1.Событие, позволившее организмам перейти к кислородному дыханию…
2.Количество вещества в единице объема или массы…
3.Эра скрытой жизни…
4.Совокупность различных твердых образований в организме…
5.Орган, регулирующий соотношение воды и солей в тканях тела….
2.Актуализация знаний.
Вопросы со стр. 60 (с учебника)
1.Какое значение имеет свет солнца в жизни организмов?
2.Что такое почва?
3.Что такое выталкивающая сила? Где мы ее чаще всего наблюдаем?
4.Где появилась жизнь: на суше или в океане?
5.Какие группы растений и животных обитают в основном на суше?
Проблемная ситуация.
Сегодня на уроке мы выясним, с какими трудностями столкнулись организмы при освоении суши и какие приспособления вырабатывала эволюция, чтобы их преодолеть.
Совместное открытие знаний
Начало построения схемы на доске.
Условия суши
↙ ↘ ↘
-Отчего погибают рыбы и водоросли, выброшенные волной на берег?
Задание 82 (рабочая тетрадь) с обсуждением.
Почему внутри живых клеток всегда жидкая среда? Пометь ответы, которые считаешь правильными.
-для охлаждения организма
-вещества, участвующие в обмене, переносятся в нужное место только в растворенном виде
-вещества, участвующие в обмене, взаимодействуют друг с другом только в растворенном виде
-вода возникает в результате обмена и не успевает удаляться из организма
-вода- источник энергии, и поэтому запасается в организме
-предки появились в воде
Ответ: жидкая среда внутри живых клеток необходима для переноса и взаимодействия веществ, обеспечивающих жизнедеятельность. Все эти вещества способны к взаимодействию только в виде водных растворов.
-Как наземные растения спасаются от пересыхания?
Рис. На стр. 60 слева. Задание 83 (рабочая тетрадь) с обсуждением.
Почему в летний день белье, развешенное на улице после стирки, высыхает за 1-2 часа, а трава и листья на деревьях не сохнут, не вянут, весь день остаются свежими? Пометь ответы, которые считаешь правильными.
-эти листья не содержат влаги
-листья покрыты кожицей, которая препятствует испарению воды
-листья испаряют влагу, но ее потери все время восполняются всасыванием воды из земли
Ответ: листья испаряют влагу, но ее потери постоянно пополняются всасыванием воды из почвы. Листья покрыты кожицей, которая препятствует чрезмерному испарению.
-Ребята, кто может рассказать, что такое ультрафиолетовое излучение?
(по рис. на стр. 61 вверху)
Задание 85 (рабочая тетрадь) с обсуждением опасности выхода на сушу до образования кислородной атмосферы, похожей на современную.
Пометь, с какими утверждениями ты согласен.
Ультрафиолетовое излучение:
-распространяется в космосе
-частично задерживается озоновым слоем атмосферы
-проникает в воду
-проникает сквозь стекло
-проникает сквозь стены
-входит в состав солнечного света
-входит в состав света пламени костра
-необходимо детям
-необходимо растениям
-убивает болезнетворные микроорганизмы
-воспринимается человеческим глазом
-воспринимается пчелами
Ответ: Ультрафиолетовое излучение входит в состав солнечного света, распространяется в космосе, частично задерживается озоновым слоем атмосферы. Оно убивает болезнетворные организмы, необходимо детям и воспринимается пчелами.
-Что защищает нашу кожу от избытка ультрафиолетовых лучей? (загар)
Вывод на доске.
-Как ведет себя кит на суше и в воде? Почему он не чувствует силы тяжести?
-Почему сухопутные животные не могут быть такими большими, как морские (по рис. на стр. 61 внизу)?
Задание 86 (рабочая тетрадь) с обсуждением. Как передвигаются сухопутные животные?
Представь, что ты попал на планету, где сила тяжести вдвое больше, чем на Земле. Подчеркни, что тебе будет особенно трудно делать на этой планете: лежать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, плавать, приседать, наклоняться.
Ответ: При увеличении силы тяжести человек будет себя чувствовать, как ослабевший больной. Труднее всего будет интенсивная работа по перемещению собственного веса: бегать, прыгать, приседать, наклоняться. Плавать будет нетрудно: ведь выталкивающая сила пропорционально увеличится.
Вывод- на доске.
На суше развитие жизни столкнулось с тремя проблемами: сохранением влаги, защитой от ультрафиолетового излучения и преодолением силы тяжести. Первыми обитателями суши были низшие растения: наземные водоросли и лишайники. Они найдены в ископаемых почвах, имеющих возраст 2 млрд. лет.
Завершение схемы- таблицы:
Условия суши
↙ ↘ ↘
Высыхание
УФ- излучение
Сила тяжести
Покровы, дыхание, озоновый слой механ. ткани, развитие
Борьба с потерями воды покровы конечностей
Литература:
1.К.Ю. Еськов, Т.Л.Смоктунович, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Земля и люди», Методические рекомендации для учителя, Москва «БАЛАСС», 5 класс, 2001
2.Учебник «Природоведение» для 5 класса ,под руководством К.Ю, Еськова, Т.Л. Смоктуновича и др. – М.: Баласс, 2007.