Программа психолого-педагогической поддержки воспитанников
объединений МОУ ДОД Владимирской городской станции юных натуралистов «Патриарший сад»
Федорова Н.В. – педагог-психолог
Цель:
- сформировать осознанно-правильное отношение к природе у воспитанников объединений, которое базируется на совокупности экологических знаний и позволяет ребенку сознательно регулировать свое экологическое поведение.
Задачи:
- освоение учащимися экологических знаний и представлений;
- развитие и формирование субъективного отношения к миру природы;
- формирование у воспитанников экологических ценностей;
- формирование мотивации учащихся, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов в области экологии;
- создание условий для творческой самореализации воспитанников.
Для решения указанных целей и задач необходимо использовать такие методы и технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать воспитанникам кружков готовые экологические знания, сколько приобретать их самостоятельно из различных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний.
Новое знание не предлагается детям в готовом виде, они постигают его путем самостоятельного анализа, сравнения, определения существенных признаков. Таким образом, новые знания входят в жизнь детей как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира.
При проведении занятий нельзя ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, необходимо активно влиять на процессы развития субъективного отношения к миру природы. Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания у детей экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которые позволяют учащимся продвинуться в личностном развитии.
Главное в экологическом образовании воспитанников кружков - формирование соответствующего мировоззрения, экологического сознания. Опыт убеждает, что традиционные формы обучения недостаточны для формирования активного экологического сознания детей. Сознание формируется в процессе деятельности. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо применять активные и интерактивные методы обучения.
Методы активного обучения наиболее эффективны в решении задач по формированию у юннатов деловых качеств и личностно значимых компетентностей и выступают в качестве тех внешних воздействий, которые вызывают внутреннюю активность личности ребенка, без которой невозможна высокая эффективность обучения.
В ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать свои мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.
Методы обучения |
Способы проведения
|
Традиционные
|
- работа с литературой
- экскурсии
- наблюдения в природе
- демонстрация наглядных пособий
- выполнение практических работ
|
Активные
|
- деловые игры
- дидактические игры
- проблемные семинары
- практическая работа на учебно-опытном участке станции участие в научно-практических конференциях и биологических олимпиадах
|
Интерактивные
|
- интегративные уроки
- соревнования, викторины
- БИТ-урок (беседа, игра, творчество)
- круглый стол
- аудио, видео, компьютерные методы
- мозговой штурм
- эколого-психологический тренинг
|
Определение эффективности того или иного метода возможно только в процессе реальной работы с учащимися. Необходимо обеспечить педагогам возможность выбора того или иного метода или формы работы в зависимости от конкретной педагогической задачи.
Результатом эколого-педагогической деятельности должно стать формирование у воспитанников нравственно-ценностного и ответственно-деятельностного отношения к природе.
Поскольку специфика системы дополнительного образования детей, в том числе и биолого-экологической направленности, заключается в безоценочном подходе к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, то задачей психолога дополнительного образования является подбор методик психологической диагностики, позволяющих отследить развитие личности воспитанников.
Для изучения динамики интересов воспитанников объединений используется ряд методик, адаптированных к условиям нашего образовательного учреждения, в основе которых лежит концепция «Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования» (автор Белова В.В.). Согласно этой концепции деятельность ребенка в объединениях по интересам, работающих в системе внешкольного дополнительного образования, создает благоприятные условия для развития интересов детей, их социального опыта, и в целом - творческой личности.
Аспекты изучения
|
Диагностические средства
|
1. Сформированность познавательного
потенциала воспитанников
|
- Диагностика результатов дополнительного образования по Н. Кленовой
|
2. Сформированность экологической культуры
воспитанников объединений
|
- Тест «Экологическая культура учащихся»
- Диагностика экологических установок личности ЭЗОП»
- Анкета «Исследование экологической культуры»
|
3. Личностные особенности обучающихся
и межличностные отношения
|
- Тест «Я оцениваю себя»
- «Оценка психологического климата в кружке»
- «Индекс воспитанности школьников»
- «Дифференциально-диагностический опросник Климова» (профориентация)
- Тест креативности Торренса (одаренность)
|
4. Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов работой кружка
|
- «Анкета для воспитанников кружков»
- «Анкета для родителей»
- «Анкета для кружковцев»
- «Анкета для классных руководителей, где учатся кружковцы»
|
|