Автор:
Терещенко Владимир Иванович
Место работы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №6" Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Лангепас заместитель директора по УВР
Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя
Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием ее выживания. В XXI веке, когда человечество перешло в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям.
Главное требование к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.
Системообразующими технологиями, применяемыми в Гимназии №6 города Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в тесной интеграции с педагогическими.
На протяжении последних 3-х лет, в рамках реализации проекта «Школа высокой информационной культуры», в контексте Приоритетного национального проекта «Образование», в гимназии велась работа по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды, созданию современных и комфортных условий как для учащихся, так и для учителей. Самые передовые достижения науки и технологии внедряются и используются в образовательном процессе. Результатом этой работы является 100% обеспеченность рабочих мест учителей компьютерным и проекционным оборудованием. Наличие выделенных серверов, локальной сети с проводными и беспроводными сегментами позволяет иметь постоянное подключение к сети Интернет в любом учебном кабинете. Мобильность в организации образовательного процесса обеспечивается наличием у учителей и учащихся портативных компьютеров (38% компьютерного парка гимназии) с которыми можно свободно перемещаться по зданию.
В 2008 году, на средства премии Президента РФ, гранта Губернатора ХМАО-Югры, при поддержке администрации и градообразующего предприятия города Лангепаса, в гимназии оборудованы многовариативные и универсальные по своему назначению поливалентный актовый зал и полимедийный кабинет. Их цифровое, интерактивное и проекционное оборудование позволяют организовывать и проводить телемосты с ведущими ВУЗами России, лекции на параллелях классов, тематические мероприятия; организовывать нестандартные формы обучения, коллективные просмотры и обсуждения образовательных фильмов и телепрограмм спутникового телевидения; проводить олимпиады, конкурсы, семинары, мастер-классы и другие мероприятия школьного, городского и окружного уровней с организацией прямых видео-трансляций в Интернет.
Технические возможности оборудования, потенциал локальной сети и Интернет позволили освоить и внедрить ряд технологий, которые существенно повысили эффективность использования всего многообразия цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), дали возможность перейти к реализации модели «Школа без границ».
Реализация локального проекта «Школа высокой информационной культуры», активное участие Гимназии №6 в грантовой поддержке лучших школ России, округа и города, проводимых в рамках ПНПО, позволили образовательному учреждению существенно укрепить материально-техническую базу и перейти к качественно новому уровню использования информационно-коммуникационных технологий и на их основе совершенствовать педагогические.
На открытии первой педагогической ассамблеи в январе 2010 года в Санкт-Петербурге президент подчеркнул, что 2010 год - Год Учителя станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен. Мы приступаем к реализации инициативы «Наша новая школа». Ее смысл заключается в создании современной школы, школы способной раскрыть личность ребенка, школы способной быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой. Президент отметил, что сейчас пора уже обобщать те эксперименты, которые проводились на протяжении нескольких последних лет, в т.ч. в рамках национального проекта «Образование».
Школы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры функционируют в условиях принятых документов, определяющих приоритеты развития образования:
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020: развитие образования (25.11.2008г)
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (04.02.2010 г.)
- Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2015 года
- Концепция развития образования ХМАО-Югры до 2020 года
- Программа развития образования ХМАО-Югры
- Окружная комплексная целевая программы «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» (8.07.2010г.)
- Целевая программа развития системы образования города Лангепаса на 2011 – 2013 гг. (утверждена постановлением администрации города Лангепаса от 30.09.2010 № 1244)
Одной из ключевых задач программных документов является повышение эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе.
В начале декабря 2010 года Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по реализации своего Послания Федеральному Собранию (30 ноября 2010г.). Одним из них является разработка каждой школой до 1 марта 2011 года на основе инициативы "Наша новая школа" проекта перспективного развития с предусмотренным механизмом его реализации.
Перед школами ставится задача - разработать и иметь документ, определяющий приоритеты развития на ближайшую перспективу. При разработке документа, в том числе, могут возникнуть вопросы и относительно информатизации образовательного процесса: Как сделать насыщенной информационно-образовательную среду? Какие технологии следует внедрять? Как заставить эффективно работать имеющиеся в школе цифровые образовательные ресурсы? Как сопровождать учителя в этих условиях?
Исходя из опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в МОУ "Гимназия №6", который признается положительным не только школами города Лангепаса, но и в Ханты-Мансийском округе, целью данной работы является описание опыта и предложения образовательным учреждениям:
- в выборе основных направлений деятельности по формированию информационно-насыщенной образовательной среды школы;
- в выборе сетевых технологий и сервисов, позволяющих повысить эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе;
- в выборе механизма методической поддержки учителей в условиях информатизации школы.
Для того чтобы организовать в школе целенаправленную работу формированию насыщенной информационно-образовательной среды (ИОС), нужно иметь представление о ее структуре и основных компонентах. В МОУ "Гимназия №6" ИОС представлена следующими основными компонентами: аппаратной, информационной, кадровой и регламентной.
Для достижения целей школьного проекта информатизации образования (в Гимназии №6 таковым являлся проект «Школа высокой информационной культуры») решение комплекса задач сводилось к развитию и совершенствованию каждой компоненты. В ходе реализации проекта мы достигли определенных результатов, а также продолжили работу по совершенствованию каждой составляющей.
Укрепление материально-технической базы (аппаратная компонента)
- 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
- создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
- обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
- увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).
Освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) (информационная компонента)
- приобретение серверного и другого программного обеспечения (ПО), позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
- формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения, в т.ч. учителями и учащимися других школ;
- формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения, в т.ч. учителями и учащимися других школ;
- перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере с возможностью его физического переноса в другие образовательные учреждения;
- совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу «единого окна»;
- совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.
Подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях насыщенной ИОС, информационного общества (кадровая компонента)
- система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
- интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
- проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИК-технологий;
- информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, электронный журнал, SMS-информирование).
Комплексное решение вопросов методической поддержки учителей, интеграция педагогических и ИК-технологий способствует достижению профессионального уровня ИКТ-компетентности учителей, достижению современного уровня качества образования.
Набор правил взаимодействия между различными компонентами информационно-образовательной среды (регламентная компонента)
Администрации и школьным командам для облегчения задачи по разработке проекта информатизации мы предлагаем в обобщенном виде, в качестве ориентира, основные направления по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды.
Многолетняя и целенаправленная работа по развитию каждого направления позволили достичь Гимназии №6:
Полагаем, что работа по этим направлениям позволит обеспечить комплексное решение вопросов развития ИОС школы, повысить эффективность использования компьютерной техники и цифровых образовательных ресурсов. Всё это позволит успешно решать задачи, поставленные президентской национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», программными документами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, города Лангепаса.
№п/п
|
Направление деятельности ОУ
|
Краткое описание
|
Ожидаемый результат
|
1
|
Совершенствование материально-технической базы,
|
Приобретение серверов. Развитие школьной локальной сети: объединение (по возможности всех) компьютеров в учебных кабинетах в единую сеть на основе сочетания проводных и беспроводных сегментов. Обеспечение беспроводного доступа к сети из любого учебного кабинета школы. Оборудование рабочих мест учителей компьютером (по возможности - ноутбуком) и проекционным оборудованием.
|
Локальная сеть – необходимое условие для формирования эффективной информационно-образовательной среды школы. Своего рода основа, фундамент для внедрения различных сетевых образовательных технологий.
Школьная сеть представляет собой комплекс программно-технических решений. В каждой школе начальные условия различны (количество имеющихся серверов, коммутационного оборудования, точек доступа, количества компьютеров, которые уже подключены к сети). В любом случае, необходимо наличие, как минимум, двух серверов со следующими ролями:
- Контроллер домена (DNS,DHCP)
- Прокси-сервер
- Web-сервер
- Файловый сервер
- Медиа-сервер (по возможности)
|
К школьной локальной сети подключены не только кабинеты информатики, но и компьютеры всех учителей-предметников, администрации ОУ;
создана среда, позволяющая организовывать различные единые школьные хранилища (ЦОР, фото, видео, аудио, CD/DVD), развивать сетевые технологии доступа к имеющимся хранилищам при организации всех видов учебной деятельности: подачи материала, организации электронных практикумов, виртуальных лабораторий, просмотра видео, прослушиванию аудиокниг, просмотра телепередач, подготовки к ЕГЭ, контроля знаний и др.
Создана среда, обеспечивающая мобильность учителей и учащихся в пределах ОУ.
|
2
|
Освоение и совершенствование технологий доступа к образовательному контенту, технологий дистанционного взаимодействия, обучения
|
Создание школьного Интранет-сайта
|
Школьный Интранет-сайт - основа для формирования информационно-насыщенной образовательной среды школы, средство удобного и эффективного доступа ко всему имеющемуся образовательному контенту с любого школьного компьютера по принципу «единого окна». Интранет-сайт, в отличие от Итернет-сайта, не имеет ограничений по объему и видам размещаемой на нем информации и ограничен только размером дискового пространства школьных серверов.
|
В школе создана информационно-образовательная среда, способствующая активному использованию ИК-технологий в педагогической практике.
|
Размещение на школьном Web-сервере системы РУБРИКОН (информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал»)
|
Система «Рубрикон» представляет собой полные электронные версии важнейших энциклопедий и словарей (более 52), изданных за последние сто лет в России (были безвозмездно предоставлены многим школам ДОиН ХМАО, но используются не эффективно, либо не используются вообще)
|
«Рубрикон» совместно с ресурсами Интернет дает учителю и учащимся богатейший набор объектов, позволяющих быстро и удобно готовить проекты, подбирать учебные материалы к урокам, оформлять различные статьи, доклады, тематические выставки и многое другое.
|
Организация единого хранилища ЦОР на школьном сервере
|
Хранение образов CD/DVD дисков медиатеки, ЦОРов других видов (oms-модулей, интерактивного swf-контента и т.п.) осуществляется на файловом сервере школы. Составляется база данных, содержащая аннотированный каталог образов и ЦОР. Доступ учителей и учащихся к базе данных ресурсов с их подробным описанием осуществляется через школьный Интранет-сайт. На рабочем месте учителя и учеников установлена одна из бесплатных программ для монтирования образов. При активации ссылки на странице школьного сайта происходит быстрое монтирование образа CD в виртуальном приводе и его запуск, либо, если это цифровой модуль (*.oms, *.swf), – непосредственно запуск. Технология и банк ЦОР может быть физически перенесен в школу из Гимназии №6 в рамках договора о совместной деятельности.
http://гимназия6.рф/index/0-194
|
Учителя и учащиеся получают в распоряжение быстрый и эффективный доступ ко всем имеющимся в школе ЦОР.
Такая среда в значительной мере способствует вовлечению в более эффективное использование ИКТ, ЦОР даже тех учителей, которые традиционно оказывали сопротивление, имели низкую мотивацию к использованию ИК-технологий.
Изменяется информационно-образовательное пространство школы.
|
Организация спутникового телевидения в локальной сети
|
Школой приобретается и устанавливается система спутникового телевидения (например, «Триколор» по состоянию на май 2011г., обеспечивает прием 13 телеканалов без абонентской платы) и TV-тюнер. Один из производительных компьютеров сети, с установленным TV-тюнером, выполняет прием сигнала с «тарелки» и осуществляет трансляцию телевизионного потока в локальную сеть. Через локальный сайт на любом компьютере школы возможен просмотр одного из телеканалов системы спутникового телевидения. Установка дополнительного программного обеспечения не требуется.
|
Учителя и учащиеся получают возможность просмотра телепередач с любого компьютера школьной сети. Возможно осуществление записи телепередач по расписанию, создание школьного банка записей познавательных и учебных телепередач. Изменяется информационно-образовательное пространство школы, не требуются дополнительные затраты на прокладку кабельного телевидения, отсутствует абонентская плата, простота технического обслуживания оборудования
|
Организация доступа через web ко всему имеющемуся в школе образовательному видеоконтенту (технология потокового видео).
|
Потоковое видео (Streaming Video) - технология сжатия и буферизации данных, которая позволяет передавать видео в реальном времени через компьютерную сеть. Доступ к школьному каталогизированному видеоархиву осуществляется через школьный сайт.
Технология и банк образовательного видео может быть физически перенесен в любую заинтересованную школу из Гимназии №6 в рамках договора о совместной деятельности. Объем образовательного видео по состоянию на май 2011 г. составляет свыше 100Гб. Подробнее http://гимназия6.рф/publ/2-1-0-1
|
Учителя и учащиеся получают быстрый и удобный доступ к систематизированному образовательному видеоконтенту с любого компьютера школы. Качественно изменяется информационно-образовательное пространство школы. Отпадает необходимость в видеомагнитофонах, DVD-проигрывателях, телевизорах (при наличии у учителя компьютера и проектора).
|
Освоение технологии передачи «живого» видео в Интернет.
|
Актуально в связи с возрастающей ролью дистанционных образовательных технологий. К ноутбуку (его можно переносить в любой кабинет школы при наличии wifi) подключается через карту захвата видеокамера (или используется его встроенная web-камера с меньшим числом возможностей). Ноутбук передает видеопоток на школьный медиасервер. Доступ к потоку медиасервера осуществляется через школьный Интернет-сайт. Пример здесь: http://гимназия6.рф/index/0-59 Технология может быть физически перенесена в любую заинтересованную школу из Гимназии №6 в рамках договора о совместной деятельности.
|
Школа получает возможность организации прямых видеотрансляций уроков и других школьных мероприятий в Интернет, проведения видеоконсультаций учителей через сайт школы. Одновременно с прямой трансляцией, ведется ее запись, которая затем размещается в видеоархиве. Открываются дополнительные возможности для организации дистанционных форм взаимодействия и формированию банка off-line уроков-лекций и консультаций. Школа становится независимой от телекомпаний в организации прямых репортажей, школьных телепередач и т.п.
|
3
|
Кадровые решения. Введение в практику работы внутришкольной системы постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ.
|
Ознакомление, вовлечение учителей-предметников с существующими сетевыми системами контроля знаний, дистанционного взаимодействия с учащимися.
|
В гимназии используется хорошо зарекомендовавшая себя, очень удобная сетевая система тестирования, позволяющая быстро и эффективно организовывать контроль знаний, использовать ее как тренажер для закрепления изученного материала, для подготовки к ЕГЭ, ГИА. Система доступна как в школьной сети, так и любому учителю-предметнику через Интернет. Легка в освоении, не требует установки, в т.ч. и дополнительного ПО. http://гимназия6.рф/index/0-247
|
Учителя получают в распоряжение эффективный инструмент контроля знаний, удобный инструмент дистанционного взаимодействия, не требующий особых знаний и подготовки. Система доступна через Интернет учителям и учащимся всех школ города, позволяет осуществлять совместное развитие и использование ресурса: каждый учитель может внести посильный вклад в развитие единого, общедоступного банка КИМ - пополнять его по мере возможности и при необходимости. Реальная соорганизация ресурсов в масштабах города, округа.
|
Вовлечение учителей-предметников в работу по систематизации, обобщению и представлению опыта в форме сайта, стимулирование администрацией ОУ учителей имеющих, поддерживающих и использующих сайт в повседневной педагогической практике.
|
Владение учителями технологией сайтостроения на основе использования простого в использовании конструктора школьных сайтов позволяет им создавать и размещать сайты не только в Интернет, но и ничем не ограниченные в объеме. Электронные лаборатории учителя – структурированный банк методических и дидактических материалов (включая аудио, видео и все необходимые учителю ЦОР), существенно повышающий мобильность педагога и расширяющий образовательное пространство не только учащегося и учителя, но и школы в целом. Такие лаборатории являются частью (разделами) школьного Интранет-сайта и должны быть доступны коллегам и ученикам.
|
Качественно изменяется информационно-образовательное пространство школы. В этом процессе реально участвуют учителя-предметники, а не один человек, который, в отличие от учителя, не может знать содержания, особенностей и методики преподавания каждого предмета, контента (и логики его построения), который необходим учителю в повседневной педагогической практике.
|
Обучение учителей дистанционным формам взаимодействия, основанным на технологии вебинаров, видеочатов.
|
Необходимо изучать и осваивать Интернет-сервисы позволяющие организовывать дистанционное обучение нескольких учащихся одновременно. В распоряжении учителя и учащихся: on-line аудио-видео общение, при необходимости - чат, совместная интерактивная доска, совместное использование приложений, возможность передачи файлов, демонстрация презентаций, фотографий, ведение учащихся по сценарию урока с возможностью перенаправления ученика в нужный момент на сервер тестирования (например, специализированный сервер гимназии). Пример видеочата Гимназии:
http://langepas.homeip.net/gimn_video_chat/fpchat2.htm
|
Учителя школы получают реальный инструмент дистанционного обучения. Использование технологии живого on-line обучения является более доступной и понятной формой для учителя предметника и является хорошим дополнением (альтернативой?) созданию off-line дистанционных курсов, требующих от учителя знания технологии и методики их составления, значительных временных затрат на подготовку и создание даже одного занятия в пределах курса.
|
Введение в штатное расписание школы ставки заместителя по информатизации.
|
Основной функционал штатной единицы:
- решение всех технических и организационных вопросов функционирования и настройки серверного, компьютерного и коммуникационного оборудования школы;
- внедрение и дальнейшее развитие вышеуказанных направлений деятельности школы;
- реализация системы постоянной методической поддержки учителей школы в области ИКТ, включающей:
- проведение занятий с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в рамках постоянных краткосрочных и долгосрочных семинаров в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей;
- оказание индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности;
- распространение имеющегося и приобретенного опыта применения ИК технологий в образовательной деятельности путем организации и проведения методическими объединениями, педагогами мастер-классов, деловых встреч, семинаров по вопросам методики и практического применения ИК-технологий;
- изучение рынка полезных web-сервисов и образовательных технологий, доступных, свободно распространяемых ЦОР и ПО, другой информации. Изучение, ознакомление и обучение педагогов с данными технологиями в целях дальнейшего использования в педагогической практике;
- другие виды деятельности, способствующие повышению уровня ИКТ – компетентности учителей.
Положение доступно по адресу: http://гимназия6.рф/publ/2-1-0-2
|
Школа получает возможность комплексного решения вопросов, связанных с информатизацией образования, в т.ч. внедрения в школе готовых технологий, существенно повышающих эффективность использования цифровых образовательных ресурсов
|
В случае отсутствия возможности введения в штатное расписание заместителя по информатизации, либо недостаточной квалификации имеющихся в школе специалистов или, безотносительно к этим обстоятельствам, практически все указанные в таблице технологии и сервисы могут быть физически перенесены из Гимназии №6 в каждую школу.
На практике этот вопрос решается заключением договора «О совместной деятельности» между школой и Гимназией №6. Опыт сотрудничества в этом направлении уже есть - в 2010 году между школой №4, школой №3 города Лангепаса и гимназией был заключен такой договор (текст http://гимназия6.рф/docs/rar/dogovor3.rar ). В период его действия был осуществлен физический перенос на серверы школ отдельных технологий (в частности, потоковое видео, банк ЦОР в локальной сети), произведена настройка серверов, беспроводного оборудования, проведена серия обучающих семинаров для учителей по использованию новых технологий и сервисов. При необходимости специалисты и учителя школы получают консультационную поддержку и в дальнейшем.
Сегодня уже нет необходимости убеждать администрацию школ в приоритетности решения вопроса о создании локальной сети. Как уже говорилось, локальная сеть – необходимое условие для формирования эффективной информационно-образовательной среды школы. Своего рода основа, фундамент для внедрения различных сетевых и образовательных технологий.
Необходимость объединения компьютеров в сеть обусловлена рядом важных причин: ускорение информационных потоков, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, возможность получения любой информации из любой точки земного шара, возрастающее количество образовательного контента в Интернет, доступ к которому должны иметь все учителя и ученики, совместное использование обобщенных баз данных и архивов.
Физически сама по себе локальная сеть - это лишь коммуникации, которые открывают перед образовательным учреждением большие потенциальные возможности в выборе и внедрении различных технологий и сервисов. Другой вопрос, который неизбежно возникает, – чем содержательно наполнять школьную сеть?
Наполнять, поверьте, есть чем. Сегодня каждая школа имеет достаточно большой объем цифровых образовательных ресурсов, включающий ресурсы учебных кабинетов и медиатеки на CD/DVD дисках, личные архивы ЦОР учителей-предметников (презентации, oms-модули, скачанные из Интернет и т.п.), архивы учебного видео и аудио, фотоархивы школы и многое другое.
Можно предположить, что все это многообразие образовательного контента хранится в школе разрозненно, не в едином формате. Доступ к нему есть не отовсюду, и он не так быстр и удобен, как хотелось бы учителю и как велит сегодняшнее время. Как быть?
Ответ напрашивается сам собой – внедрять такие технологии, которые обеспечат максимально комфортные условия учителям и учащимся в организации оперативного и удобного доступа ко всем имеющимся ресурсам. При этом учитель должен быть максимально избавлен от всех технических «штучек», из-за которых порой не запускается какая-то программа, презентация, не идет фильм, нет звука – отчего не рационально тратится время урока, возникает нервозность и создается психологический барьер отчуждения.
Мы выделяем три уровня в организации использования ЦОР в школах:
Исходя из возможностей и опыта работы Гимназии №6 города Лангепаса в области информатизации, с 2008 года в качестве основного направления развития и совершенствования информационно-образовательной среды, мы выбрали третий путь - организация целенаправленной деятельности по формированию и развитию единого хранилища ЦОР на школьном сервере с предоставлением свободного доступа через web (школьный интранет-сайт) учителям и учащимся.
Развитие данного направления предполагает, что в школе рабочие места всех (или большинства) учителей-предметников оснащены компьютером, подключенным по проводной или беспроводной технологии к локальной сети, либо в школе ведется такая работа.
Для того чтобы доступ учителя и ученика ко всем школьным ресурсам и сервисам был максимально упрощен и стандартизирован, целесообразно реализовывать принцип «Единого окна». На практике это означает, что для работы практически с любым образовательным контентом (ЦОР, Интернет, аудио, видео, телевидение, тестирование) нужно просто открыть окно привычного браузера и работать либо в Интернет, либо перейти на школьный Интранет-сайт (локальный сайт, доступный только в школьной сети), а уже в нем - в раздел с нужным для работы контентом или сервисом.
Преимущества принципа «Единого окна»:
В данном разделе представлено краткое описание технологий и сервисов, которые были апробированы и внедрены в практику работы Гимназии №6 на протяжении последних трех лет. Они позволили нам в значительной мере повысить эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, способствовали существенному изменению информационно-образовательного пространства школы, достижению нового уровня качества образования.
Всю работу по организации доступа к школьному образовательному контенту нужно начинать с создания Интранет-сайта.
В качестве инструмента для создания сайта может быть выбрана программа «Конструктор e-Publish» (http://edusite.ru/p362aa1.html). Удобна тем, что имеет большое количество готовых дизайнов, рассчитана на использование даже теми, кто имеет лишь простейшие навыки работы с офисными приложениями.
Уже после 1-2 часов творчества и работы с конструктором в школьной сети может появиться сайт, который со временем станет тем самым единым «окном доступа» ко всему многообразию образовательного контента.
Хранение образов CD/DVD дисков медиатеки, ЦОРов других видов (oms-модулей, интерактивного exe, swf-контента и т.п.) осуществляется на web-сервере школы. На том же сервере организована единая база данных, содержащая аннотированный каталог образов дисков и ЦОР. Доступ учителей и учащихся к базе данных ресурсов, с их подробным описанием, осуществляется через школьный Интранет-сайт. На всех рабочих местах учителей и учащихся в компьютерных классах установлена одна из бесплатных программ для монтирования образов (например, DAEMON Tools Lite http://www.daemon-tools.cc/rus/products/dtLite ) и OMS-плеер, свободно распространяемый федеральным центром информационно-образовательных ресурсов (http://www.fcior.edu.ru ).
Для учителя и ученика все максимально упрощено. Они просто загружают браузер, заходят по одной из ссылок на Интранет-сайте. При активации ссылки на какой-либо ЦОР или образ, происходит быстрое монтирование образа CD в виртуальном приводе и его запуск, либо, если это цифровой модуль (*.oms, *.swf, *.exe), – непосредственно запуск. Все происходит в считанные секунды. Работа с централизованным банком образов дисков эффективна не только по причине быстрого поиска и установки, но и тем, что физические CD-носители со временем могут выходить из строя (царапины и другие механические повреждения). Необходимо организовывать их хранение на рабочем месте (что занимает немало места), носить с собой и устанавливать на компьютер (в случае, если учебное занятие проводится учителем не в своем кабинете, – снижение мобильности), а в случае работы с нетбуками – полная невозможность использования CD по причине отсутствия CD-привода в них.
Для формирования баз данных, содержащих сведения о цифровых модулях и образах дисков, управления этими базами данных и, самое главное, для предоставления доступа к ресурсам через Web-интерфейс (через локальный сайт школы) гимназией была приобретена специализированная программа. На наш взгляд, нет необходимости приобретать эту программу в каждую школу, т.к. в этом случае придется «изобретать один и тот же велосипед» - собирать и систематизировать то, что уже есть в других школах.
По состоянию на май 2011 года база данных гимназии содержит свыше 5000 цифровых модулей и более 250 образов дисков по всем школьным предметам с общим информационным объемом свыше 260 гигабайт. Сами базы и интерфейс доступа к ним могут быть физически перенесены и установлены на сервер в каждую школу для использования сервиса в локальной сети.
Технология допускает соорганизацию ресурсов учителей школ по дальнейшему совместному наполнению баз данных. Уже сегодня эта возможность реализована на сайте гимназии, и мы ждем инициативы от школ: http://гимназия6.рф/index/0-194
Многие учителя имеют на полках своих кабинетов DVD-диски и видеокассеты. Есть они и в медиатеках. Отказываться от этих носителей в ближайшее время никто не собирается, хотя, к примеру, видеокассеты, хранящие ранее накопленные видеоматериалы из истории школьных событий, учебные фильмы, занимают в шкафах и на полках библиотек значительное пространство. Современные технологии передачи видеоизображений в сетях позволяют организовать в образовательном учреждении принципиально новый способ организации доступа к имеющемуся видеоархиву через Web-интерфейс - потоковое видео. При наличии в школе локальной сети и сервера можно говорить о том, что есть все условия к внедрению этой технологии.
Потоковое видео (Streaming Video) - технология сжатия и буферизации данных, которая позволяет передавать видео в реальном времени через компьютерную сеть. Важно понимать, что при такой технологии не происходит никакой закачки фильма с сервера на компьютер, сервер передает поток, который сразу же проигрывается на компьютере в сети. В общих чертах все организовано так: на сервере, где размещен школьный сайт (либо на отдельно выделенном для этих целей компьютере), устанавливается специальное программное обеспечение - сервер потокового видео и сам видеоархив), а на клиентских – плеер потокового видео. На сайте школьной сети делаем удобную для пользователей страничку (со временем она разрастется в целый раздел со своей иерархией разделов) со списком имеющихся в школьной коллекции фильмов. Все готово. Учителя и учащиеся заходят на сайт школьной сети и получают быстрый и удобный доступ к школьному видео. Во многих кабинетах есть проекторы и не составляет большого труда демонстрировать необходимые на уроках (других образовательных событиях) видеоматериалы на большом экране. Практически отпадает необходимость в телевизорах, видеомагнитофонах и DVD-плеерах, не нужно думать о том, где хранить видеокассеты и DVD-диски (которые, со временем, имеют свойство портиться). На практике проверено, что даже беспроводная сеть, имеющая более низкие скоростные характеристики, не препятствует нормальному приему видео. Нет особых проблем и при просмотре видео на компьютерах с невысокими техническими характеристиками. Мощности школьного сервера со средними характеристиками вполне хватает для одновременной трансляции нескольких разных фильмов в компьютерном классе.
Видеоархив гимназии насчитывает более 900 единиц видео. В основном это образовательные фильмы по истории, литературе, английскому языку, МХК и изобразительному искусству, а также оцифрованные видеоматериалы о событиях из жизни гимназии, видеозаписи значимых уроков и образовательных событий, лекции с курсовой подготовки и много другое. Коллекция постоянно пополняется, причем осуществляется это в основном по инициативе самих учителей-предметников. Использование технологии потокового видео практикуется в гимназии на протяжении трех лет. Учителя и учащиеся по достоинству оценили все ее преимущества и сегодня образовательный процесс гимназии уже просто немыслим без данного сервиса.
Технология полностью переносима. В частности, вся накопленная в гимназии коллекция фильмов (за исключением видео о самой гимназии) была полностью перенесена и установлена на сервер школы №3 города Лангепаса в рамках договора о совместной деятельности.
Сервисы, описанные в этом разделе, возможно, покажутся школам излишними изысками, но не сказать о них мы не можем, тем более, что с 2011 года начал функционировать специализированный детский телеканал «Карусель». На этом канале и на телеканалах «Animal Planet», «СТС» транслируется достаточно много интересных и познавательных фильмов, которые при оправданном и грамотном методическом подходе можно органично вписывать в проводимые учебные занятия и образовательные события, либо производить запись телепередач по расписанию и использовать в удобное для учителя время, чтобы не быть привязанным к эфирной сетке. Еще одно обстоятельство, - в школах, возможно, используется система кабельного телевидения, а это дополнительные расходы на абонентскую плату и коммуникации.
Наличие локальной сети и минимум дополнительного оборудования могут позволить образовательному учреждению организовать в локальной сети аудио, радио и телевещание. Вопросы их грамотного и эффективного использования – это уже методическая сторона вопроса, зависящая от творческих способностей каждого учителя, его желания сделать свои уроки насыщенными, интересными и познавательными.
С 15 мая 2009г. в локальной сети гимназии были организованы два новых сервиса - on-line вещание радио и телевидения в локальную сеть. Передачу аудио осуществляет один из серверов, к которому подключается музыкальный центр и на который устанавливается специальное программное обеспечение. Источником аудио может быть не только радиостанция, но и любой аудиофайл, например, аудиокнига, аудио-CD-диск по предмету, коллекция аудиофайлов по английскому языку и другие источники.
Другой ресурс – ретрансляция телевизионного сигнала в локальную сеть. Это значит, что учителя и учащиеся гимназии могут в реальном времени смотреть телепередачи и слушать радио с любого компьютера подключенного к локальной сети гимназии. Чтобы воспользоваться ресурсом, учителю или ученику достаточно войти на локальный сайт гимназии и просто нажать ссылку «Смотреть TV» или «Слушать радио» в одном из разделов. Отметим, что данные сервисы не используют Интернет и не перегружают школьный канал лишним трафиком. Вероятно, в практике каждой школы были случаи, когда кто-либо из учителей или учащихся во время уроков начинал смотреть видео или слушать радио через Интернет. Другие, кому в это же время был нужен Интернет, испытывали, мягко говоря, неудобства в работе.
Наличие спутниковой системы «Триколор» (ориентировочная стоимость 14 тыс.руб.), подключенной к одному из серверов с установленным TV-тюнером (~ 3 тыс.руб.), позволяет ретранслировать телевизионный сигнал одного из 13 бесплатных телеканалов в локальную сеть в on-line режиме. В гимназии практикуется коллективный просмотр и обсуждение познавательных, образовательных и других значимых и интересных телепередач (Послание Президента Федеральному собранию, круглый стол с губернатором, церемонии открытия и закрытия олимпиад, проекты Первого канала «Общее дело», «Среда обитания», «Осторожно, еда!» и т.п.).
В 2008 году Департаментом образования и науки ХМАО-Югры лангепасским школам была безвозмездно предоставлена локальная версия сайта системы «Рубрикон» (информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал») - полные электронные версии важнейших 50 энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. Спустя два года приходится констатировать, что в школах, к сожалению, эта система практически не используется.
В гимназии именно «Рубрикон» стал первым значимым ресурсом, размещенным на сайте локальной сети. Мы и сейчас убеждены в необходимости реанимирования данной системы в школах.
«Рубрикон», совместно с ресурсами Интернет, дает учителю и учащимся богатейший набор объектов, позволяющих быстро и удобно готовить проекты, подбирать учебные материалы к урокам, оформлять различные статьи, доклады, тематические выставки и многое другое.
В состав «Рубрикона», кроме энциклопедий, входит каталог ссылок на страницы Интернета и статьи из журнальной периодики, включены ряд дополнительных информационных сервисов. Главными отличиями «Рубрикона» от аналогов являются крупнейший в мире массив энциклопедических данных и одновременный поиск по всем имеющимся информационным ресурсам.
Несмотря на наличие Интернет, многое можно найти в Рубриконе. Актуальность системы особенно возрастает в периоды отсутствия, по разным причинам, доступа в Интернет.
Система on-line тестирования
Вторым по счету значимым сервисом локальной сети гимназии (после «Рубрикона») стала установленная на сервере высокоэффективная сетевая программная оболочка (автор - Никитенко П.Н., г. Лангепас), позволяющая создавать и проводить тестирование по всем предметам школьной программы. Основные ее достоинства:
Система тестирования до ноября 2009 года была доступна только с компьютеров локальной сети гимназии. Сейчас она доступна любому заинтересованному учителю, у которого есть выход в Интернет. Это дает возможность дистанционного взаимодействия с учащимися: предъявлять задания для самостоятельного выполнения дома, подготовки к проверочным работам, к сдаче ЕГЭ, ГИА. За всем происходящим учитель может наблюдать со школьного или с домашнего компьютера.
Многие педагоги Ханты-Мансийского автономного округа, побывавшие в гимназии в рамках мероприятий по обмену опытом, после знакомства с данной системой признают ее простоту, надежность, открытость к коллективному творчеству, удобство использования (…с любого компьютера подготовил, в любом классе провел тестирование, не нужно ничего инсталлировать – все доступно через Web-интерфейс).
Сегодня возможности сервера тестирования используются не только в гимназии, но и учителями школ №1, №3, №5 города Лангепаса, поселка Аган, Белоярского района, городов Нефтеюганска, Излучинска, Нижневартовска, Сургута и Мегиона (на январь 2011 года в системе зарегистрировано более 45 иногородних учителей). Совместными усилиями, достаточно хорошо наполнены банки контрольно-измерительных материалов (КИМ) по информатике, русскому языку, физике, истории.
Как уже говорилось, каждый зарегистрированный на сервере учитель-предметник может пополнять имеющийся по его предмету общедоступный банк КИМ, который, в обновленном виде, сразу же становится достоянием других коллег вне зависимости от их географического места нахождения. Таким образом, уважаемые учителя, у нас есть реальная возможность соорганизации ресурсов. Все желающие могут посетить страницу сайта гимназии http://гимназия6.рф/index/0-247 , ознакомиться с условиями регистрации и начать пользоваться системой.
Невозможно переоценить роль сайтов в формировании эффективной информационно-образовательной среды современной школы.
С позиции собственного опыта мы глубоко убеждены в обязательном наличии у каждой школы:
Если школа намерена вводить в практику своей работы внутришкольную систему методической поддержки, то первоочередным направлением ее деятельности должно стать обучение и привлечение учителей к технологии сайтостроения, публикации своих сайтов в Интернет, размещением их локальных версий на школьном сервере. Только так школа может реально расширять и совершенствовать информационно-образовательную среду.
Практически все школы сегодня имеют собственный сайт в сети Интернет. Как правило, их контент представляет собой традиционный набор разделов для родителей, учителей, учащихся, информацию о школе (история, расписание и т.п.). В основном это статические страницы и минимальный набор интерактива (форум, чат).
Чем интересен сайт Гимназии №6?
Помимо традиционных разделов, мы стремимся делать все возможное, чтобы наш сайт выступал не только как публичный орган информации, но и являлся дидактическим инструментом учителей при организации различных форм дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса, давал возможность каждому учителю не только использовать имеющиеся на сайте ресурсы, но и принимать участие в их коллективном развитии и совершенствовании.
Уже сегодня такие разделы сайта как сервер тестирования, цифровые ресурсы, видеочат помимо их использования учителями гимназии, могут представлять практический интерес всему педагогическому сообществу (города, округа, страны).
Разделы «сервер тестирования» и «цифровые ресурсы» представляют собой обширный, структурированный банк контрольно-измерительных материалов, образов учебных CD/DVD дисков и цифровых модулей. В сочетании с web-технологиями, позволяющими получить быстрый и удобный доступ ко всему многообразию ЦОР через Интернет, в сочетании с возможностями раздела «видеочат» и в контексте методики использования учителями возможностей разделов, их можно рассматривать как цифровые образовательные ресурсы:
сервер тестирования (вход: http://гимназия6.рф, затем выбрать раздел «Сервер тестирования»);
Важным является и то, что учителя, вне зависимости от своего географического места нахождения, могут принимать участие в совместном развитии и совершенствовании ресурсов через Интернет.
В 2010/2011 учебном году нами положено начало развитию еще одного раздела сайта – видеолекции по предметам школьной программы. Записываются и размещаются на сайте небольшие (5-15 минут) видео-лекции учителей предметников по ключевым вопросам предметных областей.
Также мы имеем возможность и практикуем организацию прямых видеотрансляций в Интернет учебных занятий и значимых образовательных событий из любого учебного кабинета гимназии. Чтобы смотреть эти трансляции в прямом эфире, нужно зайти на сайт гимназии по этому адресу http://гимназия6.рф/index/0-59 Просмотр может осуществляться с любого компьютера, имеющего выход в Интернет.
С начала 2010/2011 учебного года, в гимназии, в рамках мероприятий по дальнейшему совершенствованию информационно-образовательной среды, в экспериментальном режиме ведется работа по переходу на использование комплексной информационной системы СЕТЕВОЙ ГОРОД (© "ИРТех" г. Самара). На сайте гимназии открыт специальный раздел, через который осуществляется вход http://гимназия6.рф/index/0-225. Система позволяет во многом автоматизировать управленческую деятельность и учебно-воспитательный процесс. Имея индивидуальные логины и пароли, администрация, учителя, родители и учащиеся могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, получать информацию от учителей и администрации гимназии, в т.ч. через систему SMS-сообщений. Учащийся может удалённо получать домашние задания, просматривать свой электронный дневник и расписание. Учитель со школьного или домашнего компьютера имеет возможность готовить и размещать в системе учебные материалы, работать с электронным журналом, осуществлять мониторинг образовательной деятельности.
«Сетевой город» изначально разрабатывался с учетом возможности регистрации и работы в системе нескольких школ города. В дальнейшем, как нам видится, мы сможем передать опыт использования системы другим заинтересованным лангепасским школам. В этом случае можно будет говорить об использовании всего потенциала СЕТЕВОГО ГОРОДА по объединению в единую сеть школ города и управления образования. Может быть сформировано единое городское информационное образовательное пространство - одна из задач программы развития системы образования города до 2013 года.
В ходе визита в одну из лучших московских школ в апреле 2010 года Президенту России, Дмитрию Медведеву, был представлен именно «Сетевой город» как эффективная система информирования родителей об успеваемости и посещаемости (мы показывали видеозаписи визита «Первого канала» и «Россия 1» на родительских собраниях в ходе презентации «Сетевого города» в ноябре 2010 года).
В Лангепасе пока остаются открытыми вопросы о признании системы как таковой, на чьем сервере она будет базироваться, кто и на каких условиях будет выполнять ее поддержку.
Положительным моментом для школ города является то, что система фактически бесплатна для них, в школе не нужно ничего устанавливать – она уже готова к работе, доступна отовсюду через Интернет и то, что в гимназии происходит ее апробация (есть кому проводить обучающие семинары и оказывать практическую помощь).
По итогам окружного конкурса «Лучший сайт-портфолио педагога и сайт образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2010», проведённого Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры совместно с Автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Институт развития образования», сайт Гимназии №6 города Лангепаса признан лучшим среди сайтов образовательных учреждений нашего округа.
Отметим, что одно только внедрение передовых информационных технологий, развитие и укрепление материальной базы школы не даст желаемого результата, пока не будут созданы условия способствующие развитию самого учителя в этой среде.
Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, с 2008 года в гимназии начала функционировать внутришкольная система постоянной методической поддержки учителей в области использования ИКТ.
Основные направления ее деятельности:
Создание системы постоянной методической поддержки педагогических работников в области ИКТ, на наш взгляд, должно стать одним из важных направлений деятельности администрации по созданию условий для успешной реализации проекта информатизации школы, творческого роста педагогов.
Нормативно-правовая сторона системы регулируется внутренними локальными актами – положением, приказами директора школы.
Ответственность за организационные мероприятия и постоянное функционирование системы может быть возложена на заместителя директора, курирующего вопросы информатизации.
В зависимости от потребностей педагогов в повышении уровня компетенций в какой-либо области, формируется и утверждается приказом группа учителей. Этим же приказом определяется тематика, содержание и сроки проведения долгосрочных семинаров (на количество часов, достаточное для приобретения компетенций в данной области, например «Технология создания сайтов» -34часа), расписание занятий группы. Занятия в рамках семинаров могут проходить не только согласно расписанию, но и в любой другой день в форме индивидуальных консультаций. Время их проведения определяется режимом работы школьных кабинетов информатики (или медиатеки), - как правило, по окончании учебных занятий. Занятия с группами педагогов проводит заместитель директора по информатизации, учителя информатики, учителя, имеющие положительный опыт использования ИКТ.
Совместная деятельность директора, заместителя директора по информатизации и педагогического коллектива включает в себя разноплановую работу. Прежде всего, это постоянно действующие долгосрочные семинары, групповые занятия и индивидуальное консультирование, оказание методической и технической помощи учителям по всему спектру вопросов, связанных с информатизацией.
В рамках системы методической поддержки, работа с учителями может выстраиваться по следующим направлениям:
С учетом практики работы гимназии и положительно зарекомендовавших себя технологий, считаем, что школы города должны принять во внимание и использовать у себя возможности:
Эти сервисы базируются на серверах гимназии, но предусматривают уровень соорганизации и могут уже сегодня использоваться учителями всех школ города.
В рамках методической поддержки учителей каждая школа, помимо вышеуказанных направлений, может запланировать и провести совместно с гимназией серию практических семинаров для ознакомления учителей с дидактическими возможностями и технологией использования указанных сервисов.
В начале учебного года в школе может быть издан приказ «О реализации системы методической поддержки педагогов школы в 20__/20__ учебном году» со следующим примерным содержанием:
В целях создания условий, способствующих постоянному повышению квалификации, уровня информационной культуры, ИКТ - компетентности педагогов МОУ "Школа №__" в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (реализации мероприятий других программных документов), приказываю
3. Определить периодичность, время и место проведения семинаров:
Тематика является примерной и определяется потребностями педагогов
№ п/п
|
Тема
|
Изучаемые вопросы
|
|
Сайт учителя как средство эффективной организации личного информационно-образовательного пространства учителя, как инструмент учебной деятельности.
|
Технология создания сайта. Публикация и поддержка сайта в Интернет. Подготовка и оптимизация графики, презентаций, документов Word для размещения на сайте. On-line тестирование. Электронная творческой лаборатория учителя на основе сайта.
|
|
Технологии дистанционного взаимодействия. Форум.
|
Понятие форума. Форум сайта школы. Технология и организация дистанционного взаимодействия с учащимися посредством форума, электронной почты.
|
|
Технологии дистанционного взаимодействия. Сетевое и дистанционное тестирование
|
Технология использования сетевой тестовой оболочки (использование готовой базы данных тестовых вопросов и ее коллективное пополнение учителями). Организация и проведение тестирования в локальной сети и в Интернет.
|
|
Технологии дистанционного взаимодействия. Анкетирование и опросы.
|
Возможности сервисов Интернет по организации и проведению опросов и анкетированию учащихся с автоматической обработкой результатов. Технология включения сервиса в структуру сайта учителя.
|
|
Интерактивные учебные кроссворды
|
Повышение эффективности дистанционных форм взаимодействия с учащимися за счет размещения на сайте учителя интерактивных кроссвордов по учебному предмету. Технология создания и размещения кроссвордов на сайте учителя.
|
|
Образовательное видео Интернет и локальной сети
|
Технологии поиска, скачивания и использования образовательного видео из Интернета. Формирование личной коллекции образовательных видеороликов, пополнение коллекции видеоматериалов локального сайта школы. Возможность использования телепередач на компьютере учителя.
|
|
Основы создания собственных обучающих видеороликов
|
Программно-инструментальные средства и технологии создания видеороликов с целью их дальнейшего использования в образовательных целях.
|
|
Основы видеомонтажа
|
Программно-инструментальные средства и технологии создания видео. Фильм – как современная и эффективная форма обобщения и представления педагогического опыта и образовательных технологий, используемых учителем. Направления использования: защита категории, во время проведения мастер-классов, методическая копилка образовательного учреждения
|
|
Электронный журнал
|
Электронный дневник как форма дистанционного взаимодействия с родителями посредством Интернет. Технология работы с электронным журналом.
Электронный журнал как средство повышения эффективности организации образовательного пространства учителя (возможность оперативной обработки данных из электронного журнала: составление и печать отчетов по пропускам, успеваемости, качеству знаний – по классам, параллелям)
|
Помимо основных направлений деятельности системы, учителям постоянно, вне расписаний, должна оказываться консультативная и техническая помощь и по множеству других, «частных» вопросов, имеющих отношение к информатизации. Как показала практика, большинство педагогов гимназии удовлетворены результатами проделанной работы за последние три года.
Об эффективности функционирования системы методической поддержки учителей в области ИКТ, администрация школы может судить по многим показателям, в т.ч. и по результатам анкетирования, которое целесообразно проводить среди учащихся и учителей не менее одного раза в год.
Показателями эффективности сопровождения профессионального роста учителя, системы методической поддержки могут быть:
Для регулирования вопросов связанных с функционированием системы, в школе может быть принят локальный акт
В рамках функционирования системы
Структура действующей системы методической поддержки была представлена в контексте модели сопровождения профессионального роста учителей гимназии 8-9 сентября 2010г. в Конгрессно - выставочном центре «Югра – Экспо» г.Ханты-Мансийска на IV Выставке-форуме «Образование Югры – 2010» «Учитель Югры - миссия в современной школе».
Информационно-образовательная среда гимназии претерпела за последние три года существенные положительные изменения, ее информационное наполнение обеспечивает открытость, масштабируемость и преемственность. Оно предусматривает возможность адаптации ресурсов к требованиям участников образовательного процесса и их интеграцию.
Признанием успешности реализации школьного проекта информатизации в Гимназии №6, интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий является и то, что:
В этой работе была сделана попытка представить в обобщенном виде направления работы, технологии и сервисы, которые позволили сделать информационно-образовательную среду гимназии насыщенной и эффективной.
Полагаем, что реализация проекта информатизации в школах города, деятельность по изменению информационно-образовательной среды, сама школьная среда, с учетом опыта гимназии и представленных здесь направлений:
Гимназия №6 готова к сотрудничеству. В рамках договорных отношений могут быть реализованы следующие направления совместной работы:
Проект договора «О совместной деятельности» прилагается.
г. Лангепас «___»__________2011г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение_________________________________, в лице директора ______________________________________________________, именуемое в дальнейшем Заказчик, с одной стороны и муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №6", в лице директора _________________________, действующего на основании Устава МОУ "Гимназия №6", именуемое (именуемый) в дальнейшем Исполнитель, с другой стороны заключили настоящий договор о следующем:
Все споры по настоящему Договору по возможности будут решаться путем переговоров между сторонами. При не достижении согласия, споры рассматриваются в суде в установленном законом порядке.
«Заказчик» «Исполнитель»
______________________________________
______________________________________
628672, ХМАО Тюменской области, г. Лангепас, ул. Мира, 28, корпус Б,
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №6"
_______________/________________/ _______________ / ________________/
-
- локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);
- должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
- приказы директора;
- договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.
- высокого уровня информатизации учебного процесса, интеграции педагогических и ИК-технологий;
- существенных изменений ценностных ориентаций педагогов в организации учебной деятельности, в педагогических технологиях, в способах организации личного информационного пространства
- Начальный. Каждый учитель хранит имеющиеся ЦОРы в папках на локальном компьютере, организует их использование и пополнение по своему усмотрению. Коллеги, как правило, не имеют доступа к этим ресурсам.
- Передовой. Отдельные учителя школы в целях расширения личного информационно-образовательного пространства создают сайт, который, в т.ч. содержит все многообразие накопленных учителем ЦОР. Сайт размещен в локальной сети школы (или в Интернет) и позволяет коллегам и учащимся получать доступ к отдельным ЦОР. Коллеги по методическому объединению при этом не имеют возможности принимать участие в развитии ресурса.
- Уровень соорганизации. Использование технологий, позволяющих аккумулировать все многообразие школьных ЦОР на школьном сервере с предоставлением доступа к ним учителям и учащимся через Web. Учителя школы (в т.ч. учителя других школ города, района) имеют возможность коллективно принимать участие в пополнении и использовании единого банка ЦОР.
- учителя и учащиеся имеют в распоряжении быстрый и эффективный доступ ко всем имеющимся в школе ЦОР (в т.ч. к ресурсам медиатеки) с любого школьного компьютера;
- образовательные ресурсы всегда под рукой, нет необходимости хранить их на компьютерах учителей и учащихся;
- каждый учитель, методическое объединение, сообщество учителей может принимать участие в развитии единого банка школьной коллекции цифровых образовательных ресурсов, в т.ч. с домашних компьютеров.
- сетевая реализация - все страницы, файлы и программные элементы расположены на web-сервере. Тестирование можно проводить с любого компьютера, подключённого к локальной сети, при этом не требуется устанавливать на клиентский компьютер никакого дополнительного программного обеспечения (необходим только Internet Explorer);
- общедоступность: базы данных с тестовыми материалами и результатами тестирования хранятся на сервере, поэтому каждый учитель имеет возможность в считанные секунды подготовить тест любой сложности (в т.ч. обобщающего характера, как по отдельным разделам предметам, так и по всему курсу в целом) с любого компьютера;
- базы данных тестовых материалов закрыты для доступа учащимся и открыты всем зарегистрированным учителям. Пополнение единого банка тестовых материалов (в т.ч. с иллюстрациями) по предметам школьной программы стало делом не одного учителя (и тем более не учителя информатики), а любого заинтересованного учителя-предметника;
- удобный, легкий и понятный интерфейс, в котором не нужно долго разбираться и во что-либо вникать как учащемуся, так и учителю. Учитель может с любого компьютера в реальном времени наблюдать за ходом тестирования: кто дает верные ответы, а кто нет, кто из учащихся делает повторные попытки, сколько таких попыток и т.п. – система каждые 5 секунд опрашивает рабочие места учащихся и предъявляет текущий срез учителю. Протокол с результатами тестирования может быть выведен на печать.
- Интранет-сайта (сайта, доступного только в локальной сети). Именно он реализует принцип «единого окна» и предоставляет высокоскоростной и удобный доступ ко всему многообразию образовательного контента школы. Объем информации такого сайта (в отличие от Интернет-сайтов) ограничен только возможностями школьных серверов. Кроме того, сайт дает школе неограниченные возможности в освоении новых сервисов, которые со временем, становятся его неотъемлемой частью.
- Интернет-сайтов учителей предметников. Хозяином такого сайта является учитель- предметник и, в силу своих убеждений, профессионализма и методических предпочтений, осознавая, что сайт будет доступен всем пользователям Интернет, самостоятельно принимает решение о его содержании и оформлении. На сайтах, как правило, учителя размещают учебные материалы как для учащихся (презентации к занятиям, дополнительные материалы по основным разделам предмета, задачи олимпиадного характера, индивидуальные стратегии обучения, тесты), так и для учителей (рабочие программы, материалы к учебным занятиям, методические статьи). С помощью сайтов может быть организовано дистанционное взаимодействие учителя и учащихся во время актированных дней и в других случаях, когда это целесообразно. Сайты учителей-предметников выполняют и другую важную миссию – они разгружают главный сайт школы, освобождают от необходимости размещения на нем разработок учебных занятий, частных тестов, презентаций, фотографий отдельных классов. Никакой администратор школьного сайта просто физически не справится с этой задачей -каждый учитель лучше администратора знает свой предмет, как его преподнести.
- Электронных лабораторий учителя – так мы в гимназии называем сайты учителей, которые, в отличие от их же Интернет-сайтов, не ограничены объемом, содержат практически все, что учителя используют в своей практике, в т.ч. «тяжеловесные» (видео, фото, аудио). Также сугубо частные материалы, которые должны быть всегда под рукой, но которыми, по разным причинам, учителя не готовы делиться с широкой общественностью. Такие электронные лаборатории создаются, как и Интернет-сайты учителя, с помощью конструктора школьных сайтов. Завершенные лаборатории размещаются либо только на компьютере учителя или, по его усмотрению – становятся частью локального сайта в школьной сети, расширяя тем самым количество общедоступных полезных сервисов.
- Сайта образовательного учреждения. Сайт школы создается в целях развития образовательного информационного пространства, активного продвижения информационных и коммуникационных технологий в практику работы школы. Он является одним из инструментов обеспечения учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения и является публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим. Сегодня сайт школы должен выступать не только как публичный орган информации, но и совместно с сайтами учителей-предметников рассматриваться как образовательный ресурс.
- цифровые ресурсы (вход: http://гимназия6.рф, затем выбрать раздел «Цифровые ресурсы»);
- видеочат (вход: http://гимназия6.рф, затем выбрать раздел «Видеочат»).
- проведение занятий с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в рамках постоянных краткосрочных и долгосрочных семинаров в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей;
- оказание (на постоянной основе) индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности;
- распространение имеющегося и приобретенного опыта применения ИК технологий в образовательной деятельности путем организации и проведения методическими объединениями, педагогами школы мастер-классов, деловых встреч, семинаров по вопросам методики и практического применения ИК-технологий;
- изучение рынка полезных web-сервисов и образовательных технологий, доступных, свободно распространяемых ЦОР и ПО, другой информации. Изучение, ознакомление и обучение педагогов данным технологиям в целях дальнейшего использования в педагогической практике.
- реализация долгосрочных и краткосрочных семинаров для учителей школы по совершенствованию/приобретению новых компетенций в области ИКТ (сайт учителя-предметника, технология видеомонтажа, технология создания видеопрезентаций, технология использования сетевого тестирования, технология использования электронного журнала, организация дистанционного взаимодействия с учащимися и т.п.);
- обучающие мастер-классы по инсталляции и методике приемам эффективного использования цифровых образовательных ресурсов (в т.ч. НФПК, ФЦИОР);
- обучающие мастер-классы по использованию ЦОР при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА;
- обучающие мастер-классы, обмен опытом между учителями по приемам эффективного использования интерактивной доски и проекционного оборудования;
- подготовка специального раздела сайта и постоянное обновление коллекции аннотированных и систематизированных по предметным областям ссылок на образовательные ресурсы Интернет в помощь учителю, систематическое ознакомление учителей с новыми поступлениями в указанные разделы;
- привлечение учителей к практике постоянного размещения на сайтах школы методических статей, описания проведенных образовательных событий, передового педагогического опыта;
- помощь учителям при подготовке и проведении ими открытых учебных занятий, участии в городских, окружных, всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях.
- видеочата (аудио-видео общение учителя и ученика в реальном времени во время актированных дней, длительном отсутствии учащихся по разным причинам);
- сервера тестирования;
- хранилища цифровых образовательных ресурсов.
- Утвердить Положение о системе методической поддержки учителей школы (Приложение 1)
- Утвердить тематику долгосрочных семинаров на 20__/20__ учебный год в рамках системы методической поддержки педагогов в области ИКТ согласно приложению 2
-
-
- понедельник, среда с 15.00 до 17.00 в кабинете информационных технологий
- Сидорову А.И., заместителю директора по ИТ:
- довести тематику долгосрочных семинаров до сведения временных творческих коллективов;
- организовать проведение долгосрочных семинаров в 20__/20__ учебном году с педагогическими работниками согласно утвержденной тематике с __.09.20__г.
- Руководителям методических объединений, временных творческих коллективов, педагогическим работникам школы:
- эффективно использовать условия, созданные в образовательном учреждении и способствующих повышению качества предоставляемых образовательных услуг на современном уровне, повышению компетенций в области ИКТ и творческому росту.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
- динамика роста качества обученности учащихся на основе используемых в тесной интеграции педагогических и ИК-технологий (результаты ЕГЭ, ГИА, олимпиад, конкурсов);
- результаты участия учителей в профессиональных конкурсах (Педагог года, творческих лабораторий, «Педагогический дебют», лучший сайт школы, лучший сайт учителя и др.);
- количество созданных, поддерживаемых и эффективно используемых предметных сайтов;
- общий уровень информационной культуры и ИК-компетентности учителей и учащихся.
-
- Настоящее положение является локальным нормативным актом учреждения не противоречащим уставным целям и задачам МОУ «Школа №__» и регулирует вопросы, связанные с созданием и функционированием системы постоянной методической поддержки педагогов школы (далее - системы) в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике.
- Под системой настоящим положением определяется проведение администрацией школы комплекса организационных мер, создающих условия и способствующих постоянному повышению уровня информационной культуры, ИКТ - компетентности педагогов школы.
- Основная цель создания системы - организация целенаправленного процесса развития информатизации школы, проведение единой политики информатизации в учреждении, формирование информационно-коммуникационной компетентности, высокой информационной культуры и распространение ее через предоставляемые участникам образовательного процесса информационные ресурсы и сервисы.
- Создаваемая система основана на принципе общего стремления и заинтересованности администрации и педагогического коллектива в повышении качества предоставляемых образовательных услуг на основе применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике.
-
- Выявление потребностей развития информационных технологий в педагогической практике, и удовлетворение их по запросам педагогических кадров.
- Оказание всесторонней помощи педагогическим работникам в совершенствовании и освоении новых компетенций в области информационно-коммуникационных технологий и применения их в образовательной деятельности.
- Привлечение педагогов к представлению системы своей педагогической деятельности в виде образовательных сайтов (создание индивидуальных предметных сайтов, включающих портфолио учителя).
- Основные направления деятельности системы
-
- Система регулярной методической поддержки педагогов включает:
- проведение занятий с группами педагогов в рамках семинаров, практикумов, мастер-классов согласно установленному расписанию;
- оказание индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности – в дни и часы, согласно утвержденному режиму работы кабинета информационных технологий;
- сбор педагогической, нормативно-правовой и другой информации из разных источников для ознакомления и предоставления доступа к ней участникам образовательного процесса;
- распространение опыта применения ИК технологий в образовательной деятельности путем организации и проведения методическими объединениями, педагогами школы круглых столов, деловых встреч, семинаров по вопросам информатизации образования;
- другие виды деятельности, способствующие повышению уровня ИКТ - компетентности, не запрещенные законодательством.
- Участие администрации и педагогических работников школы в работе системы
-
- Заинтересованными сторонами в создании системы являются все участники образовательного процесса МОУ "Школа №__", в т.ч. учащиеся и родители как конечные потребители качественных образовательных услуг, предоставляемых на самом современном уровне с использованием ИКТ - технологий.
- Участие администрации в системе состоит в создании организационных, технических и иных условий, способствующих развитию процесса информатизации школы, постоянному повышению уровня информационной культуры, ИКТ - компетентности педагогов школы.
- Методические объединения, педагогические работники используют созданные условия для повышения профессионального мастерства, эффективности применения ИКТ – технологий в педагогической практике.
- Права участников образовательного процесса
-
- Администрация школы имеет право:
- принимать локальные нормативные акты, не противоречащие действующему законодательству и Уставу школы, способствующие эффективному функционированию системы;
- организовывать различные формы работы внутри педагогического коллектива и направленные на совершенствование и приобретение педагогическими работниками новых компетенций в области информационно-коммуникационных технологий;
- предоставлять методические рекомендации педагогическим работникам по использованию и повышению эффективности применения новых информационных технологий в образовании и организационной деятельности;
- запрашивать и исследовать информацию от педагогов по вопросам состояния и развития применения новых информационных технологий в образовательной деятельности;
- в пределах выделенных средств, применять меры стимулирующего характера к педагогическим работникам, активно использующим ИКТ в учебной деятельности, распространяющим опыт своей работы посредством созданных и сопровождаемых предметных сайтов, организующих и проводящих мастер-классы, семинары.
- Методические объединения, педагогические работники имеют право:
- использовать в урочной и внеурочной деятельности (не создавая помех другим участникам образовательного процесса) имеющиеся в учреждении технические средства (компьютеры, проекционное оборудование), информационные (интернет, медиатека), методические и другие ресурсы, способствующие повышению качества образовательного процесса;
- посещать организуемые в школе мероприятия по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области информационно-коммуникационных технологий;
- формировать временные творческие (рабочие) группы для решения задач в области развития новых информационных технологий;
- в целях более детального изучения отдельных вопросов, требующих совершенствования ИКТ - компетенций, самостоятельно определять тематику долгосрочных семинаров (методическим объединением, рабочей группой).
- получать индивидуальную методическую и консультативную помощь по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности – в дни и часы, согласно утвержденному режиму работы кабинета информационных технологий (кабинета информатики/медиатеки);
- вносить предложения администрации школы по совершенствованию функционирования системы.
-
- В управлении системой участвуют: педагогический совет, научно-методический совет, администрация (директор школы, заместитель директора по информатизации).
- Директор школы:
- вносит предложение о создании (ликвидации) системы постоянной методической поддержки педагогических работников школы в области ИКТ;
- утверждает:
- решения педагогического совета по организации деятельности системы постоянной методической поддержки педагогических работников;
- программы долгосрочных семинаров, принятые научно-методическим советом, направленные на совершенствование и приобретение педагогическими работниками новых компетенций в области информационно-коммуникационных технологий
- списки групп и сроки проведения семинаров, мастер-классов для педагогических работников;
- режим работы кабинета информационных технологий для проведения семинаров и занятий с группами педагогов и проведения индивидуальных консультаций.
- Педагогический совет:
- принимает Положение о системе постоянной методической поддержки педагогических работников школы в области ИКТ, вносит изменения и дополнения в данное положение;
- заслушивает отчеты по итогам совместной работы за год в системе методической поддержки:
- заместителя директора по информатизации;
- руководителей методических объединений;
- выносит решения, дает оценку эффективности деятельности системы.
- Научно-методический совет:
- планирует сроки проведения и определяет тематику долгосрочных семинаров направленных на совершенствование и приобретение педагогическими работниками новых компетенций в области информационно-коммуникационных технологий;
-
- Начало функционирования системы обеспечивается поэтапно:
- рассмотрение и принятие педагогическим советом настоящего положения;
- рассмотрение и принятие научно-методическим советом тематики долгосрочных семинаров, мастер-классов;
- формирование группы (групп) для участия в работе семинаров;
- издание директором приказа с утверждением перечисленных выше документов, в котором также утверждается режим работы кабинета информационных технологий с указанием графика проведения семинаров, графика проведения индивидуальных консультаций для педагогических работников;
- Плановые занятия и семинары с педагогическими работниками проводятся во внеурочное время в пределах установленной для них нормы рабочих часов в неделю.
- Плановые индивидуальные занятия и консультации проводятся во внеурочное время согласно установленному графику (во второй половине дня).
- Формирование групп для проведения плановых занятий производится:
- по личной инициативе педагогических работников;
- по решению методических объединений, творческих рабочих групп;
- по решению администрации
- приказом Департамента и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 августа 2010 года № 560 "Об утверждении статуса региональных инновационных площадок на 2010 год" на базе Гимназии №6 открыта стажировочная площадка для педагогов города Лангепаса;
- модель сопровождения профессионального роста учителей гимназии, которая была продемонстрирована в сентябре 2010 года в г.Ханты-Мансийске на IV Выставке-форуме «Образование Югры – 2010» «Учитель Югры - миссия в современной школе», в составе экспозиции от г.Лангепаса была признана одной из лучших в округе и отмечена дипломом 2-й степени Департамента образования и науки ХМАО-Югры (Стенды: http://гимназия6.рф/myimage/news/sep2010/1stnd.jpg http://гимназия6.рф/myimage/news/sep2010/2stnd.jpg );
- по итогам окружного конкурса «Лучший сайт-портфолио педагога и сайт образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2010», сайт Гимназии №6 города Лангепаса признан лучшим среди сайтов образовательных учреждений округа.
- позволит добиться существенных изменений ценностных ориентаций педагогов в организации учебной деятельности, педагогических технологиях, способах организации личного информационного пространства;
- окажет положительное влияние на динамику качества образования, будет способствовать повышению эффективности обучения на всех его ступенях;
- окажет значительное влияние на приобретение учащимися социального опыта, столь необходимого в условиях динамичного информационного общества
- оказание консультативной помощи в организации локальных сетей образовательных учреждений и другим техническим вопросам;
- участие в работе по созданию единой городской информационно-образовательной среды, ресурсного центра (как вариант – на основе СЕТЕВОГО ГОРОДА);
- физический перенос технологий и установка баз данных ЦОР и образовательного видео (включая средства доступа через WEB к этим ресурсам, проведение обучающих семинаров для учителей) в заинтересованные школы города.
- Предмет договора
- Заказчик и Исполнитель обязуются совместно действовать в направлениях, способствующих развитию информатизации образования в г.Лангепасе, достижению современного уровня качества образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий в рамках мероприятий стажировочной площадки для педагогических работников города Лангепаса на базе Исполнителя, а именно:
- Оказание Заказчику консультативной помощи по вопросам организации и настройки сегментов беспроводной и проводной локальной сети
- Включение Заказчика в совместную целенаправленную деятельность по формированию единого каталога и хранилища цифровых образовательных ресурсов и видеоматериалов на сервере Исполнителя с предоставлением доступа через Интернет ответственным лицам Заказчика.
- Распространение технологии использования единого хранилища цифровых образовательных ресурсов и учебных видеоматериалов с их физическим переносом на сервер Заказчика для дальнейшего использования учителями и учащимися в локальной сети через школьный интранет-сайт.
- Проведение консультаций для технических специалистов и педагогических работников Заказчика по методике и приемам наполнения базы цифровых образовательных ресурсов и использования технологи потокового видео.
- Обязанности сторон
- Для осуществления совместной деятельности по формированию единого хранилища цифровых образовательных ресурсов на сервере Заказчика, Исполнитель обязуется:
- Обеспечить доступ через Интернет к интерфейсу по заполнению базы цифровых образовательных ресурсов на сервере Исполнителя до «___»_________2010г.
- Передать Заказчику необходимые учетные данные для входа в систему
- Разъяснить и проводить консультирование Заказчика по вопросам внесения информации в единую базу данных, порядку формирования и передачи папок с цифровыми образовательными модулями Исполнителю.
- Заказчик обязуется:
- Не передавать третьим лицам учетные данные для доступа через Интернет к базам данным, размещенных на серверах Исполнителя;
- Осуществлять дистанционное заполнение базы цифровых образовательных ресурсов на сервере Исполнителя всеми имеющимися для ______ классов свободно распространяемыми цифровыми образовательными модулями;
- Обеспечить заполнение баз достоверной информацией с работающими ссылками;
- С периодичностью ____________________ передавать Исполнителю размещенные в папках цифровые образовательные модули в соответствии с установленными Исполнителем требованиями;
- Совместно с Исполнителем осуществлять периодический контроль работоспособности ссылок, сформированных Исполнителем в единой базе данных
- Не скачивать и не размещать в базах данных Исполнителя информацию, которая не предоставляется в Интернет как информация для свободного скачивания и использования
- Ответственность сторон
- Заказчик несет ответственность за:
- Достоверность вносимой в базу данных информации
- Работоспособность ссылок, внесенных в базу данных в процессе ее заполнения
- Исполнитель несет ответственность за:
- Обеспечение доступа Заказчика через Интернет к базам данных Исполнителя в период действия договора;
- Обеспечение сохранности информации в базах данных на своих серверах
- Срок действия договора
- Договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента полного выполнения сторонами своих обязательств, но не позднее, чем до «____» ___________2010г.
- В случае намерения одной из сторон расторгнуть договор, она уведомляет об этом другую сторону письменно не менее чем за 7 календарных дней до наступления даты расторжения договора.
- Если ни одна из сторон письменно не уведомила другую сторону о намерении расторгнуть договор до даты, указанной в п.5.1. настоящего договора, он автоматически продлевается на 6 месяцев.
-
- Условия настоящего договора имеют равную силу для обеих сторон. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются в письменной форме.
- Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются Законом об образовании, Гражданским кодексом РФ.
- Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится у «Исполнителя», а другой у «Заказчика».
- Адреса и реквизиты сторон
-
-
-
- Департамент образования города Москвы: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]/Департамент образования г.Москва.-М.:2009.-Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
- Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Образование в Югре [Электронный ресурс]/Департамент образования и науки ХМАО-Югры,-Ханты-Мансийск, 2009. Режим доступа: http://doinhmao.ru
- Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Целевая программа Ханты-Мансийского автономного оуруга-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» [Электронный ресурс]/Департамент образования и науки ХМАО-Югры,-Ханты-Мансийск, 2010. Режим доступа: http://doinhmao.ru
- Образовательный портал г.Лангепас: Долгосрочная целевая программа развития системы образования города Лангепаса на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]/Информационно-методический образовательный центр г.Лангепас,2010. – Режим доступа: http://lanedu.ru
- Трубинина, Л.А. Программа информатизации школы [Текст]/Л.А. Трубинина, Осина В.В.//Практика административной работы. – 2007. №8, стр. 19-21
|