Анализ опыта работы с использованием технологии игры на уроках музыки и РНТ
Выберите действие:
Submitted by Ольга Владимировна Лебедева on пн, 31/10/2011 - 21:44
В последние годы появилось много различных программ по музыке. Но многие учителя музыки предпочитают вести уроки по программе Д.Б.Кабалевского – замечательного педагога и знатока детской психологии. Творческий коллектив под руководством Д.Б.Кабалевского создал замечательную программу по музыке для общеобразовательных школ с учётом психологии детей разного возраста. В ней содержится не только богатейший музыкальный материал, но и невероятно разнообразный спектр методов, способствующих лучшему усвоению материала урока: метод эмоционального воздействия, беседа, рассказ, привлечение личного опыта учащихся, наглядность, межпредметные связи и т.д., Но особое место в программе Д.Б.Кабалевского занимают игровые технологии.
В начальной школе на уроках музыки большое внимание уделяется игре как исполнительству – это и игра в ансамбле с учителем, и сопровождение музыкального произведения игрой на ударных инструментах, игра на свирели, пение песен и фрагментов произведений для слушания. В каждом случае игра несёт смысловую нагрузку, а не является лишь развлечением. Например, обсудив с детьми содержание белорусской народной песни «Перепёлочка», учащийся не просто играет в ансамбле с учителем два звука в октаву, а изображает, как капают слёзы перепёлочки (она плачет о том, что не может улететь со своей стаей). После такого обсуждения, ребёнок , даже впервые прикасающийся к клавишам фортепиано, старается мягче играть, «как слёзки капают». В русской народной песне «Дон – дон» ребёнок наоборот своей игрой в ансамбле с учителем усиливает звучание «набатного колокола», возвещающего о пожаре в кошкином доме. Причём, дети самостоятельно, осознанно определяют, где лучше играть, в высоком или низком регистре, исходя из содержания произведения. Они, конечно, ещё не знают, что такое «регистр», но учитель предлагает им выбрать подходящий вариант на слух, исполняя интонацию в разных регистрах. Где больше похоже на слёзки? Где лучше звучит набатный колокол?
После слушания русской народной плясовой «Камаринская» и осознания того, что тема проходит несколько раз и всегда по-разному, ребята знакомятся с возможностями и звучанием ударных инструментов (треугольников, бубнов, кастаньет, трещоток, деревянных ложек, маракасов) . Им предлагается выбрать инструмент для каждой вариации, учитывая, что громкость постепенно нарастает. Таким образом, учащиеся вместе с учителем составляют партитуру шумового оркестра: сначала – треугольники, затем – погремушки (маракасы, шейкер), затем – бубны, ложки, и последнюю вариацию, самую громкую, играют все вместе. Всё это дети предлагают сами, активно участвуя в творческом процессе. При этом необходимо услышать «точку» в музыке и закончить играть вместе с ней. Постепенно на уроках музыки они осознают, что музыка – живая, и у неё есть «пульс», что такое «сильная доля» и «ритмический рисунок», и следующая партитура (р.н.п. «Калинка») состоит из трёх партий, которые сначала разучиваются отдельно (например, первый ряд играет сильную долю, второй ряд отмечает «пульс», а третий воспроизводит ритмический рисунок), а затем, в окончательном варианте, все три партии звучат вместе.
Такой же коллективный характер может иметь на уроках музыки или РНТ игра на свирелях. С появлением методики Е.В.Евтух, методического пособия Э.Смеловой( «Свирель поёт») и, созданного на его основе, пособия для игры на свирели М.Л.Космовской («Девять уроков игры на свирели»), появилась возможность включить в урок ещё один вид исполнительской деятельности, доставляющий детям радость музицирования. Вышеуказанная методика позволяет детям играть на свирели музыкальные произведения, даже не зная нотной грамоты, на первом этапе по слуху или «с рук», то есть наблюдая за руками учителя. Таким образом, ребёнок постепенно осваивает нотную грамоту, через звуки, а не наоборот, через систему звуков – к музыке.
Являясь духовым инструментом, свирель способна решить вопрос дыхательных упражнений, полезных для здоровья ребёнка. Во время игры на свирели, когда ребёнок придерживает инструмент зубами, «прозванивается» вся костная система, оказывая на организм благотворное влияние, подобное колокольному звону. Проведённые автором этой методики тесты показывают положительное влияние этого вида деятельности на развитие памяти учащихся, чистоту интонирования и, в конечном счёте, на развитие музыкального слуха.
Кроме игры как исполнительства, в программе много возможностей для создания игровых ситуаций, а значит для активизации внимания учащихся. Например, песня «Кто дежурные?» Д.Б.Кабалевского не только даёт учащимся чёткое представление о вопросительной интонации в музыке, но и создаёт игровую ситуацию (песня – диалог), а также весёлое настроение и, как следствие, быстрое запоминание текста. Песня «Игра в гостей» того же автора, такж е написанная в форме диалога, делит класс на две группы
(хозяева и гости), у которых отличается не только текст, но и манера исполнения: уверенная у хозяев и несколько застенчивая у гостей. Особенно интересно ребятам меняться ролями в таких произведениях, то есть за короткий период времени реализовать себя сразу в нескольких образах. Простая попевка «Разные ребята», призванная дать понятие о темпе и ритме в музыке, заставляет детей задуматься над своим поведением. Они осознают свой темперамент, и непременно хотят петь про себя, делясь на непосед и спокойных ребят. При одинаковой мелодии у обеих групп получается ритмическое двухголосие – первый шаг к исполнению канонов и настоящего двухголосия. Попевка «Звонкий звонок», также написанная Д.Б.Кабалевским, не только углубляет понятие учащихся о ладе и настроении в музыке, но и предоставляет выбор исполнения. Если ребята очень ждут перемены, то они поют о звонке с урока в мажоре, то есть с весёлым настроением, а о звонке на урок, наоборот, в миноре, а значит с грустным настроением. Учитель музыки тут же «рисует» другую ситуацию: «Но бывают такие уроки, когда вам настолько интересно рассказывает о чём-то ваша учительница, и вдруг – звонок!». Ребята кивают в знак того, что такое часто бывает и однозначно принимают новый исполнительский план: о звонке с урока поём в миноре, грустно, а о звонке на урок – в мажоре, весело. Во время исполнения песни «Барабан» Д.Б.Кабалевского на стихи А.Л.Барто ребятам очень нравится чётко произносить текст, изображая ритмичные удары барабана, маршировать, отмечая пульс музыки, и изображать голосом обиду в конце песенки из-за порвавшегося барабана. Но ещё интереснее для них становится следующая игровая ситуация: «Представьте себе, что вы живёте в доме, около которого маршируют пионеры уже целый час. Вы накануне поздно легли спать, вернувшись из театра, а вас спозаранку разбудил этот пионерский отряд с барабаном. Как бы вы теперь исполнили эту попевку?» Тут ребята, легко перевоплотившись из пионеров, изображают негодование по поводу прерванного сна и радостно поют концовку, в которой поётся о порвавшемся барабане.
Часто на уроках музыки, особенно в начальной школе, игровую ситуацию создаёт интригующее, неожиданное начало урока или раздела урока. Легенда о трёх китах открывает программу по музыке, сразу погружая детей в сказочный мир, и позволяет быстро запомнить названия трёх китов, на которых «держится» вся музыка. На одном из первых уроков мы знакомимся с русской народной песней «Уж как шла лиса по травке», в которой ребята слышат лёгкую поступь лисички и определяют, что звучит марш. И дальше по уроку нас ведёт та самая лисичка. Сначала она приводит нас на лесную полянку, где играет весёлый музыкант. Ребята определяют, на чём он играет в каждом куплете, какой жанр при этом звучит (какой из китов) и с удовольствием потом сами изображают игру на разных музыкальных инструментах и поют о весёлом музыканте. А затем лисичка приводит нас в сказку! В этой сказке живёт прекрасная принцесса, но злая колдунья заколдовала её и погрузила в волшебный сон на целых сто лет! Ребята без труда узнают сказку и слушают вальс из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица».
Очень активизирует внимание учащихся такое вступление: «А сейчас – сюрприз! К нам в класс с помощью музыки войдут три девочки. Какие они? Что нам музыка о них расскажет? Как бы вы их назвали? Послушайте!». Произведение «Три подружки» Д.Б.Кабалевского, благодаря такому началу и выразительности самой музыки, дети запоминают надолго и с удовольствием рисуют их портреты. Это произведение даёт повод для очень важного разговора, имеющего воспитательное значение: есть ли в нашей школе резвушки, плаксы, злюки? А с какими детьми приятнее иметь дело? Конечно с жизнерадостными резвушками. А если подумать, то у каждого в жизни бывают ситуации, когда мы злимся, а иногда и плачем... Мы все очень разные, и, наверное, поэтому нам так интересно друг с другом!
Один из следующих уроков начинается похоже: «Сейчас к нам в класс с помощью музыки войдут два музыканта. На чём они будут играть? Вместе они войдут или по-очереди – вам расскажет музыка!». В данном случае ребятам предстоит сложная задача – абстрагироваться от звучания фортепиано, включить своё воображение и «услышать», какие инструменты держат в руках музыканты. Благодаря интригующему началу, создающему игровую ситуацию, учащиеся без труда справляются с заданием и успешно усваивают тему урока «Что музыка может изображать?». В чётком ритме сопровождения они сразу узнают «звучание» барабана, а призывная маршевая мелодия наводит на мысль о трубе, на которой «играет» второй музыкант.
Благодаря игровой ситуации очень запоминается ребятам песня «Монтёр» Д.Б.Кабалевского. Не называя произведение, учитель говорит загадочным голосом: «Послушайте музыку вступления и подумайте, куда это мы попали?» Звучит зловещая, устрашающая тема. В классе – лес рук и такое же множество версий, одна интереснее другой, но у них одно общее – зловещий характер. Ребята говорят, что мы попали в подземелье к чудовищам, в пещеру к людоеду, в тёмный лес ночью и тому подобное. Показ песни подтверждает их догадки и дальнейшее разучивание не представляет сложностей.
Осознание понятия «опера» - сложнейшего для восприятия второклассников – проходит довольно легко, благодаря тому, что ребята поют почти все оперные фрагменты. Детская опера М.Коваля «Волк и семеро козлят» с хорошо знакомым сюжетом, легко запоминающейся и легко исполняющейся музыкой, делает усвоение этой темы увлекательной игрой. Исполнение песен козлят в сочетании с элементами пластических и ритмических движений позволяет детям быстрее запомнить текст, музыку и помогает понять особенности оперы как крупного музыкального жанра , где все герои поют, и у каждого героя оперы есть своя музыкальная тема.
Также легко проходит усвоение темы «Тембр – окраска звука в музыке», благодаря тому, что знакомимся мы с таким сложным понятием через сказку – Симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». Сказочный сюжет помогает ребятам познакомиться с инструментами симфонического оркестра, запомнить названия некоторых из них и характерные особенности звучания. Услышав птичку в исполнении флейты, дети надолго связывают с этим персонажем нежный высокий голосок этого инструмента . Бархатный как кошачьи лапки тембр кларнета, изображающего крадущуюся кошку, тоже становится незабываемым, благодаря гениальности композитора и автора программы по музыке Д.Б.Кабалевского.
В рамках регионального компонента учебного плана в нашей гимназии выделяется один час в неделю на изучение русского народного творчества (РНТ) в пятых классах, где в течение года ребята знакомятся с русскими народными обрядами, которые тесно связаны с природой, основными событиями в жизни людей (свадьба, рождение), а также с народным календарём. Кроме основных праздников (Рождество, Масленица, Пасха) учащиеся знакомятся с обрядовыми действами народного календаря: Калинники(Рябинники), Капустники, Кузьминки – по осени поминки, Свадебный обряд, Егорьев день, зелёные святки и т.д.
Программа Ширяевой Н.С. по РНТ «Обряды» построена так, что учащиеся не только теоретически усваивают материал, но и практически осваивают либо часть обрядового действа, либо целиком обряд. Почти каждый урок – сюжетно – ролевая игра, посиделки , где учитель(а иногда и девочка) – хозяйка избы, в которой собираются Добры Молодцы и Красны Девицы. На самом первом уроке РНТ в начале учебного года ребята в непринуждённой обстановке знакомятся друг с другом с помощью русской народной игры «Ай, да имя!», в которой каждый называет своё имя, передавая соседу цветок – эстафету. После традиционного приветствия (поклон в пояс), хозяйка произносит: «Сядем рядом, станем говорить ладом! А чтобы лад поселился в нашем кругу, мы узнаем, милы ли мы друг другу, а для этого сыграем в русскую народную игру «Мил ли соседушка». Условием игры является выбор Добрым молодцем Красной девицы и наоборот. Таким образом, каждый учащийся получает право выбора соседушки на этот урок, пользуясь определёнными фразами. На вопрос «Мил ли соседушка?» каждый должен ответить либо «Мил!», либо «Нет, надобно другую .(другого)!» и называет имя . Итак, погрузившись с самого начала урока в игру не мальчики и девочки, а Добры Молодцы и Красны Девицы продолжают существовать в этих условиях на протяжении всего урока.
После игры и краткой беседы об изучаемом обрядовом действе, следует инсценировка фрагментов обряда. Например, при изучении Пасхального обряда, а именно, традиций Вербного воскресенья, на уроке проводится древний ритуал «Вербохлёст», имеющий очень важное назначение – «прибить» здоровье на весь будущий год. Ритуал сопровождается соответствующей песней, исполняемой учащимися a’cappella: «Вербохлёст, бей до слёз! Верба бела бить велела! Верба рясна не напрасно! Верба синя бьёт не сильно!». Ребята вместе с учителем постигают символический смысл текста песни: слёзы – очищение, белый цвет означает чистые светлые помыслы и т.д.
Наполнена глубоким смыслом посиделочная игра «Уж я золото хороню», в которую играли в долгие вечера зимних святок. Добрые Молодцы и Красные Девицы должны уберечь от тёмных сил Зимы (эту роль поручают какому-либо мальчику) маленькое в зимний период «солнышко» - монетку или колечко., которое ведущий прячет у одного из ребят в ладошках. И ребята не должны ни взглядом, ни жестом не выдать местонахождение «солнышка», что требует от них недюжинной выдержки и терпения. В старину того, кто не уберёг «солнышко» выгоняли с посиделок на мороз.
Тем же символическим смыслом, уберечь солнышко от тёмных сил Зимы наполнена игра «Жил – был курилка». Условие игры – аккуратно передать горящую лучинку (символ маленького зимнего солнышка) по кругу из рук в руки, чтобы она не погасла, исполняя при этом соответствующую песню. Терпения, выдержки и сноровки требует это нелёгкое задание от ребят. «Погружению» в игру способствует отсутствие во время игры электрического освещения «избы» (кабинета РНТ). Горящая лучина в таких условиях воспринимается как единственный источник Света, Тепла и Добра, когда за окном метёт вьюга и морозно. Это помогает ребятам понять наших далёких предков, преклоняющихся перед силами природы, бережно и трепетно к ней относившихся, не смеющих даже топнуть без надобности по Земле - матушке, не то что мусор бросить!
Часто посиделки заканчиваются частушками, которые ребята, как правило, сочиняют сами и игровыми хороводами, призванными испокон веку, продемонстрировать пластику Лебёдушек и Ясных Соколов, красивую осанку, умение двигаться под хороводную песню, а, в конечном итоге, способствовавшему выбору милого дружка или милой подруженьки. Например, во время изучения Пасхального обряда ребята узнают, что на Пасху в городах и деревнях ставили качели. Где качели выше, там и лён дольше (длиннее, а значит лучше). Все Добрые Молодцы и Красные Девицы качались на качелях, соревнуясь, кто выше, и пели « качельные припевки». Ребятам предлагается досочинить две строчки из четырёх, загадав в четвёртой строке имя своего дружка (для девочек) или своей милой подруженьки (для мальчиков). Удачно подобранная к имени рифма должна подсказать всем загаданное имя, которое исполнитель не произносит, зато все остальные, догадавшись, допевают хором:
На качелюшке качалась,
Зацвела смородинка.
Никому не расскажу,
Что люблю…(Володеньку).
На качелюшке качался,
Затопили банечку.
Никому не расскажу,
Что люблю я …(Анечку).
Качельные частушки поются под аккомпанемент балалайки в исполнении учителя. В конце урока – посиделок играют хоровод или пляшут. Большой интерес вызывают у учащихся игровые хороводы. Хоровод - это танец в честь солнца! Пятиклассники в отличие от маленьких первоклассников хорошо «держат круг», круг – символ солнца! Игровой хоровод помимо игровой составляющей ещё несёт в себе развитие коммуникативных навыков. Водящий в игровом хороводе «Со вьюном я хожу» выбирает себе пару (Добрый Молодец – Красную Девицу и наоборот), с поклоном преподнося избранному венок («Поклонюся и веночек подарю»). В игровом хороводе «По – за городу гуляет царевич – королевич» право выбора имеют Добрые Молодцы, которые дарят выбранной Красной Девице венок или рябиновые бусы, сделанные своими руками (Рябинники – осенние посиделки). Совсем иной, сатирический характер носит игровой хоровод «Воробей», в котором высмеиваются такие человеческие пороки, как лень, ложь. Они разоблачаются, но не сразу, ведь лгунов и лентяев трудно вывести на «чистую воду», и ленивого «мужа» настигает расплата – шуточное наказание.
Главная задача современного образования – подготовить наших детей к жизни в нелёгком мире, чтобы не пасовали они перед трудностями, не терялись в волнах сложных человеческих взаимоотношений, не раскисали от неудач и не пренебрегали друзьями в дни побед, чтобы не забывали корни свои, родителей, свою малую Родину, чтобы способны были сохранить и передать своим детям и внукам традиции и культуру своего народа, традиционное русское гостеприимство и способность жить бок о бок с людьми другой веры и национальности.
Великий английский драматург У. Шекспир сравнивал нашу жизнь с театром, в котором люди – актёры. Какую роль предстоит сыграть в дальнейшем нашим детям? Справятся ли они с ней, - во многом зависит от нас – педагогов и родителей, от того как мы их подготовим. А, поскольку игра как вид деятельности является ведущей в жизни ребёнка, то с помощью неё надёжнее всего, наверное, передавать подрастающему поколению житейскую мудрость, доброту и любовь, ведь, как говорится, сколько ребёнок любви в детстве получит, столько он способен будет отдать, когда вырастет.
Список литературы:
1. Евтух Е.В. Игра на свирели .СПб 2002
2. Игра // Российская педагогическая энциклопедия.-М.;БРЭ, 1993.- С.336-337;
3. Кабалевский Д.Б. Программы по музыке 1-8 классы, М., Просвещение, 2007.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.,СПб., Каро, 2008.
5. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 1999;
6. Ширяева Н.С. Русское народное творчество. СПб 1992
7. Школяр Л.В. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций., М., Флинта, 1999.
8. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей., М., Флинта*Наука,1999;