Submitted by Ирина Евгеньевна Серова on Wed, 23/11/2011 - 14:46
Ход занятия
Упражнение «Интервью»
Задачи:
- развитие умения слушать партнера и совершенствование коммуникативных навыков
Инструкция.Вам необходимо разбиться на пары и в течение 10 минут беседовать друг с другом, пытаясь узнать как можно больше друг о друге. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника, при этом главное – подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других.
Рефлексия
Трудно ли было слушать партнера?
Трудно ли было найти то индивидуальное, что есть в вашем партнере?
Проведем небольшое упражнение, еще раз доказывающее, что мы абсолютно все разные.
Упражнение «Снежинка»
Данное упражнение приблизит вас к пониманию того, почему люди по-разному смотрят на мир, по-разному трактуют одни и те же понятия, идеи, и откуда берутся конфликты.
Инструкция: сложите лист бумаги вдвое, оторвите первый верхний угол, снова сложите бумагу вдвое, оторвите правый верхний угол, снова сложите бумагу вдвое и оторвите правый верхний угол… разверните листки бумаги и посмотрите, у всех ли получились одинаковые снежинки.
Рефлексия
Можно ли сказать, что кто-то делал неправильно?
Почему получились такие разные снежинки?
Выводы:
У каждого человека свой жизненный опыт, свое восприятие мира, слов. Несмотря на то, что мы всеми силами стремимся устанавливать товарищеские, партнерские отношения, не допускать «горячих» ситуаций во взаимоотношениях, они все равно возникают. Мы все не застрахованы от ошибок, соблазнов, человеческих пороков – зависти, тщеславия, жажды власти и т.д. Результат этих человеческих качеств – конфликт
Конфликт – это столкновение противоположно направленных мнений, взглядов, интересов, убеждений, целей.
Конфликт – это часть нашей жизни, нашего каждодневного опыта, необходимый результат несходства потребностей, целей и устремлений индивидов и общества.
Упражнение «В парикмахерской»
Цель:почувствовать чувства и эмоции конфликтующих сторон
Ситуация 1. Вы в парикмахерской. Вам не очень понравилась новая стрижка.
Задание.Сто вы чувствуете? Что вы скажете парикмахеру? Почему?
Ситуация 2. Вы – парикмахер. Вы только что постригли вашего клиента. Вы чувствуете, что он не очень доволен.
Задание.Что чувствуете вы? Что вы скажете клиенту? Почему?
Ситуация 3.Вы - парикмахер. Вы только что постригли вашего клиента. Он высказал свое недовольство, упрекнув вас в непрофессионализме.
Задание.Что чувствуете вы? Что вы скажете клиенту? Почему?
Социально-приемлемые позиции: умение взвешивать свои чувства и слова, уравновешенность и тактичность, ориентировка на избежание конфликта.
Ведущий: Итак, конфликт – неизбежность, вытекающая из самой основы человеческой природы, личности: мы все такие разные, что нам не избежать периодического выяснения отношений. Вас могут подстерегать конфликты при поступлении в учебное заведение или при устройстве на работу, в семейной жизни. Вы можете оказаться в конфликтной ситуации при сдаче экзаменов. Нет гарантий, что вам сразу удастся найти общий язык с учебным или трудовым коллективом, с начальством.
Но есть небольшие хитрости, которые помогут вам разрешить конфликт конструктивно. Давайте обратимся к памятке.
Работа с памяткой.
ПАМЯТКА
Рекомендации по поведению в деловом споре, дискуссии, в конструктивном конфликте
· Проявляйте естественное внимание к собеседнику.
· Будьте доброжелательны, дружелюбны в отношении, терпимы к слабостям других.
· Держитесь спокойно, не теряйте самоконтроль и выдержку.
· Говорите лаконично, спокойно, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
· Не задевайте личность оппонента, не давайте оценки его качествам.
· Установите контакт глазами и старайтесь не терять его.
· Дайте выговориться собеседнику, не пытайтесь его перебивать.
· Уменьшите социальную дистанцию в пространстве, приблизьтесь к собеседнику, дайте ему понять, что вы понимаете и принимаете его состояние.
· Признайте свою вину, если она есть.
· Применяйте юмор, шутку для смягчения ситуации.
· Тактично покажите, в чем, как вам кажется, не прав собеседник.
· Ищите не компроматы, а компромиссы.
· Выиграв конфликт (спор), не разыгрывайте победителя.
Упражнение «В лесу»
Двое заблудились в лесу. Когда они обменялись мнениями, то оказалось, что им нужно идти в противоположные стороны.
Социально-приемлемые позиции:взаимоуважение, внимание к мнению партнера, разумность, доверие.
Трудно ли было решить конфликт?
Что вы чувствовали, когда поняли, что не правы? Правы?
Помогли ли вам рекомендации по поведению в споре?
Упражнение «Открытка издалека»
Задача. Помощь в усвоении полученной информации.
Ведущий: Каждый из вас получит открытку, в которой напишет себе письмо и отдаст его мне. На следующем занятии я верну вам ваши письма. В письме пусть каждый напишет, чему научился в рамках тренинга, что узнал нового и как, по его мнению, новая информация повлияет на его жизнь в долгосрочной перспективе.