Географическая грамотность сегодня определяется географической компетентностью, то есть не знанием учебника от корки до корки, а суммой тех знаний и опыта, без которых человек не может быть Человеком с большой буквы. Поэтому назрела необходимость усиления практической, прикладной направленности школьного географического образования на завершающем этапе.
Компетенция — от латинского competo — добиваюсь, соответствую, подхожу. Какие актуальные современные глаголы... Без них невозможно оценить степень профессионализма, дефицит которого в течение более 10 лет никак не позволяет России создать современную экономику.
Рыночные отношения — интереснейшая и важнейшая тема в социально — экономической жизни регионов и стран мира. Я бы сказала, что это тема, касающаяся и «физиков», и «лириков» (отнесем географов к последним) в масштабах всей страны. Грамотные поставщики продукции на мировой рынок учитывают не только экономическую конъюнктуру, но и даже такие, казалось бы, «лиричные» аспекты, как предпочтительные национальные цвета в тех или иных странах (в какие цвета покрасить товар, какой цвет использовать при упаковке и т.п.), природную сезонность, особенности местных менталитетов, религиозные традиции. А индустрия туризма?.. Какой гигантский и насыщенный географической спецификой рынок...
Помочь разобраться во всем этом призван учебно-методический комплект Е.Л.Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» («АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2001, 2002 гг., Москва, допущен Министерством образования РФ), включающий учебник в двух частях (10-11 классы), рабочие тетради для выполнения практических заданий и методическое пособие для учителя.
Его с успехом можно использовать в профильных классах средней общеобразовательной школы, в учебных заведениях с углубленным изучением географических и экономических дисциплин — гимназиях, лицеях, колледжах.
Данный учебник для 10-11-го классов идет параллельно (1 час) с курсом экономической и социальной географии мира. Можно в 11-м классе дать этот курс как завершающий перед вступлением в самостоятельную жизнь.
УМК поможет учителю включать необходимые практические знания во все «возрастные разделы» школьной географии. На мой взгляд, курс экономики в некоторых школах можно спокойно заменить более значимым и результативным, который смело можно назвать «Коммерческая география». Он поможет молодежи шагнуть от школьного порога в жизнь с новым взглядом на формирование рыночной экономики через содержание учебника нового поколения, ориентирующего на реальную практическую деятельность.
Учебник активизирует мыслительно-аналитическую деятельность учащихся, формирует умение делать выводы, обобщения, сравнения, моделировать, прогнозировать. Содержание двух частей во всех отношениях соответствует статусу учебника нового поколения, что позволяет строить учебный процесс, используя различные типы уроков, формы и методы, современные педагогические технологии, в том числе информационные и интерактивные.
Компетенция — от латинского competo — добиваюсь, соответствую, подхожу. Какие актуальные современные глаголы..
Мне кажется, что ключевое слово в определении "компетенции" - "соответсие". С вытекающими последствиями, какому эталону соответствую.
Но позволю себе заметить, что предметом разговора изначално была географическая грамотносить. Компетенция и грамотность есть одно и тоже? в увлечении перефомулировать знания, умения и навыки на компетенции мы заходим слишком далеко. новое время рождает новые понятия. нет необходимости эти понятия подкладывать под свои представления о их сути, опяраясь на многолетний опыт работы. надо просто изучить суть понятия и определиться с его трактовкой применительно к предмету изучения.
Географическаяграмотность - прежде всего связана со словом грамотный, что и определяет грамотного человека, как "обладающего необходимыми знаниями , сведениями в какой-либо области" ( Толковый словарьС.И. Олегова)
А мне кажется, что компетенция - это скрорее способность что то сделать, применить и т.д. - ВОзможно по всем требуемым параметрам способность как то отражается термином соответствие - т.е. соответе по всем требуем параметрам для выполне той или иной работы
Комментарий был изменен с момента создания (olkol, чт, 12/04/2012 - 09:28).
На первое место поставлен вопрос географическая грамотность, таким образом любой человек должен хотя бы немного дружить с географией, иметь малейшие представление о географии как науки. И при упоминании географического понятия, названия должен хотябы в общих чертах представлять "что это такое и с чем его едят?". А не задавать вопросы типа: "А Томск- это в Западной Сибири?" Географическая компетентность (по моим понятиям) - это гораздо шире.
Географическая грамотность складывается из многих критериев. Первый критерий- это интерес ко всему окружающему нас, второй- это уважение и бережное отношение к окружающему нас, третий- это минимальный ущерб и максимальная польза для всего окружающего.
Географическая грамотность -это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения. Подразумевает владение понятиями: карта, план местности, глобус, высота (относительная и абсолютная), градусная сетка (параллель, меридиан, экватор); знание истории возникновения и развития карты. Включает умения читать масштаб и определять азимут.
Вопрос о необходимости повышения уровня географической грамотности школьников должна начинаться, прежде всего, с изучения достопримечательностей родного края. К сожалению на сегодняшний день не каждый школьник знает о тех или иных достопримечательностях своего района, даже своей деревни, где родился. Между тем, они есть. Я считаю, что нам нужно заинтересовать школьников в познании историко-географических особенностей родной деревни, своего района. Необходимо активнее развивать эколого-географическую и туристско-краеведческую деятельность. И роль учителей географии здесь трудно переоценить. Мы учителя географии должны привить школьникам любовь к родной земле, показав его лучшие стороны.
Например, мы участвуем в научно-практических конференциях, где представляем наши презентации и показываем опыт работы по этому вопросу.
Что по вашему мнению географическая грамотность? Из чего она складывается , как определяется?