· Учащиеся выполняют дополнительные задания 1-8 совместно.
· Группа заполняет лист учёта деятельности бригады и выходит на контроль
· Контроль
Карта инструкция №1 с заданиями
1,2,3,4,5,6
Карта инструкция №2 с заданиями
1,2,3,4,5,6,7,8
Лист учета деятельности учащихся в бригаде.
Совместная работа учащихся в группах
Для закрепления материала.
III
3мин.
Завершение урока.
Обзор достижений.
Выставление оценок.
Показ практической и творческой деятельности учащихся будет проходить на следующем спаренном уроке.
Приложения:
Алгоритм поведения при работе на уроке
Получи карту инструкцию №1, изучи её. Приступай к выполнению заданий, которые в ней прилагаются.
По ходу выполнения заданий делай необходимые записи.
Помечай задания, которые вызвали у тебя затруднение.
После завершения работы над картой-инструкцией №1 переходи на рабочее место, приготовленное для группы.
Получите Карту-инструкцию №2. Приступайте к выполнению заданий, которые в ней прилагаются. По ходу работы делайте запись в лист учёта результатов деятельности учащихся по теме в группе.
Выполнив все задания, даёте сигнал учителю и выходите на контроль, сдаёте лист учёта деятельности в группе.
Карта инструкция №1 индивидуальной работы по теме: «Свадебный обряд»
Цель работы: Обобщение изученного материала по теме «Свадебный обряд»
При изучении темы вам необходимо усвоить содержание следующих понятий: круг жизни, семейное древо, родословная,порядок разыгрывания свадебного обряда, свадебную символику.
В ходе изучения темы вы должны уметь петь свадебные песни, знать ключевые моменты свадебного действа (например: сватовство, «запоруки», «закрыванье» и т.д.); научиться различать родственников жениха и невесты; знать свадебную символику и распознавать её в тексте.
Для отработки этих умений выполните следующие задания:
Изучи МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ, обрати внимание на выделенные слова. Дополнительную информацию по теме можно получить в следующей литературе:
Учебное пособие. Ленинградская область. Знаете ли вы? стр. 195,196,197
Энциклопедия. Культура русского народа. Стр. 335-354,424-4
Л.Куликова. Русское народное музыкальное творчество. Стр. 75-98
Н.С.Ширяева Учебное пособие. Русское народное творчество. Стр. 6-21
Выполни задания по карточке №1
Карточка №1
1. Пользуясь МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ, записями в твоей тетради, дополнительной литературой, ответь письменно на следующие вопросы:
а) «Круг жизни» в природе – это смена времён года, а как ты понимаешь «Круг жизни» у человека?
б) Каким образом человек может продолжить свою жизнь?
в) Как ты понимаешь обряд «Запоруки»?
г) Как ты понимаешь обряд «Закрыванье»?
2. Стрелочками укажи соответствие:
Свёкор отец жены мужу
Тесть отец мужа снохе, невестке своей
Свекровь мать жены мужу
Тёща мать мужа
Зять жена сына, невестка
Сноха муж дочери
Шурин родной брат жены
3. Отгадай шутливую загадку: Кем будет зятю шуринов племянник?
4. Какие свадебные песни ты знаешь, запиши название.
5. Как называются свадебные годовщины: пятилетие, десятилетие, двадцатипятилетие, пятидесятилетие?
6. Сделай рисунок «Дерева жизни» твоей семьи (домашнее задание у вас уже готово на отдельных листах или в тетради)
Материал для повторения
I. Круг жизни в природе и у человека.
Старинные русские обряды и праздники связаны с важнейшими событиями в жизни человека. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, земледельческим циклом: необходимостью сеять, растить, убирать урожай. Поэтому крестьянские обычаи и праздники принято делить на зимние, весенние, летние и осенние. Люди очень хотели, чтобы скорее наступила весна, и своими действиями (обрядами) старались помочь Солнцу. Закликать птиц - значит помогать Солнцу побеждать Мрак. Летом всё в природе радуется жизни, зреет урожай. Наступает осень. Пора созревания плодов. Время подведения итогов в человеческой жизни. Вновь приходит зима и жизнь замирает.Так проходит круглый год. Круг жизни в природе и у человека.
II.Свадебный обряд.
Ноябрь в народе называли сумерки года или порог зимы. Позади все сельхоз. работы. Начинается время свадеб. Любуясь голубым небом, рассветом, озером, собирая грибы или вдыхая аромат луговых трав, человек не может не понимать, что он – лишь часть огромного и сложного мира, именуемого Природа. И жизнь человека развивается по общим для природы законам. Рождение-расцвет-зрелость-увядание-смерть, и опять рождение нового человека. Может ли продолжить человек свою жизнь? – Да, в результатах своего труда, в памяти других людей, а главное, в своих детях. Важнейшим моментом в жизни человека, праздником продолжения жизни является Свадьба. Порядок разыгрывания свадебного обряда строился следующим образом: сватовство, осмотр хозяйства жениха, запоруки, рукобитье, закрыванье невесты, неделя хлестанья невесты, приезд свадебного поезда, свадебный день – баня, венчание, заключительный пир, хлибины. Действующие лица обряда: жених, его родители, свадебный поезд; невеста, её родители, подружки, друзья. В свадебном обряде присутствуют разные жанры народной песни - лирические, плясовые, величальные, корительные, плачи. В поэтике свадебных песен отразились разные стороны жизни крестьянина – бесправного и зависимого положения женщины в семье, горькой женской доли, высмеивание отрицательных человеческих качеств – жадности, глупости, невежества. В свадебныхпеснях используется следующая символика: невеста – лебёдушка, яблонька берёзонька, жених - коршун родня невесты - стадо лебединое, родня жениха - серые гуси, любовь-вода, счастливая любовь - озеро, полное воды, молодые - князь и княгиня
III. Семейное древо.
Символика «Древа жизни»: корни – прошлое, ствол – настоящее, ветки с листочками, тянущиеся к солнцу – будущее. Древо рода (дерево жизни семьи). Длинные корни – мои прабабушки и прадедушки, покороче – бабушки и дедушки, их братья и сёстры. Ствол – мои родители, дяди и тёти, а ветви – мы, их дети. Чем глубже корни нашей памяти, тем радостнее зеленеть ветвям. Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
«Человеку нужно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни». Василий Песков
Карта – инструкция №2 работы в группе по теме: «Свадебный обряд»
Часть I
1.Задайте друг другу вопросы, которые вызвали у вас затруднения при работе по карте – инструкции №1. Попытайтесь в ходе совместной работы ответить на эти вопросы.
2.Сверьте друг с другом правильность предложенных вам заданий в карте-инструкции №1, при необходимости обращайтесь за консультацией к учителю.
Часть II
Совместно обсудите и выполните следующие задания по карточке №2
Карточка №2
Стрелочками укажите соответствие
Календарные праздники Обрядовая еда
Пасха Каравай
Масленица Пряники
Свадьба Студень
Овсянники Блины
Зимн.святки Пироги
Сороки Кулич
Зелёные святки Яйца
Овсяный кисель
Печенье овсяное
Хворост
2. Отметьте (подчеркните) песни, которые, по - вашему мнению, могут являться свадебными.
Во поле берёза стояла
Я на горку шла
Валенки
Калинка
Ах вы, сени мои сени.
В деревне было в Ольховке.
Как пойду я на быструю речку
Кто у нас хороший?
Тонкая рябина
Как у наших у ворот
Матушка, что во поле пыльно?
3. Какое приданое было у невесты? (Что она шила для родственников жениха, что приносила с собой в дом жениха) Напишите.
4. К кому могли быть обращены эти слова: «Запрягай дровни, да езжай свататься к своей ровне»?
5. В какой период свадьбы звучали эти слова и кому они принадлежали?
«У нас - женишок, у вас - невеста, нельзя ли свести в одно место?», «У вас есть цветочек, у нас садочек».
6. Как в свадебных песнях называли жениха? Как в свадебных песнях называли невесту?
7. Почему раньше в семье было много детей?
8. Запишите несколько пословиц и поговорок о свадьбе, о семье.
Лист учёта результатов деятельности учащихся в группе
№
Ф.И.учащихся группы
Освоил, выполнил все задания (+)по карточке №1
Освоил, выполнил все задания (+) по карточке№2
Не освоил, выполнил не все задания (какие задания не выполнил)
Отметка
1.
2.
Лист результатов деятельности учащихся
№
Ф.И.О.
Семейное дерево
Пословицы и поговорки
Отметка бригадой
Итог
1.
2.
Ключ ответов к карточке №1
Задание 1.
а)жизнь человека тесно связана с природой и развивается по общим для природы законам. Рождение-расцвет – зрелость – увядание – смерть (и опять рождение нового человека). Это и есть круг в жизни человека
б) Может ли продолжить человек свою жизнь? – Да, в результатах своего труда, в памяти других людей, а главное, в своих детях
в) «Запоручивать» - обе стороны «бьют по рукам», сговариваются о свадьбе.
г) Отец невесты брал платок за кончик надо лбом, натягивал на лицо и говорил: «Просватали». Так закрытая невеста и сидела до свадебного дня, не меняя наряда и не снимая фату даже на ночь.
Задание 2.
Свёкор отец мужа жене, невестке своей
Тесть отец жены мужу
Свекровь матьмужа
Тёща мать жены мужу
Зять муж дочери
Сноха жена сына, невестка
Шурин родной брат жены
Задание 3. Сыном
Задание 4. Я на горку шла, Валенки, Калинка, Ах вы, сени мои сени, В деревне было в Ольховке, Как пойду я на быструю речку. Кто у нас хороший? Тонкая рябина, Как у наших у ворот, Матушка, что во поле пыльно?
Задание 2. Я на горку шла, Валенки, Калинка, Ах вы, сени мои сени, В деревне было в Ольховке, Как пойду я на быструю речку, Кто у нас хороший? Как у наших у ворот, Матушка, что во поле пыльно?
Задание 3. Кроме постели, одежды (жениху, свекрови) и полотенец, невеста получала с собой полный наряд-одежда, шали, сарафан, рубахи, драгоценности, кожаные ботинки.
Задание 4. Жениху
Задание 5. Период сватанья. Слова принадлежали свату и свахе.
Задание 7. Семь-я. Чем больше семья, тем легче было пережить трудности и невзгоды. Дети почитали родителей, стариков, уважали их; старики помогали воспитывать подрастающее поколение. Семьи были крепкие и дружные.
Размещено пн, 14/11/2011 - 17:33 пользователем Татьяна Викторовна Резникова.
В общеобразовательной школе у предметов музыкально-эстетического цикла главной целью является воспитание человека культуры. Она отвечает важнейшей задаче музыкального образования в современной школе - формирование нравственно-эстетических качеств личности юного гражданина и патриота России.
Знания, умения и навыки предметов музыкально-эстетического цикла (музыка, народное творчество) по сравнению с другими предметами, имеют принципиально иной характер. В процессе познания музыки учитель учит школьников искусству управления собственным восприятием. Поэтому умения и навыки культурного слушания музыки призваны обеспечить ученику её понимание «и умом и сердцем», а значит установить чёткие границы того, что должен воспринимать школьник, как выражать свои эмоции, о чем знать, и выработать чёткие критерии контроля за восприятием музыки практически невозможно.
На уроках музыки и народного творчества используются различные формы и методы обучения: урок-концерт, урок-дискуссия, интегрированный урок, урок-конкурс и т. д., а так же различные виды деятельности учащихся. Использование коллективной деятельности учащихся на уроках позволяет осуществлять контроль за полученными теоретическими знаниями учащихся. Так, ознакомившись с инновационными педагогическими технологиями профессора Н.Н. Суртаевой, я использовала индивидуально-бригадный метод для проверки и оценки усвоения пройденного материала (теоретического). Данная технология предусматривает использование возможностей коллективной деятельности для оказания помощи каждому учащемуся в успешном усвоении учебной программы.
Технология индивидуально-бригадного обучения (ТИБО) предполагает:
Примерное планирование организации образовательного процесса по одной теме
Информационный ввод учебной темы учителем - 10%
Индивидуальная работа учащихся - 40%
Работа в бригадах - 40%
Контроль - 10%
Подготовительную работу
готовится карта-инструкция для индивидуальной работы
готовится карта-инструкция для работы в бригаде
готовится материал для контроля уч-ся
готовится лист учёта результатов деятельности уч-ся
готовится алгоритм поведения уч-ся
Использованная литература: Н.Н.Суртаева Педагогические технологии Санкт-Петербург 2008.
Размещено пн, 14/11/2011 - 00:36 пользователем Татьяна Викторовна Резникова.
Технология ТИБО была показана мною учителям музыки ГМР на одном из двух заключительных уроков народного творчества по теме «Свадебный обряд».
На первом уроке учащиеся работали по индивидуально-бригадной технологии. Ребята получили карточку с Алгоритмом поведения при работе на уроке и Карту-инструкцию №1 индивидуальной работы по теме «Свадебный обряд», где были прописаны:
· цель работы;
· ориентация на знания, которые должны учащиеся усвоить при изучении данной темы;
· ориентация на умения, компетенции, для отработки которых необходимо выполнить следующие задания…;
· перечень источников, где можно получить дополнительную информацию по теме;
После завершения работы по карте инструкции №1 учащиеся объединяются в бригады (бригада формируется из 4-6 человек). Далее бригада работает по Картеинструкции №2 - работа в бригаде по теме«Свадебный обряд», где предлагается описание процесса взаимодействия обучающихся в бригаде. Ребята задают друг другу вопросы, которые вызвали затруднения, далее сверяют правильность выполненного задания в Карте инструкции №1, затем выполняют серию дополнительных заданий. После выполнения всех заданий бригадой заполняется Лист учёта результатов деятельности учащихся в бригаде, где ребята сами отмечают выполнение всех полученных заданий и выставляют друг другу оценки. Когда заполнен лист, бригада выходит на контроль к учителю.
На втором уроке учащиеся показывали практическую и творческую деятельность. Бригадами зачитывались пословицы и поговорки о свадьбе, защищались наиболее интересные проекты по составлению «Семейного древа». В заключении были исполнены русские народные песни по желанию учащихся хором и сольно.
На: Урок народного творчества по теме «Свадебный обряд» с испо
В общеобразовательной школе у предметов музыкально-эстетического цикла главной целью является воспитание человека культуры. Она отвечает важнейшей задаче музыкального образования в современной школе - формирование нравственно-эстетических качеств личности юного гражданина и патриота России.
Знания, умения и навыки предметов музыкально-эстетического цикла (музыка, народное творчество) по сравнению с другими предметами, имеют принципиально иной характер. В процессе познания музыки учитель учит школьников искусству управления собственным восприятием. Поэтому умения и навыки культурного слушания музыки призваны обеспечить ученику её понимание «и умом и сердцем», а значит установить чёткие границы того, что должен воспринимать школьник, как выражать свои эмоции, о чем знать, и выработать чёткие критерии контроля за восприятием музыки практически невозможно.
На уроках музыки и народного творчества используются различные формы и методы обучения: урок-концерт, урок-дискуссия, интегрированный урок, урок-конкурс и т. д., а так же различные виды деятельности учащихся. Использование коллективной деятельности учащихся на уроках позволяет осуществлять контроль за полученными теоретическими знаниями учащихся. Так, ознакомившись с инновационными педагогическими технологиями профессора Н.Н. Суртаевой, я использовала индивидуально-бригадный метод для проверки и оценки усвоения пройденного материала (теоретического). Данная технология предусматривает использование возможностей коллективной деятельности для оказания помощи каждому учащемуся в успешном усвоении учебной программы.
Технология индивидуально-бригадного обучения (ТИБО) предполагает:
Примерное планирование организации образовательного процесса по одной теме
Подготовительную работу
Использованная литература: Н.Н.Суртаева Педагогические технологии Санкт-Петербург 2008.
На: Урок народного творчества по теме «Свадебный обряд» с испо
Технология ТИБО была показана мною учителям музыки ГМР на одном из двух заключительных уроков народного творчества по теме «Свадебный обряд».
На первом уроке учащиеся работали по индивидуально-бригадной технологии. Ребята получили карточку с Алгоритмом поведения при работе на уроке и Карту-инструкцию №1 индивидуальной работы по теме «Свадебный обряд», где были прописаны:
· цель работы;
· ориентация на знания, которые должны учащиеся усвоить при изучении данной темы;
· ориентация на умения, компетенции, для отработки которых необходимо выполнить следующие задания…;
· перечень источников, где можно получить дополнительную информацию по теме;
После завершения работы по карте инструкции №1 учащиеся объединяются в бригады (бригада формируется из 4-6 человек). Далее бригада работает по Карте инструкции №2 - работа в бригаде по теме «Свадебный обряд», где предлагается описание процесса взаимодействия обучающихся в бригаде. Ребята задают друг другу вопросы, которые вызвали затруднения, далее сверяют правильность выполненного задания в Карте инструкции №1, затем выполняют серию дополнительных заданий. После выполнения всех заданий бригадой заполняется Лист учёта результатов деятельности учащихся в бригаде, где ребята сами отмечают выполнение всех полученных заданий и выставляют друг другу оценки. Когда заполнен лист, бригада выходит на контроль к учителю.
На втором уроке учащиеся показывали практическую и творческую деятельность. Бригадами зачитывались пословицы и поговорки о свадьбе, защищались наиболее интересные проекты по составлению «Семейного древа». В заключении были исполнены русские народные песни по желанию учащихся хором и сольно.