Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мицкевич А.А., Обелов А.Н. Технология проектного обучения как средство успешного самоопределения учащихся

Место работы: 
Мицкевич Андрей Анатольевич, преподователь информационных технологий, К.П.Н. Преподаватель математики Санкт-Петербургского Морского технического колледжа Обелов А.Н. Technology of design trai
Контакты: 

 

Технология проектного обучения как средство успешного самоопределения учащихся

 

Ключевые слова: Технология обучения, проектная технология обучения, профориентация, профдиагностика, элективные курсы.
 

 

Данную статью мы хотим посвятить результатам  нашего исследования, для которого  мы выбрали технологии проектного обучения, т.к используются они в различных учебных заведениях  нечасто, хотя как показывает теоретический анализ литературы, технологии проектного обучения более всего   способствуют успешному профессиональному самоопределению старшеклассников. Прежде чем перейти к нашему эксперименту дадим некоторые основные характеристики проектной технологии обучения.

 

Основные характеристики  технологии метода проектов.

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, он возник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода Дж. Дьюи к образованию, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.[5]  Это всегда творческая деятельность. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

 

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение старшеклассника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [10, с. 11]. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей Дж.Дьюи: детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь, поэтому образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ребенку пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни; всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:


а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Учащиеся должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учатся разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии в профессиональном самоопределении  – энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, проявление склонностей, способностей и интересов учащихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, что является особенно важным для профессионального самоопределения старшеклассников.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

 

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению [2].
Исследовательский проект может быть по содержанию:
• монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета;
• межпредметным – интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;
• надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) – выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования
Разработка метода проектов предполагает выполнение основных требований к его использованию:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
  • определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов, метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.

 

Последнее особенно важно, так как относится к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.
Самый сложный момент при введении в профориентационную работу исследовательских проектов – организация этой деятельности, особенно подготовительный этап. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных , интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы – познавательные,  творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения, что будет способствовать более успешному самоопределению. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
В Морском техническом колледже  г.Санкт-Петербурга на занятиях были реализованы следующие проекты:
Межпредметные проекты« Технический прогресс и экология»  роль межпредметных связей в профессиональном выборе учащихся. Проявляется интерес к предмету к проблемам по данному предмету возникает мотивация по изучению проблем предмета. Учащиеся задумываются о том чтобы выбрать профессии связанные с предметом. «экология» современные технические средства и их использования для улучшения экологической ситуации. Учащиеся изучали какие  экологические проблемы создает технический прогресс портиться, атмосфера. Защита проекта в виде письменного отчета и  презентации по проделанной работе.

 

Монопредметные проекты следует отметить, что в настоящее время метод проектов не может быть осуществлен без применения информационных технологий, которые рассматриваются как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем.
Задачами проекта по элективному курсу «Профессиональная деятельность и выбор профессии» Подробный  конструкт элективного курса [См приложения] являются:
•  формулирование целей карьеры и определение перечня интересующих профессий;
•  изучение интересных профессий;
•  сбор, классификация и сортировка данных в базе профессий;
•  составление резюме для приема на работу;
•  развитие навыков проведения интервью с помощью ролевых игр;
•  составление портфолио собственной карьеры в электронном виде, т. е. подготовка к началу профессиональной деятельности.

В данном проекте учащиеся изучают  свои личности интересы, склонности, способности а также классификацию профессий по Е.А.Климову, Карту интересов , и создают базу данных, включающую: названия профессий, диапазоны заработной платы, необходимые навыки образования и работы, а также источники дополнительной информации. В ходе проекта учащиеся находят ответы на вопросы:
•  Как добиться успешной карьеры в выбранной сфере профессиональной деятельности?
•  Каков спектр предлагаемых обществом профессий в данной сфере?

В рамках элективного курса «Профессиональная деятельность и выбор профессии» учащиеся определяют свои интересы, способности, склонности,  личностные особенности и профессиональный тип личности с помощью диагностико преобразующих технологий . Для этого они оценивают свои первоначальные навыки, профессиональные характеристики и предпочитаемый вид деятельности с помощью различных теорий, методик и систем; знакомятся с информацией на сайтах, где содержатся подробные списки профессий, относящихся к полученному типу; знакомятся с типологией и классификатором профессий. На основе полученной информации учащиеся пишут эссе о том, какая работа является для них «идеальной».

В дальнейшем учащиеся проходят тест на определение типов и классов подходящих им профессий; ищут на сайтах подробную информацию об этих профессиях; проводят исследования профессий – осуществляют поиск детальной информации о выбранных профессиях, включая описание должностных обязанностей, необходимый уровень образования, размер зарплаты и т. п.

Далее учащиеся тщательно изучают выбранную ими профессию. Данные исследования включают в себя:

  • анализ статистики зарплат: конкретные вакансии по регионам и другим категориям;
  • поиск наименований образовательных учреждений, в которых можно получить образование в сфере информационных технологий или расширить его;
  • составление справочника популярных профессий с предъявляемыми к кандидату требованиями и списком профессиональных обязанностей
  • выполнение профессиональных проб мой личностный профессиональный план на будущее  по выбранной профессии .

«Мой личный профессиональный план на будущее» (на основании результатов изучения себя по дифференциально-диагностическому опростнику Е.А.Климова   в ходе выполнения профессиональных проб и практических работ по элективному курсу «Профессиональная деятельность и выбор профессии», учащиеся создавали алгоритм исследования профессионально значимых качеств личности.

Профессии типа: «Человек - человек». Профессиональные пробы Теоретические   сведения. Профессии типа: «Человек-человек» и их общие отличительные особенности. Требования профессий этого типа к качествам личности: коммуникабельность, выдержка, доброжелательность, спокойствие, тактичность и др. Профессии типа: «Человек - техника» Профессиональные пробы Теоретические   сведен и я.  Профессии типа: «Человек-техника а их  личности: пространственное представление, техническое мышление, двигательные навыки, сенсомоторная координация.

 

Практическая работа. 1. Методика «Теяпинг-тест»; 2.Метедика  «Кннематометр М.И.Жуковского»;   3.   Методика    «Восприятие длин и угловых величин»; 4. Методика «Совмещение вырезов». 5. Методика «Игровые профориентационные упражнения по типу профессий: «Человек-техника», 5.           Профессия типа: «Человек - природа». Профессиональные пробы. 5 Теоретические сведения. Профессии типа: «Человек-природа» и их общие отличительные особенности. Требования профессий этого типа к качествам личности, готовность к работе в трудных условиях, выдержка, любовь к природе, самостоятельность, самоорганизация. Отличительная особенность деятельности - результаты проявляются по происшествии длительного времени к требуют определенной динамики мыслительных процессов. Практическая работа. 1. Методика «Исследование уровня субъективного контроля»; 2. Методика «Игровые профориентационные упражнения по тину профессий «Человек - природа». 6.Профессии типа: «Человек - знаковая система» -(4 ч). Требования профессий этого типа и качествам личности: усидчивость, терпение, устойчивое внимание, длительное сосредоточение внимания, быстрота и точность движений, склонность к работе в одиночку (без частых контактов с людьми).

Практическая работа. 1. Методика «Память на числа»; 2 Методика «Память на термины»; 3. Методика «Избирательность внимания (Мюнстерберга)»; 4.Методика «Компасы» 5. Методика «Игровые профориентационные упражнения по типу профессий: «Человек - знаковая система» 7.Профессии типа: «Человек - художественный образ» - (4 ч).Теоретические     сведения.

Профессии типа: «Человек художественный образ» и их отличительные особенности. Требования профессий. Для выполнения данного проекта учащиеся, используя сайты, получают реальный обзор предлагаемых зарплат по данной профессии в различных регионах.  

Поиск образовательных учреждений. Учащиеся исследуют возможности получения образования для приобретения профессиональных умений. С помощью сайтов выделяют профилирующие дисциплины, которые необходимо изучить для работы по выбранной ими профессии, а также учебные заведения, в которых можно получить требуемые профессиональные навыки. Далее составляется таблица, в которой указаны одно или несколько учебных заведений, где преподают дисциплины, которые нужно изучить для работы по выбранной учащимся профессии. После этого учащиеся  «находят пересечение», т. е. выбирают то учебное заведение, где преподаются все (или максимальное число) необходимых им дисциплин.  Составление справочника популярных профессий. В процессе детального исследования профессии учащиеся получают ряд результатов. С помощью программы Microsoft Access эти результаты вводятся в базу данных. Так учащимися создается база данных профессий по будующей выбираемой специальности. Данные отсортировываются, и составляется справочник-отчет.

 

Следующим этапом является составление резюме. Для этого определяются  специальности , на которые учащийся хочет  поступать. Следующим шагом при составлении резюме является изложение биографических данных, информации о личных качествах учащегося, в том числе:
•  об опыте, включая описание работы, которая выполнялась ранее;
•  об умениях и навыках;
•  о роде занятий;
•  об образовании, включая учебные курсы,кружки,факультативы;
•  о наградах (если они есть);
•  о личных интересах (увлечениях).

После этого учащиеся составляют профессиональный маршрут. Затем проводится профессиональная проба. Проходит она следующим образом: учащиеся проходят методики и упражнения Метедика  «Кннематометр М.И.Жуковского»;   3.   Методика    «Восприятие длин и угловых величин»; 4. Методика «Совмещение вырезов». 5. Меодики и упраженения «Игровые профориентационные упражнения по типу профессий: «Человек-техника» подробное описание методик и приложение [7]

На заключительном этапе создания проекта выполняется итоговое упражнение: в программе Power Point создается презентация, в которой учащийся отражает всю полученную в данном проекте информацию о профессии (карьере).

Презентация содержит как минимум:
1. Титульный слайд – имя создателя, дата, цели будущей карьеры, желаемая профессия и должность.
2. Результаты профдиагностики выявленные интересы,склонности.способности.
3. Результаты исследования профессиональных характеристик.
4. Детальное исследование выбора профессии – 3-4 слайда.
5. Требования к уровню подготовки и образования по выбранной профессии – профилирующие образовательные учреждения.
6. Обзор профессионального резюме:
• 2-3 слайда объясняют выбор образовательного учреждения;
• один слайд содержит ссылки на резюме или готовое резюме.
7. Заключение.

 

Таким образом, реализация проектного метода дает возможность сформировать у учащихся 10-11 классов определенный профессиональный маршрут. И, кроме этого, данная форма обучения способствует формированию навыков самостоятельного выполнения заданий. Так как учащиеся в процессе создания проектов учатся слушать друг друга, сотрудничать и общаться, то можно сделать вывод о формировании у них навыков эффективного межличностного и группового общения.

 

  • Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методика проведения психолого-педагогического эксперимента. – М.: Логос, 1998. – 198 с.
  • Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-157с.
  •  Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1958. -189 с.
  • Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. – 2003.– № 4. – С. 21-26.
  • Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной              культуры // Высшее образование в России. – 2003. № 4. – с. 15 – 22.
  • Демидова Н.В. Современный образовательный технологии. // Проф. Образование.- 2005.-№2.- с.9.
  • Демичева Н.В. продуктивность педагогических технологий. // Проф. Образование.- 2005.- №10.-с. 18-19.
  •  Довга Г.А. Проблема инновационных технологий обучения на уроке физики в средней школе. РГПУ. им. А.И. Герцена. 1999.г  159 с.
  • Дроздова. Г.В. Современная технология.// среднее проф. Образования.-2007.-№9.-с.45-50.
  • Дмитренко Т. Профессионально-ориентированные технологии // Высшее образование в России. – 2003. № 3. – с. 159 –161.
  • Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с. - (Профессиональная библиотека учителя).
  • Есипов Б.П. Поиски путей повышения эффективности уроков // Сов. педагогика. 1962. №8. с. 17-30.
  • Жучков В.М. Системный анализ понятий «технология», предметная область «технология»/Молодежная культура и ценности будущего. Сборник научных трудов по проблеме педагогики ненасилия.- СПБ, издательство «Verola Magistrii»,2001. 283 с.
  •  Занков Л.В. Вопросы обучения и развития // Сов. педагогика. 1957. №5. с.13-17
  • Занько С.Ф.   Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения . Ч. 1. -128 с. Ч. 2. - 142 с. - М.: Логос, 1992.
  • Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988 – 272 с.
  • Зеер. Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетеностного подхода.// Проф. Образования.-2007.-№4.-С.9-10.
  • Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). — М.: МГИУ, 1996.
  • Ивашкина Н.А. Приемы модульного обучения на уроках по предмету «Оборудования хлебопекарного производства» // Проф. образования.- 2006.-№7.-С. 16-17.
  • Ивлева Н.Г. Использование элементов развивающих технологий для формирования профессиональных и личностных качеств учащихся. // Проф. образования.- 2006- №7.- С. 18-19.
  • Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991.с 147.
  • Ильина. И.В., Белова С.Н. Порфолио как новое форма оценки личностных достижений школьников // Завуч.- 2006.-№8.- С.136-142.
  • Ильина Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике //Сов. педагогика.- 1971. -№9. с 38-45.
  • Ильина Т.А. Формирование концепции «педагогической технологии» в современной дидактике и за рубежом. М- Знание, 1984 с. 34-88.
  • Инновационные педагогические технологии: Пособие для преподавателей. Модуль 1.-СПБ.,-2004.-154 с.
  • Инновационные технологии в обучении и производстве. Камышин, 2005. 107 с.
  • Инновационные техногии профессиональной деятельности: Метод. пособие.-СПБ.: Комитет по образованию, Учебно-методический центр, 2005.-256 с.
  • Интернет информация: http:www.kspu.ru/documents/prob/el/technologia.pdf.
  •  История педагогической технологии. Сб. науч. трудов. Отв. ред.: Плохова М.Б., д.п.н., Фрадкин Ф.П., д.п.н. – М.:НИИ АПН, РСФСР, 1982. 157 с.
  • Каиров И.А. Основные вопросы перестройки школьного образования // Сов. педагогика. 1958. №11 с.36-45
  • Капустин Н.П.  Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие для студ. высш.пед.уч. зав./ Н.П. Капустин. - М.: АКАДЕМИЯ, 2001. - 216 с. - (Высшее образование).
  • Караева Р.И. Использование новых педагогических технологий при разноуровневом   обучении (на примере предмета « Экономика») // Методист.-2005.-№3.-с. 50-51.Лабаратория научно – методической информации и информационного обеспечения Библиотека Учебно-методический центр Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
  • Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 157 с.
  • Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта).- М.: 1992. 161 с.
  • Кларин М.В. Технологический подход к обучению //Школьные технологии. – 2003. – № 5. – с. 3-22.
  • Козлова О.Н рейтинговая интенсивная технология модульного обучения // Проф. образования.-2004.-№10.-с.25-26.
  • Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
  •  Коменский    Я.А.   Великая   дидактика //Избранные педагогические сочинения:  В 2 т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982. 187 с
  • Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-с.122-130.
  • Кононогова, О.И. Уроки профессионального самоопределения.  [Текст]/О.И.Кононогова// Уроки профессионального самоопределения: авторская программа. – Ростов-на-Дону, 2006.143с.
  • Климов Е.А.  Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. – М., МГУ., 1995. – 224 с.
  • Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК., 1996. – 400 с.
  • Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции.- СПб.: Образование, 1995. 176 с.
  • Куклин В.Ж., Новоднов В.Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России, 1994. –№ 1. – с. 22-24.
  • Курчаткина И.Е. Технологические критерии, лежащие в основе интегративных курсов / И.Е. Курчаткина // Педагогические технологии. - 2005. - № 2. - с.3-7.
  • Лебедева Г.А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Дисс. канд. пед. наук. –  М., 1997.
  • Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 272 с.
  • Левина М.М. Технология обучения, ее роль в структуре педагогического знания //Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. – М., 1991.189 с.
  • Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. – 185с.
  • Лобашев В.Д. Case-технологии в профессиональном образовании// Методист.-2007.-№2.-с.57-60.
  • Лобашев В.Д. Технология портфолио//Проф. образование.2009. -№8.-с.18-19.
  • Маврина И., Погорелова В. Блочно-модульная технология: организационный и содержательный аспекты// Директор школы.-2007. -№5. -с.56-66.
  • Маслова Н.В. Ноосферное образование : технология, методология, методика М.РАЕН .1998 г. 258 с.
  • Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация//Директор школы. – 2008. -№7. с.50-56.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – с. 67-80.
  • Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования //Педагогика. – 2008. – № 4. – с. 38-43.
  • Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976  -196 с.
  • Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
  • Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении  //Вопросы психологии. – 1984. – № 5.– с. 30-36.
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. – 367 с.
  • Мегузова Т.В. Кейс-технология обучения// Проф.образование. -2004. - №5. -с.21.
  • Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий  в профессиональное образование.– М.: Изд.центр «Академия»,2001 -272 с.
  • Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. - М.: Высшая школа, 1987. - 200 с.

    »  Тэги к этому документу:

    Поиск

    Loading

    Смотреть видео онлайн


    Смотреть русское с разговорами видео

    Online video HD

    Видео скачать на телефон

    Русские фильмы бесплатно

    Full HD video online

    Смотреть видео онлайн

    Смотреть HD видео бесплатно

    School смотреть онлайн