Теоретические основы технологии игры как способа обучения и воспитания школьников
Submitted by Ольга Владимировна Лебедева on пн, 31/10/2011 - 21:28
Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и других науках. В своей книге «Психология игры» Сюзанна Миллер пишет о том, что Платон первый признал практическую ценность игры, а Аристотель считал, что детей нужно поощрять к играм, в которых они поведут себя также серьёзно, как и взрослые. Ян Амос Коменский ещё в 17 веке, стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, применил метод драматизации учебного материала и обобщил этот опыт в книге «Школа – игра» (1656г.). Вслед за великими реформаторами образования, начиная с Коменского в 17 веке до Руссо, Песталоцци и Фробеля в 18 начале 19 веков, большинство учителей склонялось к тому, что воспитание должно учитывать естественные склонности ребёнка и уровень его развития. Первые формулировки теории игры стали появляться под влиянием эволюционной теории во второй половине 19 века. Герберт Спенсер разработал понятие «избыточная энергия» и представление об игре, как способе «спустить пар». Фридрих фон Шиллер считал игру проявлением «бьющей через край» энергии и началом всякого искусства.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учёный К. Грос. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения функционального удовольствия. Теорию игры, исходя из её социальной природы, разрабатывали Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б.Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. Характерной особенностью игры является её двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных , часто нестандартных задач , с другой - условный характер игры позволяет отвлечься от реальности с её ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.
Таким образом, цель данной работы:
изучить игру как социокультурный феномен;
рассмотреть функции игры в образовательном процессе;
проанализировать использование игры на уроках музыки и русского народного творчества.
Теоретические основы игры как способа обучения и воспитания.
Игра как социокультурный феномен.
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который они
призваны изменять.» (М.Горький)
Значение игры невозможно переоценить. На протяжении всей истории человечества она являлась одним из самых важных средств передачи жизненного опыта от поколения к поколению, а, значит, способствовала продолжению жизни народа, сохранению им своей культуры, языка, традиций, фольклора – своей уникальности. Через игры дети и молодёжь постигали секреты взаимоотношений с природой, друг с другом , обучались тонкостям различных ремёсел, основам трудовой деятельности. Игры были связаны с календарными и семейными праздниками, с основными этапами жизни человека, они объединяли людей всех возрастов и способствовали укреплению семьи и общины. Недаром говорили: «играть свадьбу», «играть обряд» или «играть хоровод», ведь реальный и условный мир, в который люди свято верили, в жизни были тесно связаны. И если мир взрослых не обходился без игр-обрядов, то для детей игра была окном в мир, единственным и самым главным способом его познания.
Игра в дочки-матери, в которой дети имитировали поведение своих родителей в семье, незаметно готовила девочек к взрослой семей ной жизни, воспитывала семейные ценности, незыблемость семейных традиций. Игра «Бояре» готовила к важному шагу в жизни человека – выбору спутника жизни и знакомила с частью свадебного обряда - сватовством. Игровые хороводы способствовали формированию культуры взаимоотношений между юношами и девушками, поиску спутника жизни. Орнаментальные хороводы развивали фантазию, наблюдательность, красоту движений. Трудовые хороводы, даже утратив со временем прямое назначение – задобрить силы природы и получить богатый урожай – через немудрёный напев и движения обучал основам сельскохозяйственной деятельности, показывая этапы возделывания той или иной культуры. Игра всегда была школой жизни, даже когда не было школ, или они были не доступны основной части населения. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом , она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.
Игра способна внести значительный интерес в жизнь человека: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения. В игре участникам часто приходится проявлять многие важные человеческие качества: волю, способность к риску, настойчивость, находчивость. Игра – отражение жизни, а в ней человеку также часто приходится проявлять те же качества личности. В то же время игра создаёт ситуацию быстрой смены психических ощущений и состояний: азарт, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации способствуют моральной разрядке и заряжают новой энергией. Игра как творчество тесно связана с понятием свободы. В игре человек выступает свободным от природной и социальной зависимости, от принуждения. Игра выступает своего рода механизмом актуализации свободы в социокультурном контексте. Это, прежде всего, свобода выбора(роли, ответа, способа действия). По мнению Щурковой Н.Е., игра помогает детям корректировать своё поведение, предвидеть ход дальнейших событий, осмысливать роль поступка в общей судьбе, а кому-то помогает в будущем свободно выстраивать жизнь.
Игра – дело серьёзное и для взрослых и особенно для детей, так как, в отличие от взрослых, они погружаются в мир игры целиком, как в сон. Ребёнок играет не только когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни. «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…». Эта мысль принадлежит А.С.Макаренко, замечательному педагогу, большому поборнику детской игры.
Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, с удовольствием. В этом секрет воспитательных возможностей игры. Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.
Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, проявляя смекалку и находчивость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому ребёнок, с которым играли в детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и проблемами.
Игра – это школа морали в действии.
В обучении младших школьников, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями. В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов обучения, игровых моментов урока и т.д. В средней школе дидактические игры проводятся обычно в целях повторения, закрепления и проверки усвоения пройденного (диктанты-соревнования, кроссворды, «путешествия» по географической карте, ролевые игры, драматизации и пр.).
Перспективным является применение дидактических игр, основанных на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Для этих игр характерно не только познавательное, но и мировоззренческое и эмоционально – личностное воздействие. Компьютерные игры становятся средством формирования у детей компьютерной грамотности, ознакомления с языком программирования, формирования навыков работы на ЭВМ. В школе компьютерные игры применяются не только при обучении математике, но и в дисциплинах естественно-научного и гуманитарного циклов.
В игре активно развиваются:
ценностные отношения личности к окружающему миру, поскольку игра – это один из способов приобщения человека к культуре общества, освоения им социальных ролей, культуры межличностных отношений;
творческие качества личности, создаются условия для проявления индивидуальности;
моральные и волевые качества (развитию их способствует подчинение участников правилам игры, воспроизведение в поведении черт характера, соответствующих исполняемой роли положительного героя, соотношение своих интересов с интересами других игроков и др.)
чувства и эмоции (игра захватывает её участников, вызывает яркую палитру переживаний);
интеллектуальные качества личности (Ж.Пиаже. Теория преобладающего влияния игры на развитие детского интеллекта);
По мнению известного психолога Л.С.Выготского, ребёнок в игре на голову выше своего среднего уровня, потому что применение игровых форм обучения:
повышает внимание учащихся (как непроизвольное - интерес, яркость, привлекательность, так и произвольное – необходимость следовать правилам и т.п.), а это важное условие для эффективной познавательной деятельности;
увеличивает объём и длительность запоминания, так как в игре активизируются различные виды памяти (непроизвольная, произвольная, словесно – логическая, наглядно – образная, эмоциональная);
формируется творческое воображение, развивается фантазия;
доставляет учащемуся радость и удовольствие.
Как правило , дидактические игры разрабатывают педагоги, но можно привлекать к этому и учащихся. Эти игры отличаются от собственно детских игр тем, что в детской игре игровая деятельность является самоцелью. В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач.
Признаками дидактической игры является:
наличие учебной цели (помимо собственно игровой);
ограниченность по времени;
подчинённость жёстко фиксированным правилам (в большинстве случаев).
Основные образовательные возможности дидактических игр.
Дидактические игры способствуют:
углублению, расширению и творческому применению учащимися знаний и умений;
активизации познавательной деятельности;
развитию познавательного интереса, интереса к предмету;
формированию у учащихся опыта позитивной деятельности, ценностных отношений;
развитию навыков межличностного взаимодействия, коммуникативных и творческих способностей;.
Игры, (игровые элементы) могут применяться на всех этапах традиционного урока, но чаще всего используются при закреплении, применении, повторении, проверке знаний учащихся.
Классификация дидактических игр (по И.Я.Ланиной):
творческие (ролевые) игры, в которых все действия участников определяются порученной им ролью («Суд над…», «Защита темы», «игры-путешествия» и пр.);
игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.);
игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады, опыты и т.п.)
игры с раздаточным материалом (дидактическое лото, домино и т.п.);
деловые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации («Вакансия», «Контракт», «Патентное бюро», «Пресс – конференция» и др.).
Технология игры.
Игра – один из видов деятельности, характерных для человека и животных. Это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Но люди любого возраста охотно принимают участие в играх.
В игре присутствуют два вида отношений: игровые (в соответствии с правилами, сюжетом игры) и реальные (соответствующие определённой социальной роли). Существуют игры, которые позволяют через игровые отношения оказывать воздействие на отношения реальные.
Этапы игры и технология их проведения.
Подготовка к проведению игры. На этом этапе происходит изложение (обсуждение) правил игры, её сюжета, целей и задач, ролей, правил подсчёта очков и других правил игры, решаются различные оргвопросы. Особенно важный момент – сообщение правил игры.
Правила игры – это положения (предписания), устанавливающие логический порядок игры. Через правила игры педагог проводит педагогические требования, т.к., по сути, правила отражают требования к игроку. Чтобы школьникам было легче усвоить правила, они должны быть сформулированы кратко, чётко, доступно. Известно, что письменная речь «дисциплинирует» мысль. Поэтому целесообразно правила игры заранее написать на листке бумаги, что позволит при организации игры более чётко их изложить. Если игра сложная, правил слишком много, то следует сообщить основные, а менее значимые вводить по ходу игры. Для усвоения сложных правил возможно пробное проигрывание.
Если в основе игры – соревнование, то на данном этапе разъясняются правила подсчёта очков (баллов). Если это командные соревнования, то осуществляется разбивка на команды (при необходимости разделение на команды можно осуществить за несколько дней до начала игры).
Если проводится ролевая игра, то на этом этапе (или заранее) распределяются роли.
Введение игровой ситуации. Это своеобразный старт игры, означающий переход из реальной ситуации в ситуацию условную, в которой действия игроков будут определены правилами. Возможные приёмы введения игровой ситуации:
простое объявление начала игры;
описание игровой ситуации;
игровой пролог – театрализованное начало игры;
технические, звуковые эффекты (гонг, музыкальный сигнал );
использование реквизита, раздача игровых карточек и прочих атрибутов игры;
введение элементов ритуальности (например, «Встать, суд идёт!»);
представление команд, судей, гостей и т.п.;
игровое комментирование (например, «Уважаемые…, мы с вами присутствуем на состязании 3-х команд, которым предстоит…»).
Очень важно на данном этапе создать игровую атмосферу.
Проведение игры. Развёртывание игрового действия. Педагог при этом может занимать следующие позиции:
инструктора (для эффективного хода игры бывает необходима помощь в дополнительном разъяснении правил, разъяснении последствий игровых действий, однако чрезмерное инструктирование может запутать учащихся, лишить их возможности творчества в игре);
судьи (действуя в этом статусе, учитель следит за соблюдением правил, оказывает помощь в решении спорных вопросов);
ведущего игры (по возможности эта роль передаётся школьникам)
Какую бы позицию не занимал учитель, он должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем.
Подведение итогов игры. В конце игры подсчитываются набранные очки, объявляются игровые результаты, имена победителей.
Анализ игры.Проводится оценка действий участников игры, анализ причин успехов и неудач, возникших трудностей, оригинальных идей, ходов, отношений участников в процессе игры. В играх – соревнованиях педагог учит игроков умению достойно проигрывать и достойно выигрывать.
Последействие. Особое внимание уделяется сопоставлению игровой (условной) ситуации с соответствующей областью реального мира. Например, если проводился «Конкурс джентльменов», следует обратить внимание на то, как используются нормы этикета в реальных межличностных отношениях, создать необходимые условия для их реализации. После дидактической игры устанавливаются связи содержания игры с учебным материалом.
Условия эффективности игры.
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Она предполагает свободу действий при решении игровой задачи в рамках правил. Если действия игроков полностью регламентируются правилами, то игра вырождается в тренинг или упражнение.
Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (цель должна быть интересной, привлекательной и достижимой, оформление – ярким, привлекательным).
Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников при выборе вида, формы игры, её содержания.
При организации дидактических игр учителю необходимо уделять внимание как познавательной, так и игровой деятельности учащихся. (Учитель не только добивается точности и правильности ответа, правильности решения учебных задач, но и поощряет быстроту реакции, находчивость, соблюдение правил, сплочённость команды, взаимопомощь и т.п.).
Особое внимание уделяется созданию необходимого микроклимата, соблюдению педагогического такта. Контроль и руководство игрой не должны подавлять инициативу школьников, иначе уничтожается сущность игры.
Использование игры на уроках музыки и русскогонародного творчества.
Уроки музыки в школе проходят 1 раз в неделю с 1 по 8 класс, а в 5 классе добавляется в рамках регионального компонента учебного плана 1 час русского народного творчества «Обряды». Как и все учителя, учителя музыки стараются найти такие формы и методы работы, которые будут способствовать активизации деятельности учащихся на уроке и дадут положительный результат. Для уроков, проводимых 1 раз в неделю очень важно быть яркими и запоминающимися, ведь детская память с трудом удерживает информацию в течении 7 дней. Сделать уроки музыки и русского народного творчества такими помогают игровые элементы, ролевые и дидактические игры.
Самыми эффективными являются виды деятельности, где учащиеся становятся непосредственными исполнителями. Именно на принципе собственного музицирования основаны многие западные методики, например система Карла Орфа. Такие же виды деятельности заложены и в программы по музыке Д.Б.Кабалевского, Л.В.Школяра, Е.Д.Критской и других замечательных авторов. Игра как исполнительство занимает большое место в уроках музыки и русского народного творчества. Это и исполнение в ансамбле с учителем (игра в 4 руки), игра на ударных музыкальных инструментах, игра на свирели, игра на деревянных ложках разными способами (на уроках РНТ). Кроме исполнительства широко используются на уроках музыки и РНТ такие игровые элементы как инсценировки (сказки, разыгранные по ролям на уроках РНТ), неожиданное , интригующее, сказочное начало урока или раздела урока, ролевая игра. Например: « представьте себя в роли композитора (звукорежиссёра, музыкального продюсера) и подумайте, какую музыку вы бы написали (подобрали) к следующему сюжету…». Или учитель предлагает ребятам побывать в «концертном зале, где они будут не просто слушателями, а искусствоведами, и попробуют сформулировать особенности музыкального языка композитора.
Программа 4 класса Д.Б.Кабалевского позволяет весь учебный год на уроках музыки «путешествовать» сначала по необъятным просторам своей страны, а затем и по странам всего мира! Что может быть интереснее, чем увлекательно организованное путешествие с приветствием на языке того народа, о музыке которого пойдёт речь на этом уроке. К окончанию начальной школы ребята на уроках музыки уже могут определять стиль композитора с помощью игры - теста. Вышеуказанные виды игровых технологий пользуются у детей большой популярностью, но если они более характерны для начальной школы, то в среднем звене начинают преобладать другие виды игровых технологий: моделирование художественно – творческого процесса, сочинение сочинённого, составление кроссворда, музыкальная викторина, особенно подходящая для итогового или обобщающего урока . Опыт показывает, что учащимся интересно отгадывать кроссворды, но ещё более их увлекает самостоятельное их составление. Можно для начала дать им ключевое слово, предложить интересную форму кроссворда, или даже «полуфабрикат», то есть уже готовую основу кроссворда необычной формы, для которой они должны будут сами сформулировать вопросы. Подогреть интерес к такому виду деятельности можно, объявив, что лучший кроссворд будет использован для параллельного класса, то есть «подключить» элемент соревнования как внутри класса, так и между классами одной параллели.
Список литературы:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры., СПб, 1992.
2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии: - 1966.-№6;
3. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М., 1971;
4. Дидактические игры // Российская педагогическая энциклопедия.-М.;БРЭ, 1993.- С. 269-271;
5. Евтух Е.В. Игра на свирели .СПб 2002
6. Игра // Российская педагогическая энциклопедия.-М.;БРЭ, 1993.- С.336-337;
7. Кабалевский Д.Б. Программы по музыке 1-8 классы, М., Просвещение, 2007.
8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.,СПб., Каро, 2008.
9. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 1999;
10. Ширяева Н.С. Русское народное творчество. СПб 1992
11. Школяр Л.В. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций., М., Флинта, 1999.
12. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей., М., Флинта*Наука,1999;
13. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994;
14. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2002;
Ольга Владимировна, спасибо за публикацию. Тема ее злободневна. Не секрет , что и в дошкольных образовательных учреждениях педагоги порой забывают о ценности основного вида деятельности ребенка - игра. Конечно. проще посадить детей за столы и "сеять доброе, вечное". Игру организовать куда труднее. Уверена, что Ваш материал поможет повернуться лицом к детям не только в школе, но и в детском саду. Удачи Вам и новых творческих находок.
На: Теоретические основы технологии игры как способа обучения и
Ольга Владимировна, спасибо за публикацию. Тема ее злободневна. Не секрет , что и в дошкольных образовательных учреждениях педагоги порой забывают о ценности основного вида деятельности ребенка - игра. Конечно. проще посадить детей за столы и "сеять доброе, вечное". Игру организовать куда труднее. Уверена, что Ваш материал поможет повернуться лицом к детям не только в школе, но и в детском саду. Удачи Вам и новых творческих находок.