Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Шумовская Л.П. Организация проектной деятельности и внедрение ИКТ на уроках химии как условие повышения мотивации учащихся к обучению

Автор: 
Шумовская Людмила Петровна
Место работы: 
учитель химии высшей категории МОУ гимназии № 10 г. Челябинска

 

Организация проектной деятельности и внедрение ИКТ на уроках химии как условие повышения мотивации учащихся к обучению

 

Проектное обучение поощряет и усиливаетистинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное;  использует множество дидактических  подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой   штурм, эвристическое и проблемное обучение;  самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт   своего собственного труда.

В.В.Гузеев

 

Презентация

 

В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа при звана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных  к восприятию новых  идей,  принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.

 

Решение этой задачи может быть найдено в реализации учащимися собственных внутренних резервов, а также потенциальных возможностей школ, прежде всего за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной  активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию.

 

В мировой педагогической  практике метод проектов признан одним из  эффективных  методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

 

Основой метода проектов является  его  практическая направленность на результат, который обязательно  должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.

 

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая  технология включает в себя совокупность проблемных методов:исследовательских, поисковых, творческих.

 

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

 

Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых  теоретических знаний.

Цель проектного обучения состоит в  том, чтобы  создать условия, при которых учащиеся:


1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие  знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных  и
практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения);
5) развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение  определенного отрезка времени. Этот подход  органично  сочетается с групповым подходом к обучению.

 

Можно определить следующие  требования к организации  проектной деятельности
учащихся в процессе обучения химии:

1. Наличие для учащихся личностно значимой  и социально одобряемой в исследовательском плане проблемы (задачи),  требующей применения интегративных знаний для ее решения  и обеспечивающей вовлечение в творческий поиск всего ученического коллектива.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, стимулирующая высокую мотивацию деятельности учащихся на протяжении всего времени реализации проекта.
3. Структурирование содержательной части проекта, а именно разработка программы действий, а также творческих заданий для групп учащихся, учитывающих коллективный характер творческой деятельности.
4. Отбор содержания проектной деятельности учащихся  в соответствии с принципом доступности в сочетании с высоким уровнем трудности.
5. Выбор и реализация технологических  аспектов организации проектной деятельности школьников с учетом их  возрастных и  индивидуальных качеств.

Таким образом, осуществление проектной деятельности в одном коллективе учащихся возможно при условии ее специальной организации, учитывающей мотивационный, содержательный и процессуальный аспекты.
Различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, различие «уровней актуального развития»,  психологических установок на овладение знаниями,  безусловно, требуют дифференцированного подхода к организации деятельности каждого школьника.

В процессе организации проектной деятельности учащихся  по химии  дифференцированный подход играет существенную роль. Каждый ученик отличается своими интересами и склонностями, своим индивидуальным уровнем  самостоятельности и активности.

Группы образованы на основании результатов диагностики склонностей и уровня сформированности ,  исследовательских умений учеников. Это могут быть (в зависимости от тематики  работы) историко-библиографическая, медико-социологическая, биолого-географическая, конструкторская, опытно-экспериментальная, экспертно-исследовательская и
другие.

Дидактический принцип дифференциации обучения очень органично связан с прин ципом свободы  выбора учеником главных элементов своего образования: смысла, целей, содержания, форм и видов деятельности, способов работы, учебных средств.

Однако свобода выбора в  таком понимании предполагает «предварительную заданность определенного набора выбираемых элементов» (А.В.Хуторской).

 

Так, например, в 9 классе помимо обязательных  заданий  по теме «Подгруппа углерода»  предлагаются задачи на выбор следующего содержания:

1. Определите экспериментальным путем присутствие угольной кислоты в минеральной воде «Улыбка».
2. Докажите адсорбирующие свойства  активированного угля, если в вашем распоряжении вещества: духи, напиток «Кока-кола».  Где  используется указанное свойство активированного угля?
3. Типичный состав бетонной плиты весом 50 кг: 30 кг гравия, 5 кг цемента, 15 кг песка.
Вычислите массовую долю цемента, песка, гравия в плите.
4. При добавлении воды в цемент выделяется тепло. Это частично обусловлено реакцией воды с оксидом кальция, содержащимся в цементе. Попробуйте нарисовать прибор и перечислить оборудование для определения количества тепла, выделяющегося при смешивании 50 мл воды и 10 г цемента.
5. Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха по содержанию кислорода и углекислого газа.  Используя знания из курса биологии, объясните причину различия в содержании определяемых  газов биохимическими процессами в организме человека.

 

Что такое ПДК? Какова ее величина для СО2  в воздухе рабочего помещения?

При этом условно можно определить задания: № 1-2 как учебные задачи, требующие преобладания экспериментальных умений и навыков; № 3 – математических знаний; № 4 – биологических знаний; № 5 – конструкторских способностей.

Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся следует неоднократно   в процессе изучения темы предлагать достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя таким образом выбор видов деятельности, которые интересны  учащимся, и таких заданий, которые каждый ученик реально может выполнить.

                                                                                   

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн