задаче про кашу, это еще один момент, почему задача в № 2не была задача на движение.
- Почему ее нельзя решить? (не указано направление). Такие задачи называются- задачи с недоопределенными данными.
- А это важная величина? На что она влияет?( на выбор решения задачи)
- Определитесь с направлением движения и решите задачу.
Решения задачи
1 вариант. Встречное движение.
1). 5+6=11(км/ч)-скорость сближения
2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа
3).30-22=8(км)
2 вариант. В противоположные стороны.
1). 5+6=11(км/ч)-скорость сближения
2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа
3).30+22=52(км)
3 вариант. Движение вдогонку (в одном направлении).
1). 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения
2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа
3).30-2=28(км)
Мы нашли пути решения задачи на движение с недоопределенными данными, а какое средство помогло вам в этом? Таблица? Краткая запись? Чертеж? Оформите задачу таким способом который вам считается удобным. Так какое средство на ваш взгляд рациональнее? Я тоже считаю, что схема, так как на ней указаны все величины: скорость, время, расстояние и направление, а в краткой записи и таблице этого нет. Но вы можете пользоваться тем, который вам удобен, главное не теряйте не одной величины.
Работая, над задачами я вижу, что вы немного устали. Пора и нам подвигаться.
Физминутка
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько.
И садимся потихоньку.
Посмотрите на задание № 3 и составить задачу по выбранному решению:
А) 1). 4Х2=8 (км) Б).1). 4+9=13(км)
2).9Х2=18(км) 2).13Х2=26(км)
3).8+18=26(км)
Варианты встречного движения и в противоположные стороны.
Учащиеся зачитывают составленные задачи.
Переходим к самому интересному 4 заданию. Прочитайте его.
О ком говорится в этой задаче?
Чем является 2 предложение? (скоростью). А чем третье (расстоянием).
Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков. За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага. 1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку.
РЕШЕНИЕ:
Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков.
За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага. – это скорость
1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки.- это расстояние
1. 5+20:10=7 прыжков кошке до норки
2. 1 прыжок кошки равен 3 шагам мышки, мышка за это время 3Х7=21 шаг, т.е. мышка окажется в норке, когда кошка до нее допрыгнет.
4. Подведение итогов
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Убедились в умении решать задачи на движение.(комментирую оценки). А где вам пригодятся эти знания и умения?
Наш урок подошел к концу. Возьмите карандаши и на рабочих листах нарисуйте свое настроение, которое у вас возникло от урока.