Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе "Путешествие в средневековый город"
Submitted by Ольга Николаевна Колобова on Wed, 02/11/2011 - 20:40
Открытый урока по истории в 6 классе : Путешествие в средневековый город (повторительно-обобщающий урок)
Провела : учитель истории Ильичёва О.Н.
Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по разделу "Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХVвеках).
повторение, обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме;
развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков;
развитие творческих способностей учащихся.
ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIVвеках", творческие работы учащихОборудование: карта "Развитие ся (гербы ремесленников, макет замка ), проект учащегося "Путешествие средневекового торговца", тесты, исторические документы, картины "В мастерской ремесленника", "В средневековом городе ", диск "Виртуальная школа К и М. Средние века" урок № 21.
– Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в средневековый город , познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем в средневековом университете. А сейчас мы с вами посетим итальянский средневековый город Верону.
Видео "Верона" А чем ещё знаменит этот город? (Родина Ромео и Джульетты)
Разминка. (работа с терминами)
1. Наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции. (. Шампань)
2. Человек, который «вышел» из ростовщиков и менял. .( Банкир)
3. То, что производил ремесленник на продажу. .( Товар.)
4. Помощник"- мастера.( Подмастерье)
5. Глава цеха, избиравшийся мастерами. (Старшина.)
6. Правила, обязательные для всех членов цеха.( Устав.)
7. Города, освободившиеся от власти сеньора. .( Коммуна)
8. Человек, живущий за счет денежных процентов. .( Ростовщик)
9 Здание городского совета. . (Ратуша)
10. Союз мастеров-ремесленников одной специальности (Цех.)
Почему и как возникали средневековые города ?
(1. Успехи в хозяйстве (новые орудия труда, увеличилось количество распаханных земель, возросла урожайность)
2.Отделение ремесла от с/х.
3.Рост потребностей в изделиях ремесленников.
4. Увеличилась плотность населения.)
3.Работа с картой.. Где возникали средневековые города?Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт» — брод, «хафен» — гавань; в английском языке слово «форд» означает брод, «бридж» — мост, «честер» (от латинского «каструм») — лагерь.)
4. Расскажите как выглядело жилище феодала. (Макет ", сделанный группой учащихся "Средневековый замок")
5.Специализация городов. Работа с историческим источником.
Задание 1. Прочти отрывок из права города Дибурга (1194— 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопросы.
«Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям...»
Вопрос:
1. При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?
Задание 2. Реши историческую задачу.
Задача 1.
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при
помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1201 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
6. "Путешествие средневекового торговца в Константинополь."
-, Что обозначала средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»?(Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец.)
- Кто представлял настоящую угрозу для купцов?(Это были разбойники, пираты.)
- Легко ли было купцам торговать?(Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)
- Что такое гильдия?(Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.) •
3. Работа с исторической картой (с. 106-107 А-Д).
- Внимательно рассмотрите легенду карты. Скажите, каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите некоторые из них.(Синим кружочком. Регенсбург, Аугсбург, Брюссель, Антверпен и т. д.)
- По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма?(По Средиземному морю. По Черному морю.)
- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы?(Это был путь по Северному и Балтийскому морям.)
- Назовите крупнейшие ярмарки и торги.(Париж:, Вена, Милан, Москва, Новгород и т. д.)
7.Ремесло.Ремесленная мастерская.
-ЗАДАНИЕ.
Представь, что ты - владелец ремесленной мастерскойXIIIвека. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда используешь? Какое сырье?( Работа по картине.)
Отгадайте, гербы каких ремесленников ребята здесь изобразили?(гербы
на доске)
Задание 3. Прочти «Статут ткачей шерсти» и ответь на вопросы. Статут ткачей шерсти
§ 1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
§ 3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
§ 8. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться -4 парижским ливрам... Или на 7 лет без денег.
§ 15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года,
хозяин возвращает ему три четверти денег.
§ 17. Старшина и двое« присяжных
должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать
мастерство своему ученику.
§ 26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
§31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок*.
§ 34. Старшина и присяжные должны... разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.
§ 40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
§ 47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
§51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику. Вопросы
2. Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?
3. Кто мог работать в мастерской?
2. Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?
3. Чем объяснить предписания, связанные со сроками ученичества?
2. Как устав предписывает наказывать нарушителей?
Индивидуальная работа
. Задание 4 . Ответить на вопрос.
В одном средневековом документе сказано: «Да будет известно," нам в Кельн явился
Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но,подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надостроить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии».
Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ? (Совет не разрешил строить колесо, ибо в результате использования машины эффективность труда бы увеличилась, и многие сукнопрядильщики остались без работы. Документ отражает консерватизм цехового производства и самосознания ремесленников. Они не стремились всеми силами улучшить процесс производства шелка. Их устраивали традиционные методы производства, они были заинтересованы в социальном спокойствии внутри цеха и равенстве доходов его членов.)
.- Проблемный вопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"-правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?
8.Университеты.
Просмотреть видео. "Университет в Праге."
Вопрос: Как называется особая группа людей, занятых умственных трудом?
(Интеллигенция). Мы незаметно подошли к теме образования в средние века. Очень часто оно носило поверхностный характер, с точки зрения современного человека, в системе средневекового образования было много лишнего, искусственного и странного. Уже тогда образование подвергалось насмешкам, что нашло отражение и в литературе, например, в немецком народном романе о похождениях Уленшпигеля, отрывок из которого вы сейчас и увидите.
Сценка «Уленшпигель и ректор в университете»
Ректор.Уленшпигель, извольте четко и доступы отвечать на вопросы. Вопрос первый: сколько бочек воды в море? Если вы не сумеете ответить на этот вопрос мы осудим вас и ославим как невежду и оскорбителя науки.
Уленшпигель. Достопочтенный господин ректор, прикажите остановиться другим водам, которые со всех концов текут в море. Тогда я измерю, докажу и скажу всю правду об этом, что нетрудно сделать.
Ректор(замявшись). Ну что ж, я беру назад свой вопрос, ибо вижу, что вы человек хитрый. Ответьте-ка на другой вопрос: сколько дней прошло со времен Адама и до сего дня?
Уленшпигель. Всего семь дней. А когда они кончились, начались другие семь. И так до скончания мира.
Ректор.Отвечай мне быстро на третий вопрос, негодный человек: где середина земли?
Уленшпигель. Совсем близко. Когда говорят или кричат на небе, здесь, внизу, хорошо слышно. Заберитесь наверх, а я тут внизу покричу негромко, это вы должны будете слышать, а если не услышите, тогда я ошибся. Ректор. Ну что ж, примем и этот ответ за невозможностью проверить. Как велико небо? Знаешь ли?
Уленшпигель.В нем тысяча сажень ширины и тысяча локтей высоты, в этом я не ошибусь. Если вы не хотите мне верить, уберите с неба солнце и луну и все звезды, перемерьте хорошенько, тогда вы увидите, что я прав, хотя вам это не очень нравится.(Ректор в гневе срывает с себя шапку, бросает ее и убегает.)
Итак, вам теперь предстоит ответить на следующий вопрос: Кто такой магистр?(Варианты ответов: 1. Один из знаменитых авторов рыцарских романов. 2. Низшее звание, которое мог получить студент университета. 3. Ученое звание, которое мог получить студент после окончания университета.) 3.
А сейчас прослушаем анонимную латинскую песню XII столетия, вышедшая из студенческой среды. «ОСТАВИМ ЗАНЯТИЯ»
Бросим все премудрости,
По боку ученье!
Наслаждаться в юности — Наше назначение. Только старости пристало.
К мудрости влечение, Быстро жизнь уносится;
Радости и смеха В молодости хочется;
Книги — лишь помеха.
Вянут годы вешние, Близятся осенние; Жизнь все безутешнее,
Радостей все менее.
Нам ли, чьи цветущи годы,
Над книгою сутулиться?
Нас девичьи хороводы Ждут на каждой улице.
Комментарий учителя:
- Хоть и прошло с тех пор более 9 веков но мало что изменилось, между средневековыми и современными студентами сохранилось много общего.
9. Санитарное состояние городов.
Как выглядел город изнутри ? Работа с картиной. Сообщение ученика
Средневековый город
В долгие месяцы осени и зимы город рано погружался во мрак. В Кельне в XIVвеке светились лишь три фонаря: один у думы, другой
НА МАРСОВОМ поле, третий у монастыря. Домовладельцев обязывали вывешивать фонари у своих домов лишь в особых случаях: при пожаре, в дни приезда высокопоставленных гостей либо при нарушениях общественной безопасности. Во Франкфурте кое-где на перекрестках улиц устанавливали железные ящики, в которых по временам жгли серу и еловые ветки. Горожанин, вынужденный вечером выйти из дому, не полагался на уличное освещение. Он вооружался длинной палкой и коптящим фонарем, который надо было плащом защищать от ветра. Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которого селились на данной улице. Садовники, Красильщики, Кожевники, Седельщики - таковы наименования улиц, не требующие пояснений. Иногда улицы были обязаны своим названием тем иностранцам, «гостям», которые часто посещали город: Английская улица в Любеке, Ломбардская в Базеле, Русская во Вроцлаве. Нумерации домов, к которой мы привыкли, не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Мы уже знаем, что сапожник возвещал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому просто прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: «Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа...». Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тесом или соломой, реже - более дорогой черепицей.
Только отдельные здания, принадлежавшие городским патрициям, дворянам да богатым купцам, были каменные.
При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу и соприкасались легко воспламенявшиеся кровли, пожары были нередки и представляли собой грозное, опустошительное бедствие, которым общими силами боролись все граждане .
Сообщение о чуме и лечении в средние века.(карта распространения чумы, Вид госпиталя)
Задание Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
- Как обходили эти запреты хитрые горожане?(До сих можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третий этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые же этажи построены с соблюдением требуемых норм.)
10.Городская культура.
Видео" Часы на городской ратуше"
Входят «слуги» и раскладывают на столе реквизит: подсвечники со свечами,
-. Первое задание — за одну минуту определить, что из разложенного на
столе не могло находиться на пиру в средневековом замке.(Ответ: карты
(изобретены позднее), чай, салфетки, механические часы и вилки. Каждый
правильный ответ — 1 очко.)
-. Обратите внимание на эту свечу (показывает свечу с нанесенными на
нее делениями).Зачем на свече деления?(Ответ: чтобы следить за временем;
каждое деление соответствует 2 часам — 2 очка.)
-Следующий вопрос нашим гостям: как будет вымыта посуда? (Ответ:
никак, грязные тарелки чистили с помощью песка и травы.)
- В средние века, как известно, не было холодильников. Как же хранилась
пища?(Ответ: мясо хранили в соли, овощи просушивали и мариновали.)
- Из чего сделано большинство тарелок на столе: из фарфора, серебра или
хлеба? (Ответ: из хлеба, т. к. серебряная посуда была очень дорогой.)
11.Развлечения.
Как развлекались в средние века? (турниры, театры, маскарады)
12. Тестирование по компьютеру -1 человек ,остальные по листочкам.(см.приложение)
(. Отгадай шарады
Первый слог - кусок земли, второй - мычание коровы, третий -предлог, целое - свободный
средневековый город. (Ком-му-на.)
Первое - бог солнца в Египте, второе - короткое торжественное музыкальное приветствие, третье -
начальная буква алфавита, целое - здание городского совета в средневековом горож (Ра-туш-а.)
Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают к стойкой, второе - русское национальное блюдо, третье - предлог с целое - одна из феодальных повинностей. (Бар-щи-на.))
IV.Итог урока. Оценки.Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили , закрепили материал по теме "Средневековый город " Побывали в средневековой Вероне, Пражском университете, мастерской ремесленника, путешествовали в Константинополь с торговцем Франсуа, познакомились с разными сторонами жизни города. Ответьте на вопрос : "А вы сами хотели бы жить в средневековом городе?"
Приложение
Работа с историческими источниками.
Задание 1. Прочти отрывок из права города Дибурга (1194— 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопрос.
«Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям...»
Вопрос:
При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?
Задание 2.Реши историческую задачу.
Задача 1.
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при
помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1202 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
Задание 3. Прочти «Статут ткачей шерсти» и ответь на вопросы.
§ 1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
§ 3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
§ 8. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться -4 парижским ливрам... Или на 7 лет без денег.
§ 15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года,
хозяин возвращает ему три четверти денег.
§ 17. Старшина и двое« присяжных
должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать
мастерство своему ученику.
§ 26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
§31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок.
§ 34. Старшина и присяжные должны... разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.
§ 40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
§ 47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
§51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику. Вопросы
1. Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?
2. Кто мог работать в мастерской?
3. Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?
4. Как устав предписывает наказывать нарушителей?
. Задание 4. Ответить на вопрос.
В одном средневековом документе сказано: «Да будет известно," нам в Кельн явился
Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но,
подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем е,
которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо
строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии».
Вопрос: Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ?
Задание 5 Проблемныйвопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"-правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?
Задание 6. Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
Как обходили эти запреты хитрые горожане?
"Путешествие торговца Франсуа из славной Шампани, им самим описанное"( с презентацией)
Меня зовут Франсуа Дюбуа, я из года Труа, графства Шампань, что на северо-востоке Франции. Мой дед , мой отец и я всю жизнь занимались виноделием и продажей вина.В Шампани издавна делают самое лучшее вино.
А в этом доме на улице Сент-Этьен я родился и живу сейчас.За домом располагаются виноградники разных сортов- наша семейная гордость.
У нас, в Шампани круглый год продолжаются ярмарки, где можно увидеть товары как из Северной Европы, так и Востока. Торговля –дело прибыльное , но и рисковое. Дела у меня шли неплохо, и однажды я решил отправиться в далекий и прекрасный город Константинополь : посмотреть мир, продать своё вино и закупить диковинного восточного товара. Оставив свои дела на отца, объединившись с другими купцами из гильдии, наняв охрану, загрузив свои повозки товаром, я отправился в далекое и опасное путешествие.
Мы проезжали много графств и городов : Оранж, Шалон, Лион. Дороги были узкими и немощенными, повозки часто ломались. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлину, а некоторых владениях приходилось платить за пыль, которую поднимали наши повозки. Два раза нас атаковали разбойники, но нам удалось отбиться. Наконец-то мы добрались до красивого итальянского города Венеция.
Дома там необычные, стоят прямо на воде. А вместо улиц –каналы, по которым плывут гондолы. Я видел один из дворцов венецианского купца, который получил название-Золотой дворец. Говорят его владелец приказал вызолотить все стены и крышу здания.
В порту Венеции мы погрузили товар на один из кораблей и по морскому пути отправились в наш конечный пункт путешествия- город Константинополь. Но на море нас подстерегала новая беда- пираты. Один из торговых кораблей им удалось захватить. Но с божьей помощью мы смогли оторваться от морских разбойников.
И вот через 17 дней морского пути мы увидели красивейший из городов-Константинополь. Я просто обомлел от красоты его главного храма святой Софии. Ничего более грандиозного в моей жизни мне не приходилось видеть.
Обменяв у местных менял деньги, я смог удачно и быстро продать свой товар ,
а на вырученные деньги купить пряности, которые очень ценились в Европе, потому, что придавали залежалому мясу особый пикантный вкус.
Домой я добрался на генуэзском корабле по новому морскому пути через Гибралтарский пролив. Дорога моя полностью окупилась, так как продав пряности я выручил денег в 6 раз больше чем затратил на дорогу.
К сожалению, сейчас на историю средних веков отводится слишком мало времени в учебном плане. И на одном уроке приходится охватить слишком большой материал. Но не смотря на это, Ваш урок очень интересен
На: Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе "Путешес
К сожалению, сейчас на историю средних веков отводится слишком мало времени в учебном плане. И на одном уроке приходится охватить слишком большой материал. Но не смотря на это, Ваш урок очень интересен