Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Братство звезд, зверей и людей" (урок литературы по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок")

Submitted by Нина Николаевна Воронина on Tue, 25/10/2011 - 17:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воронина Нина Николаевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Могойтинская средняя общеобразовательная школа» Курумканского района Республики Бурятия.
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цель урока:  понять смысл платоновской сказки: только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную, положить конец  всеобщему сиротству

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК В. Коровиной

Используемая методическая литература: 

журнал "Литература в школе", методическое пособие

Используемое оборудование: 

 

мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. Платонова «Неизвестный цветок»

Краткое описание: 
урок литературы в 6 классе по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок" можно проводить как внеклассное чтение. данный урок сопровождает презентация.

 

Ход урока:

Вступительное слово учителя:Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года, умер 4 января 1951 года.

Сын железнодорожного рабочего. Автор многих произведений, которые отличаются своеобразием художественного мировосприятия и стиля.

В Тамбове служил в земельном управлении заведующим отделом мелиорации с декабря 1926 г. по март 1927 г. Побывал во многих отдалённых населённых пунктах. Этот период жизни нашёл отражение в письмах и литературных произведениях. Писатель полагал, что рассказывать нужно о простой жизни тружеников.

В годы Великой Отечественной войны он был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни занимался литературной обработкой русских и башкирских сказок.

Его сказки часто носят притчевый характер, порой тесно переплетаются с реальной действительностью. Писатель видит мир глазами мудрого народного сказителя. Его мудрость сопряжена с  детски ясным взглядом на жизнь.

Цель:  понять сокровенный смысл платоновской притчи: только любовь и труд могут объединить распавшую Вселенную, положить конец всеобщему сиротству

 

Сказка-быль «Неизвестный цветок» создана А. Платоновым в 1950 году, в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера.

В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова:

о победе человека над смертью,

об огромной силе созидающего труда,

о великом братстве всего во Вселенной,

о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворенный, звучащий  -  мир гармонии.

                                                                                                         

Сказка-быль «Неизвестный цветок» прочитана детьми дома.

Работа по содержанию

- Какое чувство вызывает описание одинокого цветка? (жалость)

- Меняется ли настроение повествования к концу сказки? (да)

- Кого бы вы назвали главным героем сказки?

- Почему произведение названо сказкой-былью?

 

Работа по тексту

- Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре.

Зачитайте.

Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

  1. Какое чувство звучит в этих первых строках? (чувство щемящего одиночества, вечная тоска сиротских душ, живущих на земле)
  2. Что вы чувствуете в описании? (грусть, печаль и даже тоска)
  3. Подумаем, какие слова в первых двух предложениях помогут нам понять настроение автора? (маленький – никто – на земле)
  4. Почему важным оказалось для нас не только слово «маленький», но и сочетание «на земле»?
  5. Какое прилагательное хочется добавить к слову «на земле»?

Маленький цветок – на огромной земле

- Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу

 

Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос:

«Как тебя зовут?»(меня никто не зовет, я один живу)

Цветок одинок

 

Мир Платонова – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные, забыты и нелюбимы даже предметы и механизмы. Мир словно разбит на кусочки.

 

И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие выжить цветку.

- Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка?

Перечитаем строки:

 «она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери» (Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два  бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору)

- Как помогли дети цветку? (в трудную минуту поддержали маленький и одинокий цветок именно дети)

- Почему автор именно детям предоставляет право изменить совершенство мира?

Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету»

 

- Только ли о потомках цветка идет здесь речь?

Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с детьми: «Дети – спасители Вселенной», - писал Платонов

Идея «всеединства», духовного объединения людей – извечный мотив русской христианской философии – у Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить «братство звезд, зверей и людей»

- Как описывает Платонов расцветший цветок? (сравнивает со звездой)

Читаем описание «Венчик у него был составлен…»

«Человек и Вселенная – одно, и человек сам та же сила, которая бьется и дышит в звездах и траве» А. Платонов из статьи «О любви»

- Что поможет объединить распавшую вселенную, положить конец всеобщему сиротству? (любовь и труд)

Для преодоления зла люди должны объединиться и осуществить «братство звезд, зверей и людей»;

Против враждебных сил нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и  открытыми сердцами.

 

Вторая идея сказки – идея жизни

Перечитаем описание пустыря

Образы – старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь

 

- Как неживая природа в лице голого пустыря превращается в живую? (цветок преодолевает все мучения, борьба не только тела, но и духа)

- Чтобы не исказить платоновскую идею – идею жизни, подчеркнем глагольным рядом, выбранном из текста, мучительные усилия цветка по преодолению враждебных «яростных» сил природы

Семечкоприютилось, томилось, впилось в камень

Цветоксторожил ветер и влагу, трудился, превозмогал терпением

- Каким враждебным силам сопротивлялся цветок? (голод, боль, усталость, безжизненность почвы пустыря)

-Как можно одним словом передать такую жизнь цветка? (трудная)

- Найдите в тексте слова, однокоренные с этим прилагательным?

Трудная – труд, трудиться, трудна, труженик

- Мы видим, что понятие труд – одно из ключевых в сказке. Автор неоднократно подчеркивает, что только напряженный, мучительный труд поможет цветку преодолеть все препятствия. Что, кроме физической силы, потребовалось цветку, чтобы преодолеть все трудности? (Сила духа)

Главная мысль

«Для того, чтобы преодолеть враждебные силы природы, превратить неживое в живое, безобразное и низкое в прекрасное, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться»

Перечитайте, пожалуйста, два последних абзаца сказки.

- В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему?

- Найдите выражение, описывающее жизнь цветка-сына. (Был живой и терпеливый, был сильнее отца, немного лучше его)

Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным.

В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою мечту о совершенном  будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды, чтобы появилось «братство звезд, зверей и людей»

 

- Чему научила вас сказка?

Домашнее задание: нарисовать мир героев сказки таким, каким они его себе представляют

 Оценки


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн