Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Зарецкая Е.О. Учебно-методическая разработка к уроку изобразительного искусства в 8-м классе по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" с использованием ЭОР

Автор: 
Зарецкая Елена Олеговна
Место работы: 
Место работы: МОУ СОШ № 5 Должность: учитель начальных классов
Контакты: 
http://festival.1september.ru

 

Учебно-методическая разработка к уроку изобразительного искусства в 8-м классе по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" с использованием ЭОР

 

Зарецкая Елена Олеговна, учитель начальных классов

 

http://festival.1september.ru/articles/518150/

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО


 

Цель разработки: познакомить образовательное сообщество с опытом использования электронных образовательных ресурсов, разработанных в рамках федеральных программ и находящихся в открытом доступе в сети Интернет, повысить эффективности использования ЭОР при преподавании изобразительного искусства в школе.

Задачи разработки:

- продемонстрировать практическое применение ЭОР на различных этапах урока;
- продемонстрировать формы организации деятельности учащихся на уроке с использованием ЭОР.

План - конспект урока.

I. Тема урока:

Путешествие по Московскому Кремлю».

II. Цели урока:

1. Сформировать представление об архитектуре Московского Кремля.
2. Развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
3. Воспитывать любовь к Родине и её культуре, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к одноклассникам и их работам.

III.Оборудование:

1. Для учителя: проектор, экран, медиапрезентация, ЭОР по теме, 5 компьютеров или ноутбуков с установленными ЭОР
2. Для учащихся: индивидуальные сообщения.

IV. План урока:

1. Организационная часть
2. Актуализация знаний
3. Сообщение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационная часть.

1) Установить должную дисциплину в классе.
2) Отметить отсутствующих.
3) Проверить подготовку к уроку.
4) Сообщить тему, цели и задачи урока.

У.: - Ребята, рассмотрите внимательно изображения на экране, о чем, по вашему мнению, будем говорить сегодня? (О Московском Кремле.)

(Приложение 1)

- Вы правы, тема нашего урока - «Московский Кремль». В первой части урока мы закрепим знания о памятниках архитектуры Древней Руси. Эти знания вам пригодятся на уроках истории, при изучении тем, связанных с культурой и искусством нашей страны. Затем мы отправимся с вами на экскурсию по Московскому Кремлю, в этом мне помогут наши экскурсоводы.

- Какие цели мы поставим перед собой и чего попытаемся достигнуть? (Ответы учащихся.)

2. Актуализация знаний.

 У.: - Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке, с какими памятниками архитектуры познакомились?

(Предыдущий урок изобразительного искусства был посвящен ознакомлению с архитектурой Древней Руси XIII-XVII в, мы говорили о русских кремлях, о памятниках архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы.)

У.: - Что такое кремль?

(Кремль – это военно-инженерное сооружение с башнями, бойницами на стенах, проезжими воротами. Подступы защищались полосой рва. До XVI в. более употребительным был термин «детинец».)

У.: - Просмотрите презентацию, узнайте представленные памятники архитектуры, запишите их названия на листочках. Проверьте работу своего соседа по парте. Если она выполнена верно, поставьте «+».

(Пятеро учащихся класса (при наличии такой возможности) работают с практическим модулем http://eor.edu.ru «Древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы. Практическое занятие».)

У.: - Вернемся к презентации и проверим вашу работу. Расскажите кратко о представленных памятниках архитектуры. (Ответы учащихся.)

У.: - Ребята, о чем мы сейчас говорили? (О памятниках архитектуры Древней Руси, о кремлях.)

 У.: - Ребята, почему мы должны знать и охранять эти памятники архитектуры? (Потому что это всемирное культурное достояние, которое должно быть сохранено для других поколений, чтобы быть высокообразованными людьми.)

3. Сообщение нового материала.

У.: - Итак, ребята, отправляемся с вами на экскурсию по Московскому Кремлю.

1-й ученик:

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!

В.Брюсов

2-й ученик:

Кремль зимней ночью! На твоих
Стенах, бойницах, башнях, главах
И свет преданий вековых
И свет недавней трудной славы.

А.Твардовский

У.: - Первое упоминание о Москве относится к 1147 году. Первые стены Кремля стал строить основатель Москвы – Юрий Долгорукий. Над Москвой рекой на Боровицком холме расположилась деревянная крепость, княжеские хоромы в ту пору тоже были деревянные. С первых дней своего существования Москва превратилась в хорошо укреплённую крепость. Но жизнь деревянных строений коротка. Не раз Кремль подвергался набегам татар, не счесть урона, нанесенного Кремлю, его зданиям, русской культуре - в огне сгорели древние рукописи, книги, списки, разрушались храмы.

Князь Дмитрий Иванович Донской решил обнести город несгораемой оградой. Весной 1367 года началось строительство каменных стен. Однако умения работать с камнем русским мастерам не хватало, они привыкли иметь дело с деревом. Первые каменные стены продержались около 100 лет и начали разрушаться. Кремль приходил в ветхость. В стенах Кремля появлялись трещины и проломы. Их заделывали щитами. Но заплат становилось слишком много.

При Иване Калите были построены впервые в XIV веке 4 белокаменных собора - Успенский, Архангельский, Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Постепенно постройки из белого известняка, добывавшегося в Подмосковье, стали вытеснять деревянные.

В XV веке Иван Третий одержал победу над Золотой Ордой. Женился на племяннице константинопольского императора Константина - Софье Палеолог. В Москву были привезены символы павшей Византийской империи - герб, держава, скипетр, ставшие с этого момента символами России. Москва стала третьим Римом… Негоже было русскому царю иметь такую захудалую резиденцию, каким стал Кремль, и Иван Третий, правивший более 40 лет, укрепив власть внутри страны, начал грандиозное строительство Кремля.

Ученые говорят, что Москву создали три Ивана - Иван Калита, Иван Третий, Иван Грозный. При Иване Грозном Кремль стал гармоничным ансамблем, сочетающим традиции европейского и национального русского зодчества. В русской архитектуре появились западные черты: парные окна, ренессансный карниз. Но композиция великолепных деревянных хором сохранилась в новых каменных зданиях. Во второй половине XV века Кремль был расширен до нынешних размеров. Его стены стали выше и толще. По мнению современников, красоту кремлевских царских палат, хором, теремов и церквей описать словами было невозможно.

У.: - Теперь предлагаю экскурсоводам познакомить нас с достопримечательностями Кремля.

(Используется информационный модуль http://eor.edu.ru «Памятники архитектуры Москвы. Московский Кремль», самостоятельно подготовленные сообщения учащихся.)

Рисунок 1

3-й ученик: - По предложению Софьи Палеолог Иван Третий приглашает в Москву десятки итальянских мастеров-архитекторов, художников, инженеров, готовых применить свой талант в неведомой России. В 1473 году в Кремль прибыл знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти со своими товарищами. Он был прекрасным литейщиком пушек, инженером. Вместе с Иваном Третьим участвовал в походе на Новгород, где познакомился с древнерусской архитектурой. Вернувшись в Москву, сделал все, чтобы украсить столицу России.

4-й ученик: - Известна точно дата начала строительства нового Кремля - 19 июля 1485 года. Именно в этот день итальянский зодчий Антон Фрязин на месте старых белокаменных ворот заложил башню, или как тогда говорили «стрельницу» со стороны Москвы-реки. В ее основании был проделан тайный ход к реке ­ отсюда и башня ­ Тайницкая.

 

Рисунок 2

В ней находилась тюрьма. Затем протянули стены вдоль торговой площади - будущей Красной, до реки Неглинной. Образовался неровный треугольник- хорошо укрепленная крепость. Ее стены высотой от 8 до 19 м и толщиной 3-6 м протянулись более чем на 2 км. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, покрытая с внешней стороны тысячью зубцов в форме ласточкиного хвоста - мерлонами. По периметру стен располагались 20 мощных башен - угловые круглые - для удобства обороны.

Остальные были 4-хгранные. У каждой башни свое название - Водовзводная - в ней находился колодец, снабжавший Кремль водой. На Набатной висел колокол. Через Спасскую башню въезжал царь. Через Троицкую - патриарх. Сначала Кремль имел невысокие покрытия, защищавшие воинов от непогоды. Затем построили нарядные островерхие шатры, украшенные двуглавыми орлами. Тогда же построили и самую маленькую башню – царскую, в ней любил отдыхать царь. Кремль обнесли рвом глубиной 12 м, шириной 35 м. Он соединил реку Неглинную с Москвой-рекой, превратив Кремль в крепость.

5-й ученик: - Главная площадь Кремля – Соборная. Здесь находятся главные кремлевские храмы. Древнейший из них - Успенский…

 

Рисунок 3

Его строительство началось на месте старого собора в 1472 году. В нем, еще недостроенном, Иван Третий венчался с Софьей Палеолог. К вечеру храм рухнул. Русские строители не знали секрета извести, скрепляющей камни. В 1473 году строительство этого собора начал Аристотель Фиораванти. Вновь построенный собор стал символом могущества единого русского государства – в нем проходили не только богослужения, но и коронации царей, а позже и императоров. Существует предание, что в нем Иван Третий торжественно разорвал ханскую грамоту, сказав: «Та курица умерла, которая несла татарам золотые яйца».

6-й ученик: - Если Успенский собор построен по проекту итальянского архитектора, то Благовещенский собор построен псковскими мастерами в 1416 году как домовая церковь московских царей.

Рисунок 4

В 1572 году Иван Грозный женился четвертый раз, что запрещалось русской церковью. Ему патриарх запретил посещать собор. Тогда Иван и приказал приделать к нему небольшую пристройку, превратив ее в личную царскую молельню. Собор стоял на подклете (высоком фундаменте). Здесь находилась сокровищница русских царей, т.к. в церковь не рисковали забираться самые лихие разбойники. Сначала это был трехглавый собор, при Иване Грозном стал девятиглавым.

7-й ученик: - Через площадь, напротив Успенского собора, стоит пятигавый Архангельский собор, построенный итальянским архитектором Алевизом Новым (1505-1508гг.).

 

Рисунок 5

Он стал усыпальницей русских князей и царей – Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Его внешний облик похож на венецианский дворец. Он украшен пилястрами, резными порталами, окружен арочной галереей.

8-й ученик: - Когда на Соборной площади в XV веке лучшие зодчие России и Европы на месте ветхих храмов возводили новые, пришел черед и колокольне. Вот поэтому на месте старой звонницы в 1505-1508 годах поднялась колокольня, высотой в 81м. Она была выше всех строений в Кремле и Москве. Как гордилась Москва и ее народ, когда поднялся величавый столп, ставший символом независимости и могущества государства. Тогда и стали называть колокольню Иваном Великим.

Рисунок 6

Почему? Потому что первая колокольня на этом месте была заложена в 1329 году Иваном Калитой в честь своего покровителя Иоанна Лествичника. У Ивана Великого мощные стены – до 5 метров у основания. Внутри находится лестница в 329 ступеней, ведущая вверх. В XVI веке к колокольне была пристроена звонница, увенчанная куполом. Сейчас на ней висит колокол весом в 70 т. Существовал царский указ, запрещавший строить в Москве здания выше Ивана Великого. В пасхальную ночь сюда приходил народ.

Все ждут когда колокола
Могуче грянут за Иваном.
Безлунной полночью в ответ,
Гудит, гудит Иван Великий,
Как бы из глубины веков идущий звон.

После удара большого колокола начинали звонить колокола остальных московских соборов…

В старину у Ивана Великого оглашались царские указы. Как тогда говорили: «Во всю Ивановскую». С Ивана Великого наблюдали, нет ли пожаров, не приближается ли враг. Вознесясь своей могучей главой над всем городом, он был виден отовсюду, был символом Москвы и России.

 9-й ученик: - К западу от Соборной площади в древности размещался государев двор – резиденция царя. За долгие века царский дворец многократно перестраивался. До наших дней сохранились лишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата (1491 г.). В конце XV в. Ее построили итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Фасад палаты, обращенный к площади, облицован белым граненным камнем, отсюда название – Грановитая. На втором этаже палаты находится огромный двухцветный, с двумя рядами окон, зал, площадью почти 500 кв.м. Его своды высотой 9 м. опираются на единственный четырехгранный столб, стоящий в центре. Столб и портал входа украшены нарядной резьбой и позолотой. В древности палата была расписана фресками.

В Грановитой палате устраивали праздничные обеды, здесь проходили приемы иностранных послов, заседали Земские соборы. К залу палаты с западной стороны примыкают просторные Святые сени, где в ожидании приема у царя собирались бояре, дворяне, иностранные дипломаты.

С Соборной площади в Святые сени ведет нарядная лестница – Красное крыльцо, пристроенное к южной стене Грановитой палаты. Оно предназначалось для торжественных выходов царя из дворцовых покоев на площадь. Парадную лестницу с тремя площадками покрывают шатры, украшает каменная резьба.

Наверху Грановитой палаты было маленькое оконце – тайник. По обычаям тех времен и дети не могли участвовать в пирах и торжествах. Для них и было сделано это окно, откуда можно было наблюдать за происходящим.

У.: - Я предлагаю вам выйти на торговую площадь – названную позже Красной и полюбоваться еще на один Московский собор, жемчужину русской архитектуры.

 

Рисунок 7

10-й ученик: - Основой Собора Покрова на рву, больше известного как собор Василия Блаженного, московского юродивого, является шатровая Покровская церковь, символизирующая день взятия Казани, совпавшего с праздником Покрова. Вокруг центральной церкви группируются 8 отдельных церквей, посвященных важнейшим событиям казанского похода Ивана Грозного. Каждая церковь столпообразная, заканчивающаяся луковичной главкой, больше похожей на женскую чалму. Луковки возвышаются на шатровой стреле. Все церкви выстроены и объединены обходной галереей и внутренними переходами.

У.: - Вот и подошла к концу наша экскурсия по сердцу нашей Родины – Московскому Кремлю. До сих пор главным украшением Москвы, ее сердцем, символом России является древний и столь прекрасный Кремль, с его башнями и соборами. До сих пор он является резиденцией президента – главы государства и символом России.

У.: - Ребята, о каких достопримечательностях Московского Кремля вы узнали? (Ответы учащихся.)

4. Закрепление изученного материала.

У.: - А теперь ребята, разделитесь на 5 групп, займите места за компьютерами. Предлагаю вам выполнить практическое задание по теме нашего урока.

(Используется практический модуль http://eor.edu.ru «Памятники архитектуры Москвы. Московский Кремль. Практическая работа».)

5. Подведение итогов.

У.: - О чем говорили на уроке? Что нового узнали? Захотелось ли вам побывать в Москве и увидеть эти памятники архитектуры воочию?

6. Домашнее задание.

1) Вспомнить названия и историю возведения башен и соборов Московского Кремля.
2) Подобрать репродукции по теме урока.

Использованная литература

  1. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. ­Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Интернет-ресурсы: http://eor.edu.ru

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн