Применительно к системе обучения в целом, можно разделить образовательные электронные издания и ресурсы на:
- ОЭИ, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки РФ по данному учебному предмету (предметной области) общего среднего образования;
- ОЭИ, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине;
- ОЭИ - домашние репетиторы;
- ОЭИ, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников;
- ОЭИ справочного и энциклопедического характера
По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
- обучающие
- тренажеры
- контролирующие
- информационно-поисковые и информационно-справочные,
- демонстрационные
- имитационные
- лабораторные
- моделирующие
- расчетные
- учебно-игровые
- игровые
- коммникационные
- интегрированные
Средства ИКТ можно разделить на группы в зависимости от формы организации занятия, на которых наиболее целесообразно применение данного вида издания или ресурса. Различают ОЭИ, рекомендованные для применения в ходе проведения уроков-лекций, лабораторных занятий, практических занятий, учебной исследовательской работы, самоподготовки, зачетов и экзаменов школьников.
В соответствии с вышеназванными дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение, совершенствование знаний, умений и навыков. Такая градация может быть дополнена благодаря учету при разработке электронных изданий и ресурсов психологически обоснованной последовательности этапов познавательной деятельности, в числе которых:
- восприятие,
- осмысление и фиксация знаний,
- формирование личностного опыта (умений, навыков, профессионально-ориентированной интуиции),
- проектно-исследовательская и поисковая деятельность.
Образовательные электронные издания и ресурсы по характеру размещения на носителях подразделяются на:
- однотомные ОЭИ - электронное издания, выпущенные на одном машиночитаемом носителе;
- многотомные ОЭИ - электронные издания, состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе;
- электронные серии - серийные ОЭИ, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением и выходящих в однотипном оформлении.
По форме изложения материала образовательные электронные издания и ресурсы могут быть разделены на :
- Конвекционное ОЭИ соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Подобное ОЭИ реализует информационную функцию обучения.
- Программированное ОЭИ основано на обучении по системе "стимул-реакция". Такое издание имеет форму разветвленной или линейной программы и ориентировано, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.
- Проблемное ОЭИ базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.
- Комбинированное (универсальное) ОЭИ содержит отдельные элементы перечисленных видов ОЭИ.
Образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по технологии их распространения:
- локальное ОЭИ - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевое ОЭИ - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
- ОЭИ комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого ОЭИ.
|