Размещено: Ирина Васильевна Сурина - вт, 27/09/2011 - 17:36
Пояснительная записка
Сделав шаг в новое тысячелетие, человечество столкнулось с ситуацией изменения условий своего существования. Технологический прогресс, информационные технологии, политические, социальные и экономические обстоятельства, привели, прежде всего, к необходимости изменения концепции образования. Для того, чтобы выжить современное общество должно подготовить новое поколение людей, способных комплексно подходить к оценке результатов и выбору способов своей деятельности.
Своеобразие ситуации заключается в том, что успех продуктивной деятельности учащегося определяется его активным участием в непрерывном дополнительном образовании, одной из важных задач которого становиться формирование мотивации на профессионально-личностное развитие, готовность к самообучению и самообразованию.
Кружок профессионального творчества выступает как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, а, следовательно, позволяет удовлетворить сформировавшиеся потребности, т.е. дает подросткам возможность раскрыть свой творческий потенциал, само выразиться. Это является наиболее острой проблемой для подростков в современном мире. К сожалению, изучив проблему развития творческих способностей учащихся и проанализировав сложившуюся ситуацию, мною выявлено недостаточное развитие данных способностей. Это выражается, прежде всего, в
стремлении учащихся к стереотипности мышления;
в ограниченности образовательного процесса: рамками учебной программы, временем;
предметной направленностью учебных программ.
В связи с этим мной, в программу кружка «Хлебосолька» была включена тема по изготовлению муляжей кондитерских и кулинарных изделий.
Данная методическая разработка призвана оказать помощь руководителям кружков профессионального творчества, мастерам производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» во внеурочной деятельности по изготовлению муляжей, которая не только позволяет закрепить профессиональные умения, но и активно развивать творческую, познавательную, исследовательскую деятельность учащихся.
2. СУЩНОСТЬ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Моя разработка отличается новизной. Ее оригинальность заключается в том, что я даю четкие указания по изготовлению муляжей тортов, предлагаю эффективное использование практической деятельности.
В процессе освоения темы учащиеся приобретают умения по оформление кондитерских изделий, освоению техники лепки из соленого теста, исследовательской работе, творческой деятельности, представлению готовых изделия. В содержание деятельности по данной теме программы кружка включены следующие виды деятельности:
- изучение видов и тематики тортов;
- изучение полуфабрикатов, используемых для изготовления тортов;
- творческо-поисковая работа и исследовательская деятельность учащихся по наработке материалов - заменителей натурального сырья и полуфабрикатов, используемых в кондитерском производстве;
- практическая деятельность учащихся по изготовлению муляжей;
- презентация готовых изделий.
На изготовление муляжа торта отводится 12 часов.
Критериями анализа процесса деятельности является: проявление творческой направленности в оформлении работы, количество творческих элементов, степень оригинальности, аккуратность исполнения, уровень самостоятельности при выполнении изделия.
С целью реализации данной деятельности, учащимся предлагаю:
1. Познакомиться с разновидностью тортов, используя при этом учебную литературу, видеофильмы по данной тематике, журналы «Смак», «Питание и общество», Интернет ресурсы, изделия кондитеров нашего города (экскурсии ).
2. Далее предлагаю разработать идею собственного торта. Для наработки идей предлагаю выполнить упражнение:
Упражнение «Нелогические связи»
Цель упражнения: Научиться вырабатывать оригинальные идеи.
Продолжительность: 45 мин.
Выполняется: индивидуально.
Необходимые материалы: карандаши, бумага.
Для выработки новых дизайн - идей использовать природные формы. Например, форма капусты может дать идеи для форм новых изделий.
Рисунок 1.
Выберите один из объектов верхнего ряда для того, чтобы предложить идеи для трех выбранных вами из нижнего ряда.
Задание: Слепи сувенир другу из предложенных материалов.
Обсуждение в группе:
- с каким материалом было удобнее работать,
- из какого материала получаются более эстетичные изделия,
- какой материал имеет длительный срок службы.
Вывод учащихся – соленое тесто.
4. Исследовательская работа учащихся по наработке технологии приготовления соленого теста для изготовления деталей оформления торта.
5. Изготовление муляжа торта по эскизу учащихся.
Этапы работы:
- Инструктаж по ПТБ при работе с острыми и колющими инструментами, строительными материалами, клеем «Мастер»;
- Приготовить необходимые материалы (пенопласт, картон, карандаш, пищевые красители, гуашь, ножницы, инструменты для лепки фигур, наждачная бумага, стакан с водой, соленое тесто для хрупких деталей, для плиток). ;
- Изготовление основы торта:
Подготовить трафарет из картона нужной формы, наложить на пенопласт и вырезать ножом или лобзиком (2-3 детали). Склеить детали клеем «Мастер».
- Оформление торта:
Из соленого теста для тонких работ изготовить детали оформления муляжа
( цветы, листики, веточки, бантики и т.д.). Высушить.
Раскатать соленое тесто для плиток в пласт, перенести с помощью скалки на основу торта. Оформить поверхность ранее подготовленными деталями. Высушить. Окончательная отделка торта.
Защита своих работ учащимися.
- Обсуждение по вопросам:
А) Эстетичным ли получился муляж торта?
Б) Приближен ли муляж к натуральному?
В) Сам ли ты придумал торт или воспользовался готовым?
Г) Какие трудности испытывал в работе?
Д) Соответствует ли полученный продукт первоначальной идее?
В качестве показателей эффективности предлагаемого мной подхода к решению данной проблемы, могут быть выделены две группы критериев: первая, применяется при анализе объекта деятельности; вторая, при анализе процесса деятельности. Необходимо отметить, что обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее объект.
3. Результативность.
Данная разработка апробирована мной и используется в работе. Изучение практики и результатов внедрения данных рекомендаций на основе выделенных показателей подтвердило эффективность выбранного мной пути решения проблемы развития творческих способностей учащихся.
Изучение практики и результатов внедрения данного подхода на основе выделенных показателей подтвердило эффективность выбранного мной пути решения проблемы развития творческих способностей учащихся.
В качестве показателей эффективности предлагаемого мной подхода к решению данной проблемы, могут быть выделены две группы критериев: первая, применяется при анализе объекта деятельности; вторая, при анализе процесса деятельности. Необходимо отметить, что обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее объект.
Результаты занятий по данной тематике анализируются по двум основным показателям: творческая активность учащихся и уровень освоения ими способа деятельности. Естественно, при выполнении анализа я учитываю личность и способности конкретного ребенка, поддерживая в нем веру в собственные силы и возможности. Не сравниваю работы учащихся и при выполнении заданий стараюсь поощрять любые успехи. Я создаю оптимальные условия для реализации творческих способностей учащихся через постановку и принятие учебно-творческих задач, формирование мотивации и продуктивные виды художественно-творческой деятельности. Организовываю на занятиях атмосферу взаимопонимания и дружественной поддержки. Уделяю внимание индивидуальным потребностям детей.
Данный подход позволяет повысить результативность моей деятельности в работе с учащимися. Кроме того, наблюдается и повышение уровня творческого развития. Так, если в начале работы 80 % учащихся подходили к решению задачи на репродуктивном уровне, то в конце работы 67 % вышло на уровень вариации, 27 % на уровень импровизации и только 6 % осталось на Iуровне. Своей технологией мне удалось повысить самооценку учащихся, их заинтересованность. Это выразилось в их активном участии в внутриучилищных, краевых и региональных конкурсах технического и профессионального творчества, где занимают призовые места.
4. Библиографический список.
Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Павлова М., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения (серия “Развитие детского творчества через технологические проекты”). Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшина. М., 1991.
Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию отенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. М., 1997.
Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. М., 1997.