Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Спасительная сила искусства в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка».

Submitted by Ирина Валерьевна Королева on Fri, 16/09/2011 - 17:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Королева Ирина Валерьевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №6" учитель
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК "Вокруг тебя мир"

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийная доска

Краткое описание: 
Урок по рассказу Рэя Брэдбери "Улыбка", с использованием презентации

 

Урок начинаю с чтения стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

 

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

 

 

Проблемный вопрос: «Почему мы начали урок со стихотворения» о красоте?

Ответы: Рассказ, прочитанный дома, о красоте человеческого лица, изображенного  Леонардо да Винчи на картине «Джоконда», о красоте искусства.

Учитель: ДА, главная тема рассказа Бредбери - настоящее искусство, его красота и сила, об этом сегодня и пойдет речь.

Сформулируйте тему урока.

 Ученики: Спасительная сила искусства в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка».

Учитель: Какую проблему затрагивает автор?

У: Варварского отношения к произведениям искусства.

Учитель: Сформулируйте проблемный вопрос урока.

У: Что поможет сохранить культурные ценности?

Учитель: Включите в формулировку вопроса слово красота.

У: Спасет ли мир красота?

Уч: Почему речь идет о спасении мира?

У: Перед нами страшное будущее.

Учитель: Опишите тот мир, который рисует писатель-фантаст.

(«… разбитые здания…

груды развалин…

  дороги от бомбёжек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…

… запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий;

… разбитое здание фермы…).

Разделите тетрадный листок на две колонки. Первую озаглавьте мир будущего. Запишите приметы, символы этого будущего.

Разбитая чашка…

Учитель: Попробуем представить атмосферу этого мира. Что ужасает в нем?

Инсценировка.

Грубость,  резкость отношений.

(Каково настроение людей?Какое чувство объединяет людей стоящих в очереди?)

У: Усталость, недовольство жизнью, но самое главное – ненависть к Прошлому..)

 Учитель. Зачитайте предложения, в которых отражено отношение людей из очереди к прошлому. Что подразумевают они под прошлым?

Цивилизацию.

У:  Почему люди в очереди ненавидят все, что связано с цивилизацией?

 «Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж устроен мир. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.».

 Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях?

(Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры).

Что для вас значит цивилизация? (Зачитываются мини-сочинения, написанные дома.

Продолжим таблицу. Что можно противопоставить миру будущего?

Цивилизацию. Это будет название второй колонки. Заполнит ее, чтобы получились антонимические пары.

- Почему герои рассказа не хотят повторения цивилизации?

(Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят ораву идиотов, их систему ценностей, всё, что может привести к возвращению к прежней цивилизации).

УЧ:  Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации?(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей своеобразными символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

УЧ: Что именно разрушают люди из очереди?(Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолеты, автомобили; типография, — так и то, что относится к духовной культуре, — книги, живопись.)

УЧ: Каким смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди?(«Праздники» людей будущего — это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым».)

 

Какое значение у слова праздник сейчас? Словарная работа.

 

УЧ:. Обратитесь к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках, и к эпизоду уничтожения картины. Определите, как передается разрушительный характер действий людей «нового общества». (Цель этого задания обратить внимание учащихся:

на  фразы,   в  которых  начало  и  окончание  не соответствуют  друг  другу:
ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля, считать удачей
возможность разбить переднее стекло, взорвать типографию и потом жить «светлыми»
и  «счастливыми»  воспоминаниями

 Чтобы ученики лучше восприняли  абсурдность приведенных выше высказываний, учитель может предложить им задания:

а)сравнить общеупотребительное значение слова  «праздник» с тем значением, которое имеет это слово в данном рассказе;

б)продолжить фразы: «ознаменовать праздник науки (чем?) — ...», «считать удачей
возможность (что сделать?) —...»и т. д.;

на глаголы, обозначающие действие (сжигать книги, разбивать машины, громить
заводы, взрывать типографии и т. д.)

 

7. Все ли одинаково относятся к прошлому?

Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди?(Важно, чтобы ученики не ограничивались перечислением достижений только материальной культуры. В случае затруднения учитель может обратить внимание на следующие фразы: «Человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)

8. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь?Представьте систему персонажей этого  рассказа в виде схемы.

(Большинство в очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному ее разрушению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов ее терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны...»)

9. Какое место занимает Том в системе персонажей? Какие детали подтверждают то, что Том противопоставлен очереди?

Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину?  (Потрясение.) Какие чувства его переполняли в тот момент?(Ответить на этот вопрос поможет анализ отрывка со слов: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».)

 

10.    Обратитесь к сцене уничтожения картины.

 

Подберите слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то, что было совершено толпой из рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» по отношению к картине. (Ученики могут сами догадаться и назвать слова «вандализм», «варварство». Если этого не произойдет, учитель должен быть готов не только назвать эти слова, но и объяснить их значение и происхождениеот слов «вандалы» и «варвары»).

 

 Работа со словарем. Найдите значение слов вандал, вандализм, варвар, варварство.

Вандалразрушитель культуры, варвар (по названию воинственных древнегерманских племен, разрушивших Рим и уничтоживших его культурные ценности).

Вандализмбессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Варвар1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий.

Варварствогрубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.

 11. Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы.(Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал...» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)

12. Так чем же отличается Том от очереди? (Ученики подводят своеобразный итог предыдущей работе.)

13.  А как это отличие подтверждается в использованных художественных средствах?

Учитель направляет работу школьников на анализ художественных средств:

 

Закройте глаза, представьте себя, стоящим в очереди.

Инсценировка с использованием звуковых эффектов.

Что вы скажите о звуках реального мира?

(Громкие, резкие, пугающие)

 

14.  Что им противопоставляет автор?

 Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина мира внутреннего Тома,
необходимая для того, чтобы «слышать музыку»: «Мальчишка стоял сразу за двумя
мужчинами,  которые громко разговаривали между собой...   звук голосов казался вдвое
громче», «Том и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине.
Резкий звук рвущегося холста... Толпа выла... Один Том стоял притихший в стороне от
этой свистопляски», «Кругом царила тишина», «Он...  тихо повторял про себя, снова
и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...»)

 

15.  Перед вами листы разноцветной бумаги, ребята первого варианта выберите цвета, присущие реальному миру. Ребята второго варианта – цвета, связанные с образом Тома.

 

а)В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой из них преобладают серые тона. Она связана с описанием мира, в котором разворачивается действие («...пять часов [утра]... за выбеленными инеем полями... нигде не было огней... клочьями висел туман».)
Другая связана с описанием Тома или с тем, что и как он видит.  Там цвета яркие («Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки...»).

Даже в том случае, когда о цвете не говорится прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер...»). Возглас Григсби и воображение Тома дают нам возможность увидеть то, что слышит Том («Тррахх!» — Том и впрямь словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками»).

 

Встаньте ребята первого варианта. Покажите, каким представил окружающий мир Рэй Брэдбери.

Какие цвета связаны с описанием Тома?

Микровывод.

Художественные средства рассказа призваны противопоставить  окружающий мир внутренний мир Тома.

 

16.  Мы знаем, что Том уже принимал участие в «праздниках». Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдет ли он на следующий «праздник»? Если пойдет, то как поведет себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?

Микровывод.

Ученики на этом этапе работы в состоянии самостоятельно подвести итог: Тома отличает от других героев рассказа то, что он«человек с душой», в появлении которого так уверен «один из очереди». Можно предположить, что Том не будет принимать участия в подобных «праздниках».

17.   Трагически или оптимистически заканчивается рассказ?

     18.     Какой смысл автор вкладывает  в название?   Почему улыбка?

Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и многозначительностью, какой-то тайной. В природе много тайн, а человек — часть природы.

Именно это понял маленький Том, природой созданный для тонкого восприятия красоты. Будущее именно за такими людьми.

Атмосфера новеллы «Улыбка» (TheSmile) кажется насквозь пропитанной мраком и безнадежностью. Но находится мальчик Том, который уносит домой, спасая от уничтожения, маленький обрывок бесценного полотна — и в его бережных руках продолжает сиять неумирающая улыбка Моны Лизы. Улыбка, которая сделала жизнь мальчика не такой беспросветно мрачной, как раньше. Так выживает искусство, выживает и тогда, когда даже самым оптимистически настроенным наблюдателям кажется безвозвратно погибшим.

19. Что же спасет этот мир?

Настоящее искусствобессмертно. Чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать любую из книг Брэдбери — дажесамых мрачных, самых горьких по тональности и, колориту.

Рэй Брэдбери не был бы Рэем Брэдбери, большим и самобытным художником, своими произведениями указывающим современникам пути духовного выживания в самой неблагоприятной обстановке, поверь он хоть на минуту в реальную возможность трагического «финала».

Урок я закончу так же, как и начала – стихотворением.

Вопрос домашнего задания:

Что объединяет рассказ Рэя Брэдбери и стихотворение Маргариты Алигер (Margarita Aliger) «О красоте».

О КРАСОТЕ

1955                                                                                                      


По всей земле, во все столетья,                                        Прощай, Сикстинская Мадонна!
великодушна и проста,                                                      Счастливого тебе пути!

Всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.

Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.
И эта красота бездонна,
и безгранично ей расти.

 

 

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

 

 

Проблемный вопрос: «Почему мы начали урок со стихотворения» о красоте?

Ответы: Рассказ, прочитанный дома, о красоте человеческого лица, изображенного  Леонардо да Винчи на картине «Джоконда», о красоте искусства.

Учитель: ДА, главная тема рассказа Бредбери - настоящее искусство, его красота и сила, об этом сегодня и пойдет речь.

Сформулируйте тему урока.

 Ученики: Спасительная сила искусства в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка».

Учитель: Какую проблему затрагивает автор?

У: Варварского отношения к произведениям искусства.

Учитель: Сформулируйте проблемный вопрос урока.

У: Что поможет сохранить культурные ценности?

Учитель: Включите в формулировку вопроса слово красота.

У: Спасет ли мир красота?

Уч: Почему речь идет о спасении мира?

У: Перед нами страшное будущее.

Учитель: Опишите тот мир, который рисует писатель-фантаст.

(«… разбитые здания…

груды развалин…

  дороги от бомбёжек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…

… запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий;

… разбитое здание фермы…).

Разделите тетрадный листок на две колонки. Первую озаглавьте мир будущего. Запишите приметы, символы этого будущего.

Разбитая чашка…

Учитель: Попробуем представить атмосферу этого мира. Что ужасает в нем?

Инсценировка.

Грубость,  резкость отношений.

(Каково настроение людей?Какое чувство объединяет людей стоящих в очереди?)

У: Усталость, недовольство жизнью, но самое главное – ненависть к Прошлому..)

 Учитель. Зачитайте предложения, в которых отражено отношение людей из очереди к прошлому. Что подразумевают они под прошлым?

Цивилизацию.

У:  Почему люди в очереди ненавидят все, что связано с цивилизацией?

 «Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж устроен мир. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.».

 Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях?

(Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры).

Что для вас значит цивилизация? (Зачитываются мини-сочинения, написанные дома.

Продолжим таблицу. Что можно противопоставить миру будущего?

Цивилизацию. Это будет название второй колонки. Заполнит ее, чтобы получились антонимические пары.

- Почему герои рассказа не хотят повторения цивилизации?

(Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят ораву идиотов, их систему ценностей, всё, что может привести к возвращению к прежней цивилизации).

УЧ:  Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации?(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей своеобразными символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

УЧ: Что именно разрушают люди из очереди?(Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолеты, автомобили; типография, — так и то, что относится к духовной культуре, — книги, живопись.)

УЧ: Каким смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди?(«Праздники» людей будущего — это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым».)

 

Какое значение у слова праздник сейчас? Словарная работа.

 

УЧ:. Обратитесь к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках, и к эпизоду уничтожения картины. Определите, как передается разрушительный характер действий людей «нового общества». (Цель этого задания обратить внимание учащихся:

на  фразы,   в  которых  начало  и  окончание  не соответствуют  друг  другу:
ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля, считать удачей
возможность разбить переднее стекло, взорвать типографию и потом жить «светлыми»
и  «счастливыми»  воспоминаниями

 Чтобы ученики лучше восприняли  абсурдность приведенных выше высказываний, учитель может предложить им задания:

а)сравнить общеупотребительное значение слова  «праздник» с тем значением, которое имеет это слово в данном рассказе;

б)продолжить фразы: «ознаменовать праздник науки (чем?) — ...», «считать удачей
возможность (что сделать?) —...»и т. д.;

на глаголы, обозначающие действие (сжигать книги, разбивать машины, громить
заводы, взрывать типографии и т. д.)

 

7. Все ли одинаково относятся к прошлому?

Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди?(Важно, чтобы ученики не ограничивались перечислением достижений только материальной культуры. В случае затруднения учитель может обратить внимание на следующие фразы: «Человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)

8. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь?Представьте систему персонажей этого  рассказа в виде схемы.

(Большинство в очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному ее разрушению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов ее терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны...»)

9. Какое место занимает Том в системе персонажей? Какие детали подтверждают то, что Том противопоставлен очереди?

Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину?  (Потрясение.) Какие чувства его переполняли в тот момент?(Ответить на этот вопрос поможет анализ отрывка со слов: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».)

 

10.    Обратитесь к сцене уничтожения картины.

 

Подберите слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то, что было совершено толпой из рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» по отношению к картине. (Ученики могут сами догадаться и назвать слова «вандализм», «варварство». Если этого не произойдет, учитель должен быть готов не только назвать эти слова, но и объяснить их значение и происхождениеот слов «вандалы» и «варвары»).

 

 Работа со словарем. Найдите значение слов вандал, вандализм, варвар, варварство.

Вандалразрушитель культуры, варвар (по названию воинственных древнегерманских племен, разрушивших Рим и уничтоживших его культурные ценности).

Вандализмбессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Варвар1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий.

Варварствогрубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.

 11. Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы.(Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал...» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)

12. Так чем же отличается Том от очереди? (Ученики подводят своеобразный итог предыдущей работе.)

13.  А как это отличие подтверждается в использованных художественных средствах?

Учитель направляет работу школьников на анализ художественных средств:

 

Закройте глаза, представьте себя, стоящим в очереди.

Инсценировка с использованием звуковых эффектов.

Что вы скажите о звуках реального мира?

(Громкие, резкие, пугающие)

 

14.  Что им противопоставляет автор?

 Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина мира внутреннего Тома,
необходимая для того, чтобы «слышать музыку»: «Мальчишка стоял сразу за двумя
мужчинами,  которые громко разговаривали между собой...   звук голосов казался вдвое
громче», «Том и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине.
Резкий звук рвущегося холста... Толпа выла... Один Том стоял притихший в стороне от
этой свистопляски», «Кругом царила тишина», «Он...  тихо повторял про себя, снова
и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...»)

 

15.  Перед вами листы разноцветной бумаги, ребята первого варианта выберите цвета, присущие реальному миру. Ребята второго варианта – цвета, связанные с образом Тома.

 

а)В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой из них преобладают серые тона. Она связана с описанием мира, в котором разворачивается действие («...пять часов [утра]... за выбеленными инеем полями... нигде не было огней... клочьями висел туман».)
Другая связана с описанием Тома или с тем, что и как он видит.  Там цвета яркие («Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки...»).

Даже в том случае, когда о цвете не говорится прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер...»). Возглас Григсби и воображение Тома дают нам возможность увидеть то, что слышит Том («Тррахх!» — Том и впрямь словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками»).

 

Встаньте ребята первого варианта. Покажите, каким представил окружающий мир Рэй Брэдбери.

Какие цвета связаны с описанием Тома?

Микровывод.

Художественные средства рассказа призваны противопоставить  окружающий мир внутренний мир Тома.

 

16.  Мы знаем, что Том уже принимал участие в «праздниках». Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдет ли он на следующий «праздник»? Если пойдет, то как поведет себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?

Микровывод.

Ученики на этом этапе работы в состоянии самостоятельно подвести итог: Тома отличает от других героев рассказа то, что он«человек с душой», в появлении которого так уверен «один из очереди». Можно предположить, что Том не будет принимать участия в подобных «праздниках».

17.   Трагически или оптимистически заканчивается рассказ?

     18.     Какой смысл автор вкладывает  в название?   Почему улыбка?

Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и многозначительностью, какой-то тайной. В природе много тайн, а человек — часть природы.

Именно это понял маленький Том, природой созданный для тонкого восприятия красоты. Будущее именно за такими людьми.

Атмосфера новеллы «Улыбка» (TheSmile) кажется насквозь пропитанной мраком и безнадежностью. Но находится мальчик Том, который уносит домой, спасая от уничтожения, маленький обрывок бесценного полотна — и в его бережных руках продолжает сиять неумирающая улыбка Моны Лизы. Улыбка, которая сделала жизнь мальчика не такой беспросветно мрачной, как раньше. Так выживает искусство, выживает и тогда, когда даже самым оптимистически настроенным наблюдателям кажется безвозвратно погибшим.

19. Что же спасет этот мир?

Настоящее искусствобессмертно. Чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать любую из книг Брэдбери — дажесамых мрачных, самых горьких по тональности и, колориту.

Рэй Брэдбери не был бы Рэем Брэдбери, большим и самобытным художником, своими произведениями указывающим современникам пути духовного выживания в самой неблагоприятной обстановке, поверь он хоть на минуту в реальную возможность трагического «финала».

Урок я закончу так же, как и начала – стихотворением.

Вопрос домашнего задания:

Что объединяет рассказ Рэя Брэдбери и стихотворение Маргариты Алигер (Margarita Aliger) «О красоте».

О КРАСОТЕ

1955                                                                                                      


По всей земле, во все столетья,                                        Прощай, Сикстинская Мадонна!
великодушна и проста,                                                      Счастливого тебе пути!

Всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.

Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.
И эта красота бездонна,
и безгранично ей расти.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн