Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как живые организмы вышли на сушу

Submitted by Наталия Васильевна Гладкова on вс, 27/11/2011 - 11:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гладкова Наталия Васильевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа Цивильского района Чувашской Республики", учитель географии
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 

 

Цель: рассмотреть основные причины, затруднявшие выход организмов на сушу, и пути эволюции, позволившие их преодолеть.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.Учебник «Природоведение» для 5 класса ,под руководством  К.Ю, Еськова, Т.Л. Смоктуновича и др. – М.: Баласс, 2007.

 

Используемая методическая литература: 

 

1.К.Ю. Еськов, Т.Л.Смоктунович, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Земля и люди», Методические рекомендации для учителя, Москва «БАЛАСС», 5 класс, 2001

Используемое оборудование: 

Компьюрер, проектор, демонстрационные задания.

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
С какими трудностями столкнулись организмы при освоении суши , и какие приспособления вырабатывала эволюция, чтобы их преодолеть?

 

                                                               Конспект урока

Цель: рассмотреть основные причины, затруднявшие выход организмов на сушу, и пути эволюции, позволившие их преодолеть.

 Знать и понять основные причины, затруднявшие выход организмов на сушу, пути эволюции.

Уметь: Работать с тексом, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника

Методы и приемы:Проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов.

Основные  понятия  и термины: Ультрафиолетовые лучи, озоновый слой, ископаемые почв, водоросли, лишайники, печеночники;

Оборудование:

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. Терминологический диктант.

1.Событие, позволившее организмам перейти к кислородному дыханию…

2.Количество вещества в единице объема или массы…

3.Эра скрытой жизни…

4.Совокупность различных твердых образований в организме…

 5.Орган, регулирующий соотношение воды и солей в тканях тела….

2.Актуализация знаний.

Вопросы со стр. 60 (с учебника)

1.Какое значение имеет свет солнца в жизни организмов?

2.Что такое почва?

3.Что такое выталкивающая сила? Где мы ее чаще всего наблюдаем?

4.Где появилась жизнь: на суше или в океане?

5.Какие группы растений и животных обитают в основном на суше?

Проблемная ситуация.

Сегодня на уроке мы выясним, с какими трудностями столкнулись организмы при освоении суши и какие приспособления вырабатывала эволюция, чтобы их преодолеть.

Совместное открытие знаний

Начало построения схемы на доске.

Условия суши

↙                                                           ↘                                        ↘

 

 

 

 

 

 

-Отчего погибают рыбы и водоросли, выброшенные волной на берег?

Задание 82 (рабочая тетрадь) с обсуждением.

Почему внутри живых клеток всегда жидкая среда? Пометь ответы, которые считаешь правильными.

-для охлаждения организма

-вещества, участвующие в обмене, переносятся в нужное место только в растворенном виде

-вещества, участвующие в обмене, взаимодействуют друг с другом только в растворенном виде

-вода возникает в результате обмена и не успевает удаляться из организма

-вода- источник энергии, и поэтому запасается в организме

-предки появились в воде

Ответ: жидкая среда внутри живых клеток необходима для переноса и взаимодействия веществ, обеспечивающих жизнедеятельность. Все эти вещества способны к взаимодействию только в виде водных растворов.

 

-Как наземные растения спасаются от пересыхания?

Рис. На стр. 60 слева. Задание 83 (рабочая тетрадь) с обсуждением.

Почему в летний день белье, развешенное на улице после стирки, высыхает за 1-2 часа, а трава и листья на деревьях не сохнут, не вянут, весь день остаются свежими? Пометь ответы, которые считаешь правильными.

-эти листья не содержат влаги

-листья покрыты кожицей, которая препятствует испарению воды

-листья испаряют влагу, но ее потери все время восполняются всасыванием воды из земли

Ответ: листья испаряют влагу, но ее потери постоянно пополняются всасыванием воды из почвы. Листья покрыты кожицей, которая препятствует чрезмерному испарению.

-Ребята, кто может рассказать, что такое ультрафиолетовое излучение?

(по рис. на стр. 61 вверху)

Задание 85 (рабочая тетрадь) с обсуждением опасности выхода на сушу до образования кислородной атмосферы, похожей на современную.

Пометь, с какими утверждениями ты согласен.

Ультрафиолетовое излучение:

-распространяется в космосе

-частично задерживается озоновым слоем атмосферы

-проникает в воду

-проникает сквозь стекло

-проникает сквозь стены

-входит в состав солнечного света

-входит в состав света пламени костра

-необходимо детям

-необходимо растениям

-убивает болезнетворные микроорганизмы

-воспринимается человеческим глазом

-воспринимается пчелами

Ответ: Ультрафиолетовое излучение входит в состав солнечного света, распространяется в космосе, частично задерживается озоновым слоем атмосферы. Оно убивает болезнетворные организмы, необходимо детям и воспринимается пчелами.

-Что защищает нашу кожу от избытка ультрафиолетовых лучей? (загар)

Вывод на доске.

-Как ведет себя кит на суше и в воде? Почему он не чувствует силы тяжести?

-Почему сухопутные животные не могут быть такими большими, как морские (по рис. на стр. 61 внизу)?

Задание 86 (рабочая тетрадь) с обсуждением. Как передвигаются сухопутные животные?

Представь, что ты попал на планету, где сила тяжести вдвое больше, чем на Земле. Подчеркни, что тебе будет особенно трудно делать на этой планете: лежать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, плавать, приседать, наклоняться.

Ответ: При увеличении силы тяжести человек будет себя чувствовать, как ослабевший больной. Труднее всего будет интенсивная работа по перемещению собственного веса: бегать, прыгать, приседать, наклоняться. Плавать будет нетрудно: ведь выталкивающая сила пропорционально увеличится.

Вывод- на доске.

На суше развитие жизни столкнулось с тремя проблемами: сохранением влаги, защитой от ультрафиолетового излучения и преодолением силы тяжести. Первыми обитателями суши были низшие растения: наземные водоросли и лишайники. Они найдены в ископаемых почвах, имеющих возраст 2 млрд. лет.

 Завершение схемы- таблицы:

 

Условия суши

↙                                                           ↘                                        ↘

Высыхание

           

УФ- излучение

 

Сила тяжести

Покровы, дыхание,           озоновый слой                 механ. ткани, развитие

Борьба с потерями воды        покровы                             конечностей

 

Литература:

1.К.Ю. Еськов, Т.Л.Смоктунович, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Земля и люди», Методические рекомендации для учителя, Москва «БАЛАСС», 5 класс, 2001

2.Учебник «Природоведение» для 5 класса ,под руководством  К.Ю, Еськова, Т.Л. Смоктуновича и др. – М.: Баласс, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн