Submitted by Марина Николаевна Вострухина on Wed, 14/12/2011 - 11:50
Занятие кружка по биологии на тему «Наша осанка»
Цели:
* Определить значение аппарата опоры и движения
*Выявить причины неправильной осанки
*Освоить технику исследования осанки
*Научиться давать гигиеническую оценку состояния осанки
*Уметь составлять правила для правильного формирования осанки
Оборудование : скелет, таблицы: «Предупреждение искривлений позвоночника» , «Влияние физических упражнений на организм человека»
Структура занятия :
I.– Осанка и здоровье
II.Самонаблюдения.
III.Правила для поддержания правильной осанки.
IV.Итог
I.– Осанка и здоровье. Правильная осанка. Неправильная осанка, причины её возникновения.
У.--Как вы думаете ,приятно смотреть на стройного человека?
-Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте ,у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
У.- Правильная осанка не даётся человеку от рождения ,приобретается им.она вырабатывается в детстве и юности ,а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно ,потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной .Поэтому вам взрослые всё время говорят: «Не горби спину .Сиди прямо!». Не правильная осанка делает спину кривой,некрасивой. Если в детском возрасте приучиться держаться прямо , тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
У.- У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. (таблица).это означает, что деформирован позвоночник. Начинается он ,как правило, в 8-10 лет.Лечится долго ,иногда даже в больнице.
- Позволяет держать осанку позвоночник- основной стержень тела.Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол ,составленный из 33 костей – позвонков. (слайд)К позвоночнику присоединены рёбра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.
У.- Сколько вы насчитали у себя рёбер?
-12 пар
У.- Какую работу выполняют рёбра?
- Защищают внутренние органы от повреждения.
У.- Сделайте вывод из нашей беседы ,каково значение скелета в жизни человека ?
-Трудно себе представить ,как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата.
Скорее всего ,он напоминал бы медузу ,вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться ,а любая ,даже незначительная , травма повреждала бы внутренние органы ,вызывала сотрясение головного мозга.
У.- Т.о. от правильной осанки зависит наши здоровье , работоспособность.
2. У.-Как вы думаете ,почему искривляется позвоночник у детей ?
У.- Нужно научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения .Поэтому нам с вами важно научиться самостоятельно проводить самонаблюдения и оценивать своё здоровье.
II.Самонаблюдения.
Работа №1.Выявление нарушения осанка
Порядок работы
Оценка результатов
1.Встаньте спиной к стене так ,чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.
2.Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
3.Если это невозможно, просуньте туда ладонь.
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен.
Если это имеет место, осанка нарушена.
Осанку следует считать нормальной ,если между поясницей и стеной проходит ладонь
У.-А теперь разучим с вами упражнения ,которые нужно выполнять для сохранения правильной осанки.
Работа №2.Сохранение правильной осанки при стоянии
Порядок работы
Оценка результатов
1.Встаньте спиной к стене так ,чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.
2.Голову держите прямо ,смотрите вперёд
3.Поднимите и слегка отведите плечи назад
4.Втяните живот.
5.Таз продвиньте вперёд. Щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы . Проконтролируйте это рукой.
Дайте оценку своей осанке
В норме исходное положение сохраняется при стоянии.
Работа№3. Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе.
Порядок работы
Оценка результатов
1.Положите на голову (темя)хоккейную шайбу или любой другой небольшой предмет.
2.Попробуйте сесть на стул ,пройтись по комнате с предметом на голове.
3.Подойдите к стене ,обопритесь головой,
лопатками и ягодицами.
Присядьте на корточки, скользя по опоре.
В норме предмет с головы не падает.
Если падает, определите, какую ошибку вы совершили при выполнении этого движения.
При выполнении этих работ оформляются карточки.
Ф.И…………………………………………………………………………………………..
Исходное положение
Выявление нарушения
осанки
Сохранение правильной осанки
При стоянии
В положении сидя или при ходьбе
Раб.№1.2 -Голова,плечи и ягодицы опираются на стену.
N- Между поясницей и стеной проходит ладонь
N– Исходное положение сохраняется при стоянии
N– Предмет с головы не падает
Раб.№3.- На темя положен предмет
<N-
…проходит ладонь
<N-
Исх.пол. не сохраняется при стоянии
<N-
Предмет падает с головы
Оценка результатов.
Заштрихуйте нужный прямоугольник.
N
N
N
<N
<N
<N
Рекомендации
N- моя физическая нагрузка достаточна для поддержания правильной осанки
<N- необходимо ввести в комплекс физзарядки упражнения на укрепление мышц спины.
III.Правила для поддержания правильной осанки.
У .-Что нужно делать ,чтобы осанка была хорошей ?
ü Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища
ü Правильно сидеть за столом ,партой, на стуле ,не горбиться жёсткой постели с невысокой подушкой.
ü При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить портфель в одной руке ,одно плечо станет ниже другого.
ü Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.
ü Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз .Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу ,двигать руками и ногами , потягиваться ,а через каждые 3 0 минут обязательно встать ,походить или полежать.
ü Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать ( разгрузить позвоночник ).
ü Каждый день смотреть на себя в зеркало , которое подскажет ,какая у вас осанка.
IV.Итог
Литература
1.Обухова Л.А. , Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников:
Методическое пособие . М.:ТЦ Сфера,2000
2.Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии : Учеб.пособие для 9-10кл.сред.шк. : Факультатив.курс. –М.: Просвещение ,1989