Submitted by татьяна носоченко on Wed, 26/10/2011 - 18:18
Психологическое занятие для педагогов по теме «Общение»
(разработано для педагогического коллектива школы, где обучаются подростки с девиантным поведением)
Цель: - познакомить педагогов с основными закономерностями общения;
- сформировать положительный эмоциональный настрой в коллективе.
Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников; плакат с правилами работы в группе; фотография человека - 2 шт.; семь карточек 20*50см; листы цветной бумаги А4 по количеству участников; магнитная доска с магнитами.
Психолог: Уважаемые коллеги! Сегодня мы встречаемся с вами на психологическом занятии. Наша встреча будет посвящена одной из самых интересных сфер нашей жизни - общению. Чем мы будем сегодня заниматься?
Упражнение «Ледокол». Психолог: Возьмите чистый лист бумаги, сложите пополам, оторвите правый угол, затем снова сложите лист пополам и оторвите правый угол и т.д. Теперь разверните лист и покажите всем, что у вас получилось (у всех получились разные формы листов). Какой вывод можно сделать из всего увиденного. Мы все очень разные, мы по-разному понимаем одни и те же слова, по-разному выполняем одно и то задание. Возникает вопрос: Как же нам договориться?
Психолог: Сегодня мы поговорим о барьерах в общении между отдельными людьми, между группами людей. Мы вместе взглянем на очевидные вещи по-другому.
Но вначале я напомню вам правила работы:
Правило №1 - правило активности: чем активнее участвуешь, чем больше полезного для себя получаешь.
Правило № 2 – говорим по существу и только по одному. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Личность другого человека обсуждать нельзя.
Правило № 3 – правило «здесь и теперь»: все вопросы, недоразумения, несогласия решаем на сегодняшнем занятии, «здесь и теперь».
С чего начинается наше общение, конечно с первого впечатления о человеке или группе людей.
Упражнение «Первое впечатление»:Для продолжения работы я предлагаю двум стихийно сформировавшимся группам выполнить следующее задание. Вы получите фотографию человека и попробуете составить о нем первое впечатление, написав на отдельных карточках, их будет семь, черты характера, которыми, по Вашему мнению, обладает данный человек. Я понимаю, что задание не из простых, поэтому дам каждой группе подсказку.
(Инструкция первой группе: «Перед вами на фотографии – известный бизнесмен. Он является основателем благотворительного фонда для детей, больных онкологией, меценатом».
Инструкция второй группе: «Перед вами на фотографии человек, находящийся в розыске за экономические преступления. Он, будучи управляющим банком, «прокручивал» заработную плату педагогов » )
Психолог: Покагруппы работают, проведем небольшой опрос в аудитории. Поднимите руки те, которые верят своему первому впечатлению. А теперь поднимите руки те, которые ему не доверяют.
Информация к размышлению:На самом деле первое впечатление о человеке складывается в первые 1-2 минуты общения с ним на уровне интуиции, затем восприятие начинает искажаться иллюзиями, стереотипами и установками. Первое впечатление нам может лишь ответить на вопрос: нравится нам этот человек или нет. А дальше понравившемуся человеку мы склонны приписывать в основном положительные, а не понравившемуся – отрицательные черты и поступки.
(Психолог просит представителей группы зачитать получившиеся у них характеристики, потом демонстрирует фотографии. Все участники видят, что на фотографии один и тот же человек.)
На самом деле на фотографиях один и тот же человек. Наши коллеги попали под влияние эффекта установки, когда искусственно созданный ореол влияет на восприятия человека и приводит к приписыванию ему определенных черт. Существуют стереотипы восприятия, когда искажается восприятие целых групп людей: профессиональные – все учителя - зануды, все чиновники – взяточники.
Вывод: Хотя к нам в школу приходят подростки с отрицательной репутацией, не стоит выстраивать отношения с ними под влиянием установки. Нужно дать подростку шанс измениться в лучшую сторону. Только взаимодействуя длительное время с человеком можно правильно понять его личность.
Психолог: Какой вид общения у людей преобладает. Конечно речевое общение?
Упражнение «Испорченный телефон». Психолог приглашает 7 человек добровольцев для выполнения задания. Инструкция к заданию: Вам нужно будет передать друг другу сообщение. Я зачитаю информацию первому участнику, 1-й передаст ее 2-му, 2-й – 3-ему и т.д. В аудитории остается первый участник, все остальные выходят, я буду приглашать их по одному.
Психолог: Мы стали с вами свидетелями феномена передачи информации, который заключается в том, что при передаче информации от одного человека к другому, часть ее искажается или теряется. Установлено, что если информация проходит пять уровней, она искажается на 90%.
Вывод: обязательно уточняйте информацию, которую вы получили. Чтобы подростки поняли вас - научитесь говорить кратко, ясно, образно.
Упражнение «Личностный смысл». Психолог предлагает участникам сделать простую поделку из листа бумаги. (Это может быть все, что угодно: самолетик, цветок, лягушка, кошелек, конверт, кулечек и т.д.). Далее психолог предлагает показать свою поделку всем остальным, поиграть с этим предметом.
Психолог: А теперь немедленно быстро порвите то, что вы сделали!!!
Вам легко было выполнить мою просьбу, почему?
В эту поделку вы вложили свою идею, свой труд, свое настроение. Очень обидно, когда я на нее посягнула. Точно так же в общении каждый имеет свою точку зрения, свою позицию (наполненную личностным смыслом). Когда ее неконструктивно критикуют, называют ерундой, просто не обращают внимание и т.д. человек, естественно, испытывает отрицательные эмоции.
Вывод: уважайте точку зрения подростков. Если вы кого-то из них критикуете, делайте это конструктивно. Критикуйтк проступок и плохое поведение, а личность.
Психолог: Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Психолог предлагает участникам высказаться, какой опыт они приобрели в течение занятия.
Рефлексия занятия:
Психолог: Попрошу вас оценить наше занятия следующим образом: на маленьком листе бумаги поставьте:
«+» - если вам это интересно и полезно и вы хотите продолжения;
«+-» - если вы не определились для себя;
«-» - вам это не нужно.
Постарайтесь быть искренними. При выходе, положите свой листочек в определенное место.
Психолог:Мне было очень интересно и комфортно работать с вами. Спасибо всем за общение!
На: Психологическое занятие для педагогов
Спасибо, за предоставленный материал.
С уважением, Елена.