Содержание учительской экспертизы современных УМК (на примере учебников по истории России ХХ в.).
Вопрос о том, каким быть современному учебнику по истории России ХХ в.сегодня, возник не случайно. Глобальные политические и социальные перемены последних десятилетий требуют осмысления не только нового пути России, но и её исторического опыта, сложные и драматические страницы которой приходятся на XXв.
Отсюда и для школьной практики именно курс по XX столетию остаётся в числе самых сложных. Как известно, он изучается в двух концентрах в 9 и 11 классах и одна из острых содержательных и методических проблем – вопрос о «разведении» содержания учебников по Отечественной истории XXвека между этими классами.
Первые, в соответствие с возрастными особенностями, адресованные подросткам 14 - 15 лет, должны быть занимательны, наполнены логически выстроенным изложением материала событиями, небольшими выводами.
Вторые, напротив, должны содержать элементы проблемности, альтернативности, развернутых характеристик исторических деятелей, соответствовать другому возрасту, интеллектуальным и психологическим возможностям молодых людей 16 – 17 лет.
В школьных учебниках, которыми мы пользуемся, зачастую не учитываются возрастные особенности учащихся. Приведем типичные примеры.
В учебнике А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России XX– начало XXIв.» (9 класс, Просвещение, 2009) предлагается рассмотреть в одном параграфе большой круг вопросов. Тема «Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.». За один урок девятиклассники должны разобраться в сложнейших для себя вопросах: борьба в высших эшелонах власти о перспективах развития России (программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве), «зубатовский социализм», политические программы РСДРП и ПСР. Тема «Первая русская революция. Реформы политической системы», на уроке рассматриваются: основные события первой русской революции, образование либеральных и монархических партий и их программы, становление российского парламентаризма.
Если обратиться к этим темам в учебниках для 11 класса, авторы учебников А.А. Левандовский и Ю.А. Щетинов, А.О. Чубарьян, все эти же вопросы рассматриваются отдельными уроками.
В один параграф «Сталинская модернизация и её особенности» объединены такие темы, как «Индустриализация» и «Коллективизация» в учебнике В.С. Измозика, В.С. Рудника «История России» (11 класс, Вентана-Граф, 2011 г).
Особый вопрос - Великая Отечественная война. В учебнике А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России XX– начало XXIв.» (11 класс, Просвещение, 2006 г) на изучение этой темы отводится 4 часа. Боевые действия на фронтах рассматриваются на одном уроке в обобщенном виде. О войне подрастающее поколение должно получить достоверные знания, выверенную информацию, не разрушающие национальную память.
Еще один «больной» вопрос – отсутствие в учебниках текстов, которые предлагаются на ЕГЭ и ГИА. Те исторические источники, которые включены авторами в учебники, далеки от заданий, предлагаемых на итоговой аттестации.
Думается, что многие из содержательных, а главное - методических пробелов, могли бы быть устранены, если бы общество, в том числе – сообщество учителей истории, добилось публичной экспертизы учебников на стадии их подготовки, чтобы учителя имели равный с Министерством образования и науки РФ голос в деле рекомендации текстов для использования.
Осмелюсь высказать несколько рекомендаций для сегодняшней экспертизы учебников.
1. В учебнике должна быть концепция, иначе просто материал рассыпается. Об этом говорят и авторы учебников А.А. Данилов, И.И. Долуцкий, А.О. Чубарьян. А.А. Данилов предлагает использовать концептуальный подход для всех классов «по возрастающей», что дает возможность выстроить материал в рамках одной концепции, а события рассмотреть в одном ключе. Сама концепция, то есть подход автора, должна быть в общем виде изложена во вводном разделе, и – специально, в методическом пособии для учителей.
2. Объем излагаемого в параграфе материала не должен быть перегружен избыточным количеством дат, терминов, событий, по степени занимательности и информативности должен соответствовать возрасту обучающихся, о чем говорилось выше.
Методические задания к параграфу и в 9-х и в 11-х классах должны носить проблемно-деятельностный характер, их сложность должна нарастать от первого концентра ко второму, в том числе и в отношении самостоятельных учебных действий.
Визуальный ряд (портреты, схемы, иллюстрации) должен сопровождаться исторически и культурно полной и корректной атрибутацией и методически быть связанным с текстом параграфа.
Работа с источниками зачастую затруднена отсутствием комментариев к ним, выходных данным, что также необходимо учесть.
Очень важно наличие сквозных вопросов и заданий, объединяющих материал предыдущих параграфов, разделов, позволяющих проводить обобщающие занятия, делать выводы. Важен и завершающий раздел: общий взгляд на этапы развития и обозначение основных итогов XXв.
3. УМК, сопровождающий учебники.
Здесь очень важно наличие рабочих тетрадей нового поколения, содержащих тесты, задания ориентированные на сдачу ГИА и ЕГЭ, схемы, таблицы, одновременное использование информации нескольких источников.
Необходимо подготовить специальные сборники тестов с вопросами, которые предлагаются для ГИА и ЕГЭ с изложением методики их подготовки.
Учебно-методическая литература для учителя должна тезисно излагать концепцию автора учебника, а также указывать на основные источники, интернет-ресурсы, справочный и научный материал.
К проблемам экспертизы учебников учителя города Саратова обратились еще в 2001 году. При университете под руководством профессора СГУ Девятайкиной Н.И. работал семинар «Учебники нового поколения глазами экспертов». Среди прочего, еще тогда, участники разработали параметры (критерии) оценки учебников, основные из которых были изложены выше.
Учебники анализировались учеными и учителями, результаты работы были представлены на региональной конференции учителей истории и обществознания. Материалы конференции опубликованы в сборнике «Университет и гимназия: современные технологии преподавания». К сожалению, со стороны представителей образования Саратовской области эта работа не получила поддержки.
Думается, ныне учительское сообщество сможет взять на себя публичную экспертизу учебников. Это возможно при сетевом обсуждении, на конференциях, учительских семинарах, вебинарах.
Публичность должна оставаться и на титульных листах учебников – по крайней мере, в виде имен рецензентов, как со стороны ученых, так и со стороны учительского сообщества.
Первым шагом к такой публичности мог бы стать научно-дискуссионый «клуб» на страницах журнала «Преподавание истории в школе» с целевым приглашением к публикации учителей разных регионов.
|