Submitted by Наталья Васильевна Волкова on чт, 15/12/2011 - 08:57
Учебный проект «Экономическая азбука»
Актуальность проекта. Тема проекта «Экономическая азбука” была выбрана не случайно. В нашей нестабильной социально-экономической ситуации в стране трудно ориентироваться даже взрослому, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья. Успешность интеграции в общество детей с нарушениями интеллектуальной деятельности значительно снижена по сравнению с нормально развивающимися обучающимися.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема особенно актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Элементарные экономические знания и умения можно получить при выполнении учебного проекта «Экономическая азбука», который максимально приближен к жизненным ситуациям. При выполнении проекта обучающиеся применяют знания, умения, навыки по математике и социально-бытовой ориентировки на практике. Задания проекта помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как приготовление пищи, совершение покупок, выполнения денежных расчётов; дают возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.
Учебный проект «Экономическая азбука» открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей основам самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на особенности коллективной деятельности.
Особенность представленного проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, забота о людях.
Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся по математике и социально-бытовой ориентировке.
Цель проекта: Повышение уровня социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с нарушениями интеллекта.
Задачи:
Формирование элементарной экономической грамотности, понимания необходимости экономической грамотности в условиях современной жизни.
Формирование социально-экономических компетентностей обучающихся.
Закрепление и практическое применение знаний и умений по математике и социально-бытовой ориентировке.
Воспитание самостоятельности и нравственных качеств личности.
Предмет проекта: спланированная социально-экономическая, трудовая и творческая деятельность детей.
Проект по продолжительности рассчитан на III четверть 2011/2012 учебного года.
Режим работы: урочное и внеурочное время.
Доминирующая деятельность: исследовательская и трудовая.
Характер координации: личностный, общественный.
Проект имеет внутренние и внешние контакты.
Участники проекта: учитель социально-бытовой ориентировки, учитель математики, обучающиеся 8-го класса специального (коррекционного) учреждения.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
Составление плана работы;
Наличие и подбор необходимых материалов;
Наличие инструментов и оборудования;
Стремление и желание участников проекта.
В результате осуществления проекта будут сформированы следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая и физическая готовность к интенсивной работе, выносливость, коммуникабельность, творческая активность, заботливость.
План осуществления проекта
I этап включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.
На II этапепредусматривается изучение и рассматривание вопросов:
– продумывание работы, внесение дополнений учащихся;
– подбор необходимых инструментов и материалов (кухонных инструментов и посуды, продуктов питания);
– обсуждение технологии выполнения работы;
– повторение техники безопасности.
Материал для работы:
Цены на необходимые продукты питания в различных магазинах
Продукты питания;
Необходимые кухонные инструменты и материалы;
Рецепты различных блюд;
Примерные меню.
III этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:
Составление меню.
Подбор рецептов.
Приготовление выбранных блюд.
IV этап – предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами. Угощение одноклассников и учителей.
Большое воспитательное значение в реализации данного проекта носит итоговая часть. А именно: угощение самостоятельно приготовленными блюдами одноклассников. Данный проект послужил толчком к мотивации учебной деятельности и активизации познавательных процессов обучающихся.