Submitted by Любовь Андреевна Зубовская on вс, 04/09/2011 - 21:28
Народный орнамент России.doc(1)_0
Тема урока:«Народный орнамент России. Встречаем золотую осень»
Цели:
1. Познакомить учащихся с русским народным орнаментом, разновидностями народных головных уборов и их украшением.
2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техник в работе.
3. Развивать образное осмысление окружающего мира, а также восприятия природы и искусства.
4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование к уроку: Образец аппликации головного убора, украшенного в стиле русского народного орнамента, формат А3 белого картона, клей ПВА, ножницы, цветные мелки, салфетка для рук.
Используемые ЦОР: плейкаст «Реченька», презентация «Русский народный орнамент в украшении женского головного убора», «Загадки и пословицы»(кроссворд).
План урока:
1.Организационный момент;
2.Работа над темой урока:
● Просмотр плейкаста
● Объяснение темы. Показ презентации
● Физкультминутка
● Практическая часть
● Физкультминутка
● “Твоя мастерская”Самостоятельная работа учащихся по составлению композиции из засушенных семян и листьев.
● Итог урока. Игра “Смотрины головных уборов для встречи золотой осени
Ход урока:
1. Организационный момент.
Повторяем готовность к уроку и правила работы с ножницами и клеем.
2.Вводная часть. Постановка темы урока.
1) Показ плейкаста «Реченька».
Реченька
Автор плэйкаста: Сознание Создан: 30 января 2011 22:48
“Реченька”
-Ребята, догадались, о чем будет сегодня урок? Нет? Тогда попробуйте отгадать кроссворд и загадки. Прошу вас дополнить недостающие слова в пословицах и разгадать загадки (дети разгадывают кроссворд, добавляя нужные слова, или отгадывают загадки).
2) Кроссворд “Пословицы, поговорки и загадки про головные уборы”
-А теперь скажите, что объединяет пословицы, поговорки и загадки?
-Все они о шапках, которые носили давно русские люди.
-Верно, о головных уборах. Так о чем будет наш урок?
-О кокошниках
-Правильно. Но не только о них. Мы будем говорить об узорах, которыми украшались эти кокошники. Тема нашего урока: «Народный орнамент России. Встречаем золотую осень».
- На Руси раньше был обычай радостно встречать золотую осень. К этому дню люди шили праздничную одежду. Украшали ее узорами из золотых и серебряных нитей, жемчуга, бисера, драгоценных камней. Самой нарядной частью костюма был девичий головной убор венец ( демонстрация презентации).
4. Физкультминутка.
По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы.
(похлопывать по шляпам)
Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром.
(правая рука вверху, работает кисть)
Шляпу с кисточкою синей Звали бабушкой Аксиньей,
(левая рука вверху, работает кисть)
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
(руки внизу, размахивать вперед назад)
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
(левую руку приложить к козырьку)
По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы.
(похлопывать по шляпам)
5. Беседа.
-Вспомните, пожалуйста, что такое орнамент?
-Это узор, которым украшают
- Ребята, из чего состояли узоры, вышитые нитями и бисером на кокошниках?
-Они состояли из кругов, треугольников, крестиков, цветочков, веточек, листиков.
-Ребята, зачем люди украшали свои головные уборы?
-Для красоты
- Чтобы рассказать, что они думают
-Молодцы! Правильно. Узоры наносили не только ради красоты, а для того, чтобы передать свои мысли и чувства.
6. Работа над темой.
- Сегодня вы будете создавать красивый венец и украшать его узорами из природных материалов. На предыдущем уроке вы заготовили и высушили листья, цветы для осенней композиции. Рассмотрите образцы в тетради и на доске. Составьте и нарисуйте карандашом или мелками узор для будущего венца.
7. Физкультминутка
Ясным утром сентября
(руки вверх – потягивание)
Хлеб молотят села.
(руки сомкнуты над головой - махи вниз-вверх)
Мчатся птицы за моря,
(присесть, подняться, руки в стороны – размахивание «крыльями»)
И открылась школа.
(вытянутые вперед руки развести в стороны)
Листьям время опадать,
(вытянутыми вперед руками делать «волнообразные» движения по горизонтали с приседанием или наклоном, перемежая с поворотом туловища вправо-влево)
Птицам – время улетать,
(присесть, подняться, руки в стороны – размахивание «крыльями»)
Грибникам – блуждать в тумане,
(руки на талии, повороты туловища вправо-влево или упор руками на край парты с наклоном вперед, влево-вправо)
Ветру – в трубах завывать.
(встать на носочки, вытянуться, сделать вдох прогнуться немного назад, сложить губы и сделать выдох, имитируя звук ветра)
Солнцу – стынуть,
(развести руки и сильным махом с хлопком о плечи обнять себя, потрясти ногами, слегка приподняв их)
Тучам литься,
(присесть, скрестив руки над головой)
Нам с тобой идти учиться.
(ходьба на месте или вокруг класса)
8. Практическая часть.
1. Формат А3 свернуть пополам
2. Наложить шаблон, обвести его карандашом по формату
3. Вырезать и развернуть кокошник
4. Карандашом наметить места для расположения узоров
5. Подобрать растения и составить, пользуясь образцами узор
6. Наклеить растения на кокошник
7. Венец, после просушки оформить ленточками.
9. Самостоятельная работа.
Учащиеся работают, помогая друг другу. Создают эскиз узора, размечают место для узора на вырезанном кокошнике, наклеивают растения и оформляют работу ленточками.
10. Итог урока.
- Ребята, вы украсили кокошники прекрасными орнаментами. А кто подарил нам семена, красивые листья для наших работ? Давайте проверим свои догадки, отгадаем загадку:
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)
- Верно, это осень, и сегодня она пришла к нам на урок, чтобы посмотреть Ваши замечательные работы.
Под звуки народной музыки ребята выходят парами к доске и показывают Осени и товарищам по классу украшенные кокошники.
Осень.
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. И я принесла вам свои осенние дары.
(Осень раздает детям осенние яблоки)
В конце урока можно ребятам поиграть в игру на компьютере и закрепить свои знания: