15 декабря 2011 г. в Новгородском институте развития образования состоялся международный семинар «Интеллектуальные традиции в педагогике». Вел семинар главный редактор альманаха «Русский мир и Латвия», руководитель постоянно действующего Гуманитарного семинара в г.Рига Сергей Александрович Мазур. Большой интерес вызвала предложенная С. Мазуром тема дискуссии: «Статус и авторитет современного учителя». Дискуссия получилась острая, было высказано много противоречащих друг другу суждений. Выступавшие говорили об общих проблемах современного образования на постсоветском пространстве, о роли государства и средств массовой информации в падении авторитета учителя, о потребительском отношении общества к «образовательным услугам». С другой стороны, речь шла и о личности самого учителя, его высоком профессионализме как основе формирования его авторитета, о разнице между понятиями «авторитет» и «уважение», о нравственных аспектах деятельности учителя.
Предлагаю обсудить эту тему на нашем форуме: наверное, для того чтобы успешно работать в предлагаемых сегодня новых условиях, необходимо прежде всего понять для себя, что такое современный авторитетный, профессиональный – и любимый! – Учитель, всегда ли совместимы все эти понятия.
По моему мнению, пока государство не повернётся в сторону учителя, невозможно говорить о его высоком статусе. К сожалению, в средствах массовой информации (особенно телевидении) можно быть свидетелем, что подаваемая информация никак не влияет на рост авторитета учителя. Необходимо давать информацию, которая бы укрепляла в обществе высокий статус педагогов. Конечно, и сам учитель должен заботиться о своём авторитете.
Здравствуйте,уважаемые коллеги.Много сейчас говорят о модернизации системы педагогического образования,а как соотностися это со стремлением повысить статус учителя, привлечь в школу молодых специалистов?Вопрос, скорее всего, риторический.Ведь ни для кого не секрет, что педобразование сейчас скудеет, выпускники педвузов не рвутся в школу.: останавливает невысокая заработная плата, низкий социальный статус учителя. А так хочется верить, что профессия вновь станет престижной, ведь учитель посвящает школе, детям всю жизнь....
Сегодня, к сожалению, к слову "Учитель" прибавляют не только такие определения как "профессиональный", "любимый", "прогрессивный", "авторитетный", "творческий", но всё чаще звучит словосочетание "удобный учитель"...
Я имею ввиду учителей искусства. Почему? Какой это учитель? И для кого он "удобный"? Оказывается быть "удобным" учителем и иметь такого учителя становится всё "выгоднее" для всех участников образовательного процесса. Ведь "удобный" учитель:
не критикует, не возмущается, ничего ни у кого не просит, родителей не воспитывает, а идет у них "на поводу", замечания детям не делает, ставит абсолютно всем отметки "пять" (чтобы рейтинг был высокий у детей, родителей и школы) и домашних заданий по предметам искусства не задает! К тому же, послушен администрации: проводит концерты и выставки, дает по мере необходимости и по приказу администрации открытые уроки и мероприятия, встречает и провожает "гостей" школы, участвует по мере возможности в конкурсах (часто ради галочки об участии), делает своими силами ремонт в кабинете, ну и, конечно, выполняет обязанности организатора или ассистента на ЕГЭ и ГИА, а если нужно, то заменит классного руководителя, педагога-организатора и воспитателя группы продленного дня... Добавьте, уважаемые коллеги, если я что-нибудь забыла...
Но вот вопрос: нужен ли такой учитель сегодняшнему образованию, точнее, сумеет ли такой учитель развивать, воспитывать и дать качественное образование нашим детям???
Ведь удобство и комфорт никогда не были двигателями прогресса! Величайшие наши психологи говорили и говорят о том, что только через преодоление затруднений (зазоры) в учении и происходит развитие личности. А как думаете Вы?
Что делать современному учителю: приспосабливаться (находясь постоянно между "молотом" и "наковальней" ) или вести за собой, подавая пример самопреодоления своих негативных качеств и собственного невежества?
15 декабря 2011 г. в Новгородском институте развития образования состоялся международный семинар «Интеллектуальные традиции в педагогике». Вел семинар главный редактор альманаха «Русский мир и Латвия», руководитель постоянно действующего Гуманитарного семинара в г.Рига Сергей Александрович Мазур. Большой интерес вызвала предложенная С. Мазуром тема дискуссии: «Статус и авторитет современного учителя». Дискуссия получилась острая, было высказано много противоречащих друг другу суждений. Выступавшие говорили об общих проблемах современного образования на постсоветском пространстве, о роли государства и средств массовой информации в падении авторитета учителя, о потребительском отношении общества к «образовательным услугам». С другой стороны, речь шла и о личности самого учителя, его высоком профессионализме как основе формирования его авторитета, о разнице между понятиями «авторитет» и «уважение», о нравственных аспектах деятельности учителя.
Предлагаю обсудить эту тему на нашем форуме: наверное, для того чтобы успешно работать в предлагаемых сегодня новых условиях, необходимо прежде всего понять для себя, что такое современный авторитетный, профессиональный – и любимый! – Учитель, всегда ли совместимы все эти понятия.
С.Л.Каганович