Автор:
Кормильцева Любовь Александровна
Место работы:
МОУ Березниковская ООШ Собинского района Владимирской области директор школы, учитель физики http://shkola-berezniki.ru/
Педсовет–круглый стол «Совершенствование педагогического мастерства учителя в организации самостоятельной работы учащихся»
Развитие самостоятельности
учащихся – требование
нашего времени
ЦЕЛЬ:
Обмен опытом по вопросу: « Развитие самостоятельности учащихся – залог эффективности обучения»
ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.
- Разработать меры по влиянию развития навыков самостоятельной работы учащихся на формирование ОУУН.
- Обобщить опыт педагогов по вопросу «Самостоятельная работа учащихся»
- Разрешить проблему развития у школьников познавательной самостоятельности.
- Рассмотреть вопросы:
- в какой форме при поурочном планировании предусмотреть самостоятельные занятия;
- как организовать систематическую самостоятельную отработку знаний на
каждом уроке;
- каким образом строить самостоятельную работу ребят над рефератом;
- какими критериями руководствоваться, оценивая разные виды самостоятельных
работ.
1 этап – информационный. Теория вопроса.
Выступление директора школы
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости , вселяет уверенность в своих силах. К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Вспомните: в числе первых слов малыша есть «Я сам!». Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельным не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.
Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле: «сам задумал – сам сделал».
Чтобы научить узнавать, нужно сформировать ряд умений:
- вести анализ (расчленяя условия задачи) на составные элементы: тела, участвующие в событии, их состояния, происходящие процессы;
- проводить сопоставление (сравнение);
- делать выводы.
Эти операции относятся к важнейшим мыслительным операциям.
Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся. Сформировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Именно поэтому воспитание этого качества в человеке находится в русле одной из современных прогрессивных педагогических тенденций – русле развивающего обучения. Рассмотренные ранее пути посвящены раскрытию некоторых аспектов этой связи.
Второй путь развития самостоятельности – обучение деятельности. Иными словами, надо давать алгоритм каждого действия. Примеры таких алгоритмов многие педагоги используют давно, например в физике: это план построения рассказа о физическом явлении, физической величине, единице измерения, физическом законе и др.
Если эти алгоритмы записать в тетрадь или придать им форму плаката и использовать систематически (а не от случая к случаю), то у учащихся выработается привычка действовать в похожей ситуации чётко, а главное – результативно.
Путь третий развития самостоятельности – «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность. Нужно, чтобы учащиеся умели хорошо стоить ответ об изученном физическом явлении, но и проводить наблюдения, ставить эксперимент, собирать электрическую схему и др.
Четвертый путь развития самостоятельности –поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности . Это стимулирует выработку ответственного отношения к своему поведению, инициативы, умения принимать решения в нестандартных ситуациях.
Выводы:
Самостоятельная работа – это любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Выделяют 4 уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
- копирующие действия учащихся по заданному образцу;
- репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта. Перенос методов познавательной деятельности на решение более сложных, но типовых задач;
- продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;
- самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях, ситуациях.
Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
- любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы;
- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня на другой;
- назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления.
2 этап. Обмен опытом (круглый стол)
- Принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики.
- Оценка самостоятельных работ учащихся.
- Самостоятельная деятельность учащихся- залог эффективности обучения.
- Организация самостоятельной работы с учебником на уроках литературы.
3 этап. Подведение итогов педсовета. (оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность)
|