Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по физике в 7 классе по теме «Плавание тел. Воздухоплавание».

Submitted by Ксения Александровна Селина on Tue, 14/06/2011 - 12:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Селина Ксения
Место работы, должность: 
учитель физики,МОУ «СОШ №45» г. Саратова
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Обучающая: рассмотреть физические основы воздухоплавания и мореплавания, используя средства ИКТ, сформировать практические умения определять подъемную силу воздушного шара.
Развивающая: развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке.
Воспитательная: формировать интерес учащихся к изучению физики.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Перышкин А.В Физика 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2009

Используемое оборудование: 

компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку

Используемые ЦОР: 

«Тест к уроку "Закон Архимеда" (N 205896)» «Плавание тел (N 205927)» «Путешествие на воздушном шаре (N 205928)»

Краткое описание: 
рассмотриваются физические основы воздухоплавания и мореплавания, используя средства ИКТ, формируются практические умения определять подъемную силу воздушного шара и интерес учащихся к изучению физики,развивается речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания и повторение изученного

Используется ресурс: «Тест к уроку "Закон Архимеда" (N 205896)» Особенности работы: используется для фронтального опроса учащихся, выбирается один ученик и проверяется его ответ. Можно просить разъяснений от отвечающего или других детей.

3. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, вы все, наверное, читали книгу Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? В книге есть эпизод с полётом воздушного шара.

Зачитываются отрывки из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». … Все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромный шар, который был привязан к ореховому кусту. – Шар легкий – говорили одни, – его свободно можно поднять одной рукой кверху. – Легкий-то он легкий, но по-моему, он не полетит, – сказал малыш по имени Топик. Коротышки задумались: «Шар легкий, а все-таки он тяжелый. Это верно. Как же он полетит?»

Вопрос: «Почему шар полетит?»

…На следующее утро стали готовиться в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним – Незнайка. – Вы чего забрались в корзину? – спросил Знайка. – Вылезайте еще рано. Шар сначала надо заполнить теплым воздухом. – А зачем теплым? – спросил Торопыжка.

Вопрос: «Зачем шар наполняют теплым воздухом?»

…Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить в корзину. – Что это они делают? – спрашивали друг друга зрители. – Эй, зачем вам мешки с песком? – закричал Топик, который сидел на заборе.

Вопрос: «Зачем в корзину кладут мешки с песком?»

На все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить!

4. Изучение нового материала

Учитель: Слово «Воздухоплавание» образованно из двух слов: воздух и плавание. Давайте вспомним «Что такое воздух?» (Ожидаемый ответ: Воздух это смесь газов, состоящая из 78% азота,21% кислорода и 1% других газов. Молекулы воздуха непрерывно движутся) Учитель: Что такое плавание? Где можно плавать? (Ожидаемый ответ: Плавать можно в воде) Плавание — вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

Используется ресурс «Плавание тел (N 205927)» Особенности работы: из ресурса используются кнопки 1-5

Учитель: Итак, что значит плавать? Это значит, что сила тяжести численно равна силе Архимеда. mg=Fa Fa=ρ жgVж; mg= ρт Vт g ρ жgVж= ρт Vт g сократив на величину g получим ρ жVж= ρт Vт

Если тело погружено полностью в жидкость, тоVж= Vт и ρ ж= ρт Вывод 1: Для того что бы тело плавало при полном погружении, необходимо, что бы плотность тела была равна плотности жидкости.

Если тело погружено в жидкость частично, то Vж> Vе и ρ ж> ρт Вывод 2: Для того что бы тело плавало, находясь частично над поверхностью жидкости, необходимо, что бы плотность тела была меньше плотности жидкости.

Если же ρ ж< ρт. То тело тонет Вывод 3: Для того что бы тело тонуло, необходимо, что бы плотность тела была больше плотности жидкости.

Используется ресурс «Плавание тел (N 205927)» Особенности работы: из ресурса используется кнопка 6. При ответе необходимо разъяснение отвечающего.

Учитель: На основе этих закономерностей плавают любые тела в любой жидкости. Рассмотрим плавание судов морских и речных.

Используется ресурс «Плавание тел (N 205927)» Особенности работы: из ресурса используются кнопка 7-9.

Плавать человек начал давно. Сначала только сам, потом используя подручные средства, а затем создавая специальные суда. Самые древние корабли были созданы древними египтянами для передвижения по Нилу. Они были из папируса. Что такое папирус? (Ожидаемый ответ: Растение очень лёгкое похоже на тростник) В 1970г. норвежец Тур Хейердал с интернациональной командой доказал, что на лодках из тростника можно было переплыть Атлантический океан.

До второй половины 19века суда строились из дерева и были парусными. Дерево тонет в воде или плавает? ( Ожидаемый ответ: Плотность дерева меньше плотность воды, поэтому оно плавает на поверхности). Затем суда стали строить с металлическим корпусом. Как вы знаете, внутри металлического корпуса существуют различные помещения для перевозки грузов и людей. Ещё внутри судна существуют специальные помещения, в которых находится воздух под большим давлением. С помощью этого воздуха можно изменить глубину погружения судна в воду или осадку. Но для каждого судна существует максимально допустимая осадка. Она отмечается на борту и называется ватерлинией. Любое судно характеризуется водоизмещением(вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом) и грузоподъёмностью (вес груза, перевозимого судном. Грузоподъёмность равна разности водоизмещения и веса самого судна).

Используется ресурс «Плавание тел (N 205927)» Особенности работы: из ресурса используются кнопка 10.

Долгое время люди плавали только по водным океанам. Но в 1783г. во Франции братья Ж.Мишель и Ж.Этьен Монгольфье продемонстрировали полет бумажного шара диаметром 3,5м, заполненного дымом. Шар поднялся на высоту нескольких сотен метров и продержался в воздухе около 10минут. Примерно в это же время французский физик Жак-Александр Шарль (1746–1823) запустил шар диаметром 1м из прорезиненного шелка заполненный водородом. Первый полет человека на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783г. на шаре конструкции братьев Монгольфье – это был шар диаметром более 11м из ткани, проклеенной бумагой, и заполнявшийся горячим дымом костра. 20 июня 1803 – первый официально зарегистрированный полет в России был совершен в Петербурге французом Гарнереном и его женой.

Как же может предмет тяжелее воздуха летать?(Примечание: получив верный ответ записываем его в тетрадь)

Воздухоплавание (аэронавтика) – это учение о создании летательных средств легче воздуха.

Летательные аппараты, применяемые в воздухоплавании, называют аэростатами. Различают управляемые, неуправляемые и привязные аэростаты.

Неуправляемые аэростаты свободного полета с оболочкой, имеющей форму шара, называют воздушными шарами.

Управляемые аэростаты (имеющие двигатель и воздушные винты) называют дирижаблями.

Учитель: При каком условии аэростат может подняться вверх? (Ожидаемый ответ: Для того чтобы аэростат поднялся в воздух, необходимо, чтобы архимедова сила, действующая на него, была больше силы тяжести).

Учитель: От каких величин зависит архимедова сила? (Ожидаемый ответ: Сила Архимеда зависит от объема аэростата и плотности окружающей среды (воздуха)).

Учитель: Чтобы аэростат поднимался вверх можно не только увеличивать выталкивающую силу, но и уменьшать силу тяжести, для этого аэростат заполняют газом, плотность которого меньше, чем у воздуха. Это может быть, например, водород, гелий или нагретый воздух.

Наполняя аэростат водородом, следует помнить, что этот газ обладает одним большим недостатком - он горит и вместе с воздухом образует взрывчатую смесь. Поэтому при полетах на воздушных шарах, наполненных водородом, следует соблюдать особую осторожность, иначе такой полет может закончиться трагедией. Негорючим и в то же время легким газом является гелий. Поэтому многие аэростаты в наше время наполняют гелием.

Учитель: Плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты. Поэтому по мере поднятия аэростата вверх действующая на него архимедова сила становится меньше. При каком условии подъем воздушного шара прекратится? (Ожидаемый ответ: После того как архимедова сила достигает значения, равного силе тяжести, подъем аэростата прекращается).

Учитель: Что нужно сделать, чтобы подняться выше? (Ожидаемый ответ: Чтобы подняться выше, надо уменьшить силу тяжести).

Учитель: Верно. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этого балласт (например, высыпают песок из мешков). При этом сила тяжести уменьшается, и выталкивающая сила вновь оказывается преобладающей.

А что нужно сделать, чтобы опуститься на землю? (Ожидаемый ответ: Для того чтобы опуститься на землю, силу Архимеда надо уменьшить).

Учитель: Что для этого нужно сделать? (Ожидаемый ответ: Уменьшить объема шара).

Учитель: Верно. В верхней части шара имеется специальный клапан. При открывании этого клапана часть газа из шара выходит, и шар начинает опускаться вниз.

4. Физкультминутка

Учитель: Ребята, давайте дадим нашим глазам немного отдохнуть проведём физкультминутку - Закройте глаза кончиками пальцев рук, и посидите в таком положении. - Поморгайте глазами около 20 раз, максимально пытайтесь увеличить частоту и амплитуду. - Сосредоточьте свое внимание на удаленной точке, после чего медленно переведите взгляд на кончик носа. - Поднимете руки вверх и потянитесь. - Поиграйте с мимикой лица (поднимайте, опускайте брови)

5. Закрепление

Используется ресурс «Путешествие на воздушном шаре (N 205928)» Особенности работы: ответ даётся коллективный, совместно проводятся необходимые расчёты.

6.Подведение итогов выставление оценок

7 Домашнее задание учебник Перышкина А.В «Физика 7»§ §51,52упр. 26,27


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн