Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления

Submitted by Татьяна Васильевна Радчишина on чт, 20/10/2011 - 03:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Радчишина Татьяна Васильевна
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере  

              употребления;

             формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;

             научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую   

             проблему текста.

             развивать навыки грамотной речи при устном ответе; 

             воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для

             социально-культурного развития;

             интерес и бережное отношение к литературному языку.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник под редакцией Разумовской

Используемое оборудование: 

Компьютер, пректор, экран

Используемые ЦОР: 

Презентация в формате  Power Point

Краткое описание: 
1. Орфографическая разминка 2. Работа со вторым слайдом. Слова 3. Исследовательская работа по термину 4.Работа с учебником 5. Анализ текста, выявление стилистических, лексических и синтаксических особенностей текста 6.Самостоятельный анализ текста 7. Рефлексия. Создание синквейна 8. Домашнее задание дифференцировано

Ход урока

1.       Орфографическая  разминки. На слайде проецируются словарные слова.

Задание: вставить пропущенные буквы. (слайд 1-й).

Аплодисменты, оратор, хронограф, дискуссия, экономика, эгоист, актуальный, проблема, напечатанный в газете, взволнованная речь, интервью, электростанция, воображение, преподаватель.

(2-й слайд) Правильное написание, пропущенные буквы выделены. Самопроверка.

2.       Подход к теме (3-й слайд)

•          НаписанысловаPublicis, Publizist,- Publicus-

          Сможете ли вы  перевести эти слова? (публицист)            (4-й слайд)

              Подберите к  нему однокоренные слова. По мере называния слов на 5-м слайде выдвигаются соответствующие слова, кроме Публицистический.   Что объединяет эти слова, каково лексическое значение их корня. Какое явление вы увидели в этом корне? (Чередование согласной (ц//к//ч).

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

 Публицист – автор публицистических произведений

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе

Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

3.       Переход к теме. Кто уже может сформулировать тему сегодняшнего урока. Подсказка в выделенном слове на слайде 5.

4.       Тема урока  сформулирована. А кто сможет определить цели урока?

5.       Ученик читает стихотворение о стилях .

6.      Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

 

7.       Прежде чем говорить о новом для вас стиле, давайте вспомним, какие стили вам уже известны? (выступает заранее подготовившийся ученик, перечисляя речевые ситуации. Он называет  Р.С, ученики называют стиль, на 6-м слайде высвечиваются ответы, кроме публицистического. Слайд  остается незавершенным. А какова же Р.С. характерна для П. стиля?

        8.Найдём информацию в учебнике и дадим определение научному понятию.

Публицистический стиль - это  стиль общественных деятелей, журналистов, писателей - публицистов, который применяется в общественно-политической сфере жизни. (записывают определение в тетрадь)

          Какова задача стиля?

Сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.

Найдём ключевое слово - гражданин. Кто такой гражданин?  (Определение)

А что такое гражданская позиция? – это точка зрения гражданина, осознающего свои права и обязанности.

Где используется публицистический стиль?

В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…

Из истории стиля

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился ещё в античные времена. До сих пор студенты и учёные, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима.

 Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию.

8.       Вернемся к словарному диктанту. Найдите слова и словосочетания, которые, по-вашему, могут быть использованы в П.С

                     9. Работа с текстом (слайд 7)

 Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.

                                                  Учитесь говорить и писать

    Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

       Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

        И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

       Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

        Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

      Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

·         Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и

слушателя. Сообщение информации

– Посмотрим, каковы же отличительные черты публицистического стиля.       

·         Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст

публицистического стиля?  Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?

·         К чему призывает автор прочитанного нами текста?

Постоянно учиться говорить и писать.

Призывность отличительная черта публицистического стиля.

·         Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым?

Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.

 

 Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля доходчивость.

—  Итак, основными прметами стиля являются:логичность;

—  образность;эмоциональность; оценочность;  призывность  страстность; общедоступность.

 Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи                                                    

– Найдите в тексте:

  • побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
  • риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
  • повторы;
  • однородные члены;

          Определим, какие лексические средства связи использует автор.             

 - Найдите в тексте

      - Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор?

 В публицистическом   стиле часто используются

  • литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
  • антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.);
  • слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).

– Найдите в тексте

  • слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

 

 – Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

9.       Самостоятельный анализ текста. (слайд 8)

Найти цель, функции, приметы, средства.

 

10.   Давайте опять обратимся к учебнику. Выпишите, где используется П.С?

11.    (жанры(слайд9)

12.   Основные жанры публицистического стиля – статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи

Как вы думаете, где могут использоваться тексты нашего урока?

13.   Рефлексия Составить синквейн  по теме урока.

14.   Домашнее задание (дифференцированное) 1-й уровень: написать свой текст публицистического стиля по одной из тем текстов. 2-й уровень: найти в источниках  примеры текстов П.С.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация стили.pptx 250.94 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн