Автор:
Наумова Натали Алексеевна
Место работы:
учитель технологии и предпринимательства МОУ «СОШ №1» г. Чернушка, Пермский край e-mail:
Практика использования возможностей Internet в реализации дистанционных курсов
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва. Соответственно, цель образования - формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, осваивать новые знания посредством медиаресурсов. Поэтому использование Internet в учебном процессе является актуальной темой современного школьного образования.
Рассматривая дистанционное обучение как технологическую основу совершенствования заочного обучения, была разработана комплексная программа электронных учебно-методических комплексов «Менеджер в бизнесе» и «Ваш неповторимый стиль». Анализ опыта реализации программы курсов по выбору показывает, что учащиеся сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий, готовы и к дистанционному обучению. Для них совершенно естественна и известна работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, MS Power Point), использование ресурсов Интернета, компьютерное тестирование.
Применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо использовать и на других предметах, чем я и руководствовалась при создании курсов, обеспечивая единый подход к решению предъявляемых школе образовательных задач.
- Для реализации предпрофильных курсов «Ваш неповторимый стиль» и «Менеджер в бизнесе», для учащихся приезжающих из школ района в МОУ «СОШ №1» в любую погоду и непогодь на рейсовых автобусах на первом этапе курсы имели словесную подачу материала связанную с практическими занятиями, деловой игрой, с составлением проекта «бизнес – плана», рекламы, публичными выступлениями и конференциями по защите проекта учащихся. Я, как учитель-предметник, поставила задачу: опираясь на имеющиеся у учащихся умения и навыки, постепенно вводить в свои занятия курсов новые формы обучения, основанные на использовании ИКТ, а работы, разработанные учащимися, применять на уроках экономики и технологии. В 2008 году в рамках ОЭР по реализации дистанционного обучения старшеклассников были созданы электронные учебные пособия по данным курсам: http://biznes.59311s001.edusite.ru/ и http://stil.59311s001.edusite.ru/. Их особенностью было совместное с учащимися 9 «А» класса составление страниц пособий в виде проектов – презентаций и ведение рубрик с ссылками на собственные почтовые адреса. На курсах обучились 17 учащихся из сельских школ Чернушинского района.
- Начиная с 5 класса, провожу уроки с использованием электронных презентаций, созданных мной и старшеклассниками, применяю компьютерные формы контроля (тесты), практикую работу с мультимедийными учебными пособиями по предметам на разных этапах подготовки и проведения урока.
- С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. Затем использую MS PowerPoint - учу оформлять работы и использовать ресурсы Интернета, итогом является защита проектных работ учащихся с использованием ИКТ с 5-8 класс в конце учебного года, способствуя участию в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах.
- В 9 классе экзамен по предметам технология и экономика проводится в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением. Это дает возможность учащимся совершенствоваться и самоактуализироваться.
Благодаря такой включённости учащихся в активную творческую познавательную деятельность пополняю банк электронных материалов для дальнейшей работы по предметам и курсам. Кроме этого размещаю творческие и исследовательские работы учащихся в своих курсах в Интернете на сайте школы №1 http://59311s001.edusite.ru/.
Дополнительную информацию по интересующим вопросам, возникающим во время работы на курсах, учащиеся получают через общение при помощи электронной почты - mail.ru, on-line, на социальных сервисах, в mail.ru.agent с помощью Scype. На данном этапе дистанционного обучения учитель - уже лишь тьютор, предоставляющий возможность в полной мере проявлять и развивать потенциал обучающихся.
Практический опыт, накопленный нашим школьным коллективом по созданию и внедрению в образовательную практику элементов дистанционного обучения, не только способствует повышению качества образования и содействует популяризации дистанционного обучения. Такое обучение позволяет сельским школьникам участвовать в научно-исследовательской работе на уровне с учащимися городских школ. Но главное – наша деятельность даёт возможность учащимся осваивать новые знания посредством медиа ресурсов и содействует формированию имиджа школы №1 г. Чернушка Пермского края.
|