Тема: Площадь прямоугольного треугольника.
Цели: Дать учащимся представление о прямоугольном треугольнике, вывести формулу площади прямоугольного треугольника.
Тренировать навыки решения составных уравнений, примеров на порядок действий, задач на нахождение части числа и числа по его части.
Развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.
Ход урока.
1. О. м.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постараюсь все понять-
Буду правильно считать.
-Настройте себя именно на такую работу на уроке.
2. Актуализация знаний.
* Игра «Минутка».
В течение 3 минут дети самостоятельно решают задачи. Выигрывает тот, кто больше решит задач.
Задачи.
1) В классе 25 учеников; 1/5 учеников – отличники. Сколько отличников в классе?
2) На ветке сидело 12 воробьев; ¾ из них улетело. Сколько птиц улетело?
3) От ленты отрезали ¾ , что составило 90 см. Чему равна длина всей ленты?
4) Сколько дней в 3/7 недели?
5) Туристы за 2 дня прошли 27 км. В первый день они прошли 2/3 всего пути. Сколько км туристы прошли во второй день?
6) В саду было 64 куста. 3/8 этих кустов- крыжовник, ½ кустов- черная смородина, а остальные – малина. Сколько кустов малины росло в саду?
7) Участок прямоугольной формы хотят обнести забором. Длина участка 600м, а ширина составляет 5/6 длины. Какой длины должен быть весь забор?
8) Какой длины потребуется проволока для прямоугольной рамки, если длина рамки 35 см, а ширина составляет 3/5 длины?
9) Длина ¾ отрезка равна 12 см. Чему равен весь отрезок?
10) Два мотоциклиста едут навстречу друг другу. Один проехал 3/7 всего пути, а другой – половину. Сколько км им осталось ехать до встречи, если расстояние между ними было 210 км?
На слайде 2 опорная схема:
|
a |
b |
c |
I |
3 |
3 |
? |
II |
20 |
18 |
? |
III |
30 |
27 |
? |
- Найти площадь прямоугольника. Ответы запишите в тетради.
Взаимопроверка, но оценить вы должны себя сами. (Ответы: 9 360 810).
-В каком порядке расположены числа?
-Как вы думаете, почему? (площадь- это произведение, а длины сторон – множители. С увеличением множителей увеличивается произведение .)
-Назовите формулу площади прямоугольника?
-Что интересного заметили в таблице?
-Что такое квадрат?
- Назовите формулу площади квадрата.
-Вспомним другие формулы.
-Что такое формулы? (верное равенство, устанавливающее связь между величинами).
3. Постановка проблемы.
На слайде запись темы урока:
«Площадь прямоугольного треугольника»
Запишите формулу прямоугольного треугольника.
Таким образом назовите цель нашего урока (построить формулу зависимостей между сторонами и площадью прямоугольного треугольника).
4.«Открытие» детьми нового знания.
Вчитайтесь в тему урока. Вспомните обозначение данных слов.
- Что такое площадь?
- Что значит треугольник?
- Что значит прямоугольный?
- Что значит прямоугольный треугольник?
Выслушиваются мнения детей.
- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, какой треугольник называется прямоугольным.
Попарно три прямых, пересекаясь,
Мне к трем углам дают три стороны.
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны.
Коль остры все углы- и я остроуголен,
С одним тупым- тупоуголен.
Коль остры два, а третий прям-
Прямоуголен я.
По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь.
- Какой треугольник называется прямоугольным?
Практическая работа.
З. 1, стр. 94 (прямоугольник на доске)
У вас на столах фигуры. – Что за фигура?
- Стороны прямоугольника 4см и 5см.
- Разрежьте его по диагонали АС
- Что получили?
- Равны ли полученные треугольники?
- Докажите.
- Какова площадь прямоугольника? 20 кв.см
- Найдите ½ часть от 20 кв. см (площади прямоугольника).
- Запишите решение в тетрадь.
20: 2 х 1= 10 кв.см
- Что мы нашли? 9(1/2 площади прямоугольника или площадь треугольника).
- Что обозначает число 20 кв.см?
- Значит, что нужно сделать, чтобы найти площадь треугольника?
- Запись на доске:
Sпр. : 2= 10 кв.см – Sтр.
- Назовите формулу площади прямоугольника.
- Тогда, чему равна площадь прямоугольного треугольника?
S = a x b : 2 Слайд
- Каких сторон? Прочитайте правило на с. 95.
- Какие стороны треугольника называются катетами, узнаете, прочитав текст из упр. 3 с. 94.
- Как называется третья сторона?
- Выполните упр. 4 с. 95
- Назовите формулу площади прямоугольного треугольника.
5. Первичное закрепление.
* упр. 5 с. 95 (1 фигура) работа в парах 9 (самооценка)
* упр.5 с.95 (2 фигура) самостоятельно с самопроверкой. (самооценка)
5. Повторение.
* упр. 6 с. 95 (самооценка)
6. Что нового узнали на уроке?
- Чему равна площадь прямоугольного треугольника?
Какие стороны прямоугольного треугольника мы называем катетами?
- Как вы оцениваете свою работу? Поставьте себе оценку за урок.
Индивидуальная работа.
1. Найди:
3/6 числа 18
35% числа 200
2.Найди число, если:
4/5 его равно 28
35% его равны 70
3. Найди площадь прямоугольника, если его длина равна 8 см, что на 3 см больше его ширины.
Задачи.
1) В классе 25 учеников; 1/5 учеников – отличники. Сколько отличников в классе?
2) На ветке сидело 12 воробьев; ¾ из них улетело. Сколько птиц улетело?
3) От ленты отрезали ¾ , что составило 90 см. Чему равна длина всей ленты?
4) Сколько дней в 3/7 недели?
5) Туристы за 2 дня прошли 27 км. В первый день они прошли 2/3 всего пути. Сколько км туристы прошли во второй день?
6) В саду было 64 куста. 3/8 этих кустов- крыжовник, ½ кустов- черная смородина, а остальные – малина. Сколько кустов малины росло в саду?
7) Участок прямоугольной формы хотят обнести забором. Длина участка 600м, а ширина составляет 5/6 длины. Какой длины должен быть весь забор?
8) Какой длины потребуется проволока для прямоугольной рамки, если длина рамки 35 см, а ширина составляет 3/5 длины?
9) Длина ¾ отрезка равна 12 см. Чему равен весь отрезок?
10) Два мотоциклиста едут навстречу друг другу. Один проехал 3/7 всего пути, а другой – половину. Сколько км им осталось ехать до встречи, если расстояние между ними было 210 км?
|