Автор:
Шумовская Людмила Петровна
Место работы:
учитель химии высшей категории МОУ гимназии № 10 г. Челябинска
Организация проектной деятельности и внедрение ИКТ на уроках химии как условие повышения мотивации учащихся к обучению
Проектное обучение поощряет и усиливаетистинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
В.В.Гузеев
Презентация
В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа при звана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.
Решение этой задачи может быть найдено в реализации учащимися собственных внутренних резервов, а также потенциальных возможностей школ, прежде всего за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию.
В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.
Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность проблемных методов:исследовательских, поисковых, творческих.
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения);
5) развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Можно определить следующие требования к организации проектной деятельности
учащихся в процессе обучения химии:
1. Наличие для учащихся личностно значимой и социально одобряемой в исследовательском плане проблемы (задачи), требующей применения интегративных знаний для ее решения и обеспечивающей вовлечение в творческий поиск всего ученического коллектива.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, стимулирующая высокую мотивацию деятельности учащихся на протяжении всего времени реализации проекта.
3. Структурирование содержательной части проекта, а именно разработка программы действий, а также творческих заданий для групп учащихся, учитывающих коллективный характер творческой деятельности.
4. Отбор содержания проектной деятельности учащихся в соответствии с принципом доступности в сочетании с высоким уровнем трудности.
5. Выбор и реализация технологических аспектов организации проектной деятельности школьников с учетом их возрастных и индивидуальных качеств.
Таким образом, осуществление проектной деятельности в одном коллективе учащихся возможно при условии ее специальной организации, учитывающей мотивационный, содержательный и процессуальный аспекты.
Различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, различие «уровней актуального развития», психологических установок на овладение знаниями, безусловно, требуют дифференцированного подхода к организации деятельности каждого школьника.
В процессе организации проектной деятельности учащихся по химии дифференцированный подход играет существенную роль. Каждый ученик отличается своими интересами и склонностями, своим индивидуальным уровнем самостоятельности и активности.
Группы образованы на основании результатов диагностики склонностей и уровня сформированности , исследовательских умений учеников. Это могут быть (в зависимости от тематики работы) историко-библиографическая, медико-социологическая, биолого-географическая, конструкторская, опытно-экспериментальная, экспертно-исследовательская и
другие.
Дидактический принцип дифференциации обучения очень органично связан с прин ципом свободы выбора учеником главных элементов своего образования: смысла, целей, содержания, форм и видов деятельности, способов работы, учебных средств.
Однако свобода выбора в таком понимании предполагает «предварительную заданность определенного набора выбираемых элементов» (А.В.Хуторской).
Так, например, в 9 классе помимо обязательных заданий по теме «Подгруппа углерода» предлагаются задачи на выбор следующего содержания:
1. Определите экспериментальным путем присутствие угольной кислоты в минеральной воде «Улыбка».
2. Докажите адсорбирующие свойства активированного угля, если в вашем распоряжении вещества: духи, напиток «Кока-кола». Где используется указанное свойство активированного угля?
3. Типичный состав бетонной плиты весом 50 кг: 30 кг гравия, 5 кг цемента, 15 кг песка.
Вычислите массовую долю цемента, песка, гравия в плите.
4. При добавлении воды в цемент выделяется тепло. Это частично обусловлено реакцией воды с оксидом кальция, содержащимся в цементе. Попробуйте нарисовать прибор и перечислить оборудование для определения количества тепла, выделяющегося при смешивании 50 мл воды и 10 г цемента.
5. Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха по содержанию кислорода и углекислого газа. Используя знания из курса биологии, объясните причину различия в содержании определяемых газов биохимическими процессами в организме человека.
Что такое ПДК? Какова ее величина для СО2 в воздухе рабочего помещения?
При этом условно можно определить задания: № 1-2 как учебные задачи, требующие преобладания экспериментальных умений и навыков; № 3 – математических знаний; № 4 – биологических знаний; № 5 – конструкторских способностей.
Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся следует неоднократно в процессе изучения темы предлагать достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя таким образом выбор видов деятельности, которые интересны учащимся, и таких заданий, которые каждый ученик реально может выполнить.
|