Анализ воды в черте города Судогда
Овчинникова Екатерина Алексеевна, ученица 6а класса
Гуренко Елена Александровна, учитель химии,
Сашина Элла Леонидовна, учитель биологии
МОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №1»
Над темой «Город, в котором я живу» мы работаем второй год. Тема прошлогоднего исследования - «Город и бытовые отходы» не оставила нас равнодушными и мы решили продолжить исследование тех современных явлений и процессов, которые оказывают наибольшее влияние на экологическое состояние нашего города.
Экологическая ситуация в городе Судогда, Владимирской области вызывает серьезную озабоченность общественности, т.к. за период с 2000 по 2006 год в городе открылось ряд предприятий, которые представляют серьезную угрозу для экологической обстановки города.
Для принятия необходимых мер по оздоровлению экологической обстановки нужна информация от населения, подтверждающая или опровергающая глубину и серьезность данной проблемы.
Школьники могут принять активное участие в сборе подобной информации, используя соцопросы, анкетирование, а также проводя практические занятия.
В работе участвовали учащиеся 6-7х классов, проявляющие интерес к биологии, географии и проблемам охраны окружающей среды и будущего нашего города.
Жизнь человека и других животных все больше зависит от жизни морей и океанов, рек и озер.
Для приготовления пищи и в качестве питья может быть использована природная вода, если она не содержит вредных микроорганизмов, а также вредных минеральных и органических примесей, если она прозрачна, бесцветна и не имеет привкуса и запах.
Экологические проблемы чистой воды.
В нашей стране в водопроводной сети и ее арматуре за счет утечек в среднем теряется от 20 до 30% водопроводной воды.
Массовое затопление подвалов в некоторых городах привело к появлению городских комаров - новой разновидности этих насекомых.
Утечки вне домов на магистральных водопроводах приводят к разрушению зданий и сооружений.
Для исследования были взяты пробы воды из трех источников.
Вода исследовалась на запах, мутность, рН, наличие органических соединений.
Тема: «Анализ воды в черте города Судогда»
Цель экологического проекта «Город, в котором я живу» заключается в изучении экологического состояния города (воздуха и воды) Судогда и продолжает исследование, начатое в прошлом учебном году.
Задачи:
- Провести исследование свойств и качества воды.
- Развивать творческие способности школьников.
- Сформировать ответственное отношение к своему городу – своей малой Родине.
- Научить школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования.
Пояснительная записка
Экологическая ситуация в городе Судогда, Владимирской области вызывает серьезную озабоченность общественности, т.к. за период с 2000 по 2006 год в городе открылось ряд предприятий, которые представляют серьезную угрозу для экологической обстановки города.
В местной печати неоднократно поднимался вопрос о выбросах, которые делает предприятие в черте микрорайона «Красный Химик» «Лауша Файбер».
Но не только выбросы в атмосферу вредных для здоровья жителей веществ вызывает тревогу и озабоченность, но и элементарная грязь и замусоренность наших улиц, реки, дворов.
Почему это происходит? От кого зависит чистота в нашем городе? Какую характеристику состояния нашего города дают его жители. Что можно предпринять каждому из нас, чтобы наш город стал лучше.
На все эти вопросы мы и попытались ответить на эти вопросы в нашем исследовании,
Для принятия необходимых мер по оздоровлению экологической обстановки нужна информация от населения, подтверждающая или опровергающая глубину и серьезность данной проблемы.
Школьники могут принять активное участие в сборе подобной информации, используя соцопросы, анкетирование, а также проводя практические занятия.
В работе участвовали учащиеся 6-7-х классов, проявляющие интерес к биологии, географии и проблемам охраны окружающей среды и будущего нашего города.
План исследования:
- Забор проб воды из разных водных источников города Судогда.
- Практическая работа «Изучение свойств и качеств воды».
- Заключение.
I. Проблема воды ныне становится одной из важнейших не только в плане ее всестороннего и рационального использования, но и в плане охраны источников: ведь вода – частица чрезвычайно сложной системы единого биологического комплекса. Жизнь человека и других животных все больше зависит от жизни морей и океанов, рек и озер. Мертвый океан, мертвые моря, реки и озера – это мертвая планета
Несмотря на то, что вода – самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды ограничены. Они составляют около 30 млн. км3.При норме водоснабжения 1000 т. воды в год на человека этого количества может хватить на 20 млрд. человек.
К основным потребителям пресной воды относятся:
1. сельское хозяйство (70%)
2. промышленность (20%)
3. коммунальное хозяйство (10%)
На бытовые нужды житель благоустроенного города расходует 200-300 л воды в день. Распределение потребностей воды в среднем следующее:
- приготовление пищи и питьё (5%)
- в смывном бачке туалета (43%)
- для ванны и душа (34%)
- мытьё посуды (6%)
- стирка (4%)
- уборка помещения (3%)
Характеристика воды для питья.
Для приготовления пищи и в качестве питья может быть использована природная вода, если она не содержит вредных микроорганизмов, а также вредных минеральных и органических примесей, если она прозрачна, бесцветна и не имеет привкуса и запах.
В соответствии с Государственным стандартом содержание минеральных примесей не должно превышать 1г/л.
Кислотность воды в единицах рН должна быть в пределах 6,5-9,5.
Концентрация нитрат-иона не должна превышать 50 мг/л.
Экологические проблемы чистой воды.
В нашей стране в водопроводной сети и ее арматуре за счет утечек в среднем теряется от 20 до 30% водопроводной воды.
Утечки воды приводят к затоплению подвальных помещений и тем самым изменяют экологическую обстановку дома, района и даже города в целом. Массовое затопление подвалов в некоторых городах привело к появлению городских комаров - новой разновидности этих насекомых. Они размножаются не только летом, но и зимой, и мигрируют по системам вентиляции, мусоропроводам, лестничным клеткам.
Утечки вне домов на магистральных водопроводах приводят к снижению несущее способности грунтов, вызывают развитие оползней, создают подземные вымоины, что приводит к провалам грунта и иногда разрушению зданий и сооружений.
Для исследования были взяты пробы воды из трех источников:
- Проба № 1 - колонка на улице Карла – Маркса, д. 80;
- Проба № 2 -река Судогда (плот около моста);
- Проба № 3-школьный пруд .
Вода исследовалась на запах, мутность, рН, наличие органических соединений.
Методика:
1. Наличие у образца воды запаха определяется в баллах:
0 баллов – запах не определяется
1 балл – очень слабый
2 балла – слабый
3 балла – заметный
4 балла – отчетливый
5 баллов – очень сильный
Вода, запах которой оценивается 4 и 5 баллами, непригодна для питья.
2. Для определения мутности, или прозрачности, стеклянный мерный цилиндр с водой помещают на страницу книги и читают текст. Постоянно приливают воду в цилиндр, пока текст не станет невидимым или слабовидимым. Определяют мутность по шкале.
5 баллов (очень сильная) – буквы прослеживаются слабо при высоте столба 100 мл.
4 балла (сильная) - буквы прослеживаются слабо при высоте столба 200 мл.
3 балла (заметная) - буквы прослеживаются хорошо при высоте столба 300 мл.
2 балла (слабая) - буквы прослеживаются хорошо при высоте столба 400 мл.
1 балл (не определяется) – буквы прослеживаются отчетливо при высоте столба 500 мл.
3. Для определения рН среды в исследуемую воду опускают лакмусовые бумажки.
Норма рН – от 6 до 9.
4. Для обнаружения органических веществ в воде в каждую пробирку с образцами воды добавить по одной капле 5% -го раствора перманганата калия. Исчезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие органических веществ.
Результаты:
Признаки
|
Колонка на улице
Карла - Маркса
|
Река (плот около моста)
|
Школьный пруд
|
Запах
|
0 баллов
|
1 балл
|
3 балла
|
Мутность
|
1 балл
|
1 балл
|
2 балла
|
рН среды
|
7
|
10
|
7
|
Наличие органических веществ
|
Примесей нет
|
Примесей нет
|
Примесей нет
|
Вывод.
- По результатам исследования, образцы воды, взятые из трех источников, соответствуют норме. Незначительное увеличение щелочной среды в воде пробы № 2 связано с использованием синтетических моющих средств при стирки белья на плотиках.
- Повышенная мутность в пробе № 3 связана с тем, что водоем является замкнутым и бессточным, поэтому в теплое время года в нем идет активное развитие водорослей.
Список использованной литературы:
- «Школьный практикум. Экология», В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 1998г.
- «Практические занятия по экологии», Д. Зверев, М: «Просвещение», 1998г.
- «Экология. Краткий справочник школьника», «Дрофа», 1997г.
- Журнал «биология в школе», №1 за 2006 г., №7 за 2001 г., №5 за 2001г.
|