Submitted by Надежда Сергеевна Письмова on вс, 20/11/2011 - 11:24
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит аудиозапись тихой музыки. Дети входят в логопедический кабинет, здороваются.
Логопед. Ребята, хотите отправиться в путешествие? Это будет необычное путешествие и к нему нужно подготовиться. Повторяйте за мной!
Ручки растираем
потирают ладони
И разогреваем
хлопки
И лицо теплом своим мы умываем
разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз
Грабельки сгребают все плохие мысли
двигают пальцами от середины лба к вискам
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
растирают ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз
Их вперед сгибаем, тянем за мочки
загибают ушные раковины вперед и потягивают вниз за мочки
А потом уходим пальцами на щечки
перебегают пальцами на щеки
Щечки разминаем, чтобы надувались
указательным, средним и безымянным пальцами разминают щеки круговыми движениями
Губки разминаем, чтобы улыбались
большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а затем верхнюю губу
Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу, а теперь и нашим гостям.
Объявление темы.
Логопед. А хотите узнать, в какую страну мы отправимся? Отгадаете загадку, и вы узнаете.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Логопед. О каком времени года загадка?
Дети. О зиме.
Логопед. Какое сейчас время года? (дети отвечают). Сегодня мы с вами отправимся в зимнюю волшебную страну, а в путешествии по этой зимней стране мы возьмем собой снежный ком. Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму. (Логопед кладет комочек на тарелку с нарисованными домиками).
Вводная беседа.
Логопед. Ребята, я хочу рассказать о зиме. Послушайте. (показ презентации «Зима») Зима.
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.
Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зеленеют. На деревьях лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом.
Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, животные, птицы – ждут наступления весны.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед. Снежный комочек начинает свой путь.
Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Чем покрыта зимой земля?
Дети. Снегом.
Логопед. У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. (Дети достают картинки из волшебного мешочка, поочередно называют их: Снегурочка, снегоход, снеговик, снегирь, снежинка, снегопад).
Логопед. Похожи эти слова по звучанию?
Дети. Да.
Логопед. Какие это слова?
Дети. Слова-родственники слова снег.
Логопед. А снежный комочек катится дальше.
Покатился снежный ком,
Снова отыскал он дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Сегодня снег блестит, а вчера снег …
Сегодня снег падает, а вчера …
Сегодня снег сверкает, а вчера …
Сегодня снег тает, а вчера …
Сегодня снег хрустит, а вчера …
Сегодня снег идет, а вчера …
Логопед. А комочек снова катится.
Покатился снежный ком,
И опять увидел дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Ребята, придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что?
Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле елочки. (Логопед перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.)
Снегирь спрятался под елью. Подлетает к елочке. Слетел с елочки. Прыгает возле елочки. Сидит на елочке. Перелетел с ветки на ветку.
Логопед. Ребята! Снежный комочек отправляется в путь в последний раз.
Покатился снежный ком,
Перед ним последний дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
У каждого из вас есть по 2 цифры. Сейчас посчитаем, сколько снежинок, снеговиков, клюшек, лыж, шайб и т.д.
Итог занятия.
Логопед. А теперь возвращаемся в детский сад. О каком времени года говорили на занятии? Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для нашего путешествия.