Место работы:
Учитель русского языка и литературы Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» города Рязани
Использование возможностей ИКТ для межпредметной интеграции
"Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи".
Ян Амос Коменский
"Приведи в своём сознании все по существу
связанные между собой предметы в
ту именно связь, в которой они
действительно находятся в природе".
И. Г. Песталоцци
Презентация
На современном этапе развития российского образования, когда школа, отвечая на социальный запрос общества, должна формировать высоко образованную, интеллектуально развитую личность с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих эту картину, интеграция, на мой взгляд, и есть то единственное из многого, что поможет в эффективном решении этой задачи школы.
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
В современном образовательном процессе интеграция невозможна без ИКТ. Причины этого таковы:
- динамичность;
- яркие и доходчивые образы;
- способность к быстрому обновлению, дополнению и адаптации материала;
- интерактивный контакт;
- мобильность и компактность.
Поскольку цели интегрированного обучения тесно связаны и во многом перекликаются с ИКТ, то их взаимодействие может в разы увеличить эффективность процесса обучения в школе.
Использование ИКТ-технологий на интегрированном уроке позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, причем в такой степени, какой невозможно добиться иными способами;
- показать многообразие мира (явления) в единстве его частей;
- открыть широкие возможности для учеников проявить себя не как пассивного слушателя, а активного создателя урока;
- создать благоприятный психологический климат, позволяет задействовать все сферы…………….
- индивидуализировать процесс обучения, особенно для слабоуспевающих детей;
- выразить творчество учителя;
- сотворчество ученика и учителя;
- найти новые формы работы как с материалом на уроке, так и с домашними заданиями.
Плодотворное взаимодействие интеграции и ИКТ позволяет не только предмет или явление во взаимосвязи, но и значительно расширить границы изученного, находя все новые и новые грани соприкосновения.
Отрицательными сторонами интегрированных уроков принято считать большую нагрузку на учителя и ученика при подготовке к таким урокам, увеличение плотности урока, отсутствие детализации. Применение ИКТ с легкостью решает эти проблемы, превращая минусы в плюсы. Возможности интернет-ресурсов поистине безграничны, они позволяют быстро и качественно отобрать нужный материал; засчет грамотно выстроенной, например, презентации плотность урока не увеличивается; современные информационные технологии скорее позволяют находить и сохранять детали, нежели терять их.
В конечном счёте, интеграция с применением ИКТ должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира (современного мира!) и человека, живущего в нём и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет место общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде.
Мной разработаны интегрированные уроки в 5 классе «Строки, опалённые войной» (литература и музыка), «Сочинение-описание по картине» (развитие речи и ИЗО), «Мифы Древней Греции» (литература и история), в 6 классе – интегрированный урок русского языка и математики по теме «Имя числительное», «Памяти павших будьте достойны!» (литература и музыка), бинарный урок развития речи, литературы и географии по теме «Реки и озёра», «Писатели Южной Америки», «Писатели Северной Америки» (литература и география)
|