С каждым годом, да что там, буквально с каждым днём растёт объём информации об окружающем нас мире. Для наших учащихся становится всё более актуальным умение её верно воспринимать и перерабатывать, вычленять главное, отсекать лишнее, переводить на язык собственного понимания. Общепризнанный факт, что формируется это умение значительно быстрее и эффективнее, если вовлекать детей в исследовательскую деятельность, призванную инициировать их к познанию того, что известно другим, а им пока нет, но интересно и важно было бы узнать, совершая самостоятельные открытия.
Проще говоря, учителю следует создавать условия для такой интеллектуально-творческой работы обучающихся на уроке и вне его, чтобы их врождённая любознательность не только не угасала со временем, но в процессе школьного обучения укреплялась и способствовала формированию стойких познавательных и исследовательских навыков, к которым наши учёные относят самостоятельное выделение и формулирование учебных целей и задач, осуществление информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, знаково-символические действия, умение структурировать полученные знания и строить речевое (устное и письменное) высказывание о них, а также рефлексию условий, способов и результатов своих действий. Это возможно, на наш взгляд, только в случае, если не один учитель и не группа, а весь педагогический коллектив становится сторонником деятельностно-смыслового обучения и активно использует в нём проблемные методы, проектную и исследовательскую технологии, нацеливает детей на самостоятельное, творческое учение. Когда такой опыт оказывается продуктивным, формируется поле для образовательных инноваций.
В 2008 году в МОУ «Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов» по инициативе директора Е.Н. Глыбиной и при поддержке Комитета образования ГМР был открыт ресурсный центр «Статус», районная экспериментальная площадка по обеспечению сетевого взаимодействия образовательных учреждений в вопросах профориентации и подготовки выпускников к получению среднего специального и высшего образования. Главными направлениями деятельности центра стали просвещение, консультирование, обучение и психологическая поддержка обучающихся на путях выбора профессии, внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий, расширение практики сетевого взаимодействия образовательных учреждений, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
Центр сумел сконцентрировать необходимые интеллектуальные и технические ресурсы, обеспечившие начало консолидации образовательных учреждений на основе исследовательской деятельности старшеклассников, которая, безусловно, лежит в основе качественной подготовки будущих абитуриентов к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения.
Плодотворная деятельность центра позволила ему в 2010 году стать уже региональной экспериментальной площадкой по работе с одарёнными детьми и получить от Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области в качестве поддержки инноваций, проводимых в школе, автоматизированный класс междисциплинарного изучения естественных наук, включающий современную
L-микролабораторию и наноэдьюкаторы, дающие возможность старшеклассникам проводить исследования с помощью нанотехнологий.
Начинался этот путь к успеху, конечно, с урока – с него всё начинается в школе. И сегодня уже с уверенностью можно заявить, что исследовательская деятельность у нас стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В практику прочно вошли уроки с элементами исследования и уроки-исследования, первые из которых призваны предварительно научить детей методам и приёмам научного исследования и дать им свободу действий в учебном поиске, анализе информации, проведении опытов и экспериментов, социальных опросов, наблюдений и т.д.
На уроке-исследовании перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой откроется им как новое знание в ходе самостоятельной деятельности под руководством или по инструкции учителя. Процесс учебного исследования в школе, как известно, есть и его результат. Главное при этом – освоение возможных путей к нему.
Творческая группа учителей нашей школы взялась за освоение исследовательской технологии в образовательном процессе и составила общую оптимальную модель урока-исследования, состоящую из нескольких технологических этапов:
- знакомство с темой, мотивация учащихся на исследовательскую работу;
- выяснение, что известно и что неизвестно учащимся по выдвинутой теме;
- выявление противоречий и выдвижение рабочей версии (гипотезы);
- исследование вопроса, поиск нужной информации;
- анализ предложенных или найденных материалов, практический опыт, эксперимент;
- интерпретация полученных данных, формулирование итоговой версии проведённого исследования (отчёт, схема, таблица, презентация результатов);
- рефлексия, или осмысление того, что выполнялось на уроке и какие знание учащимися приобретены (возможный вариант домашнего задания).
Исследование (неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется) имеет подобную структуру, поэтому такая модель может использоваться учителем любого предмета. При этом важно помнить, что тема урока непременно должна быть проблемной и предполагать определённый объём исследовательской и аналитической работы: если ученики разрешат проблему за несколько минут или, наоборот, не успеют что-то выполнить в отведённый срок, исследование не получится. Урок должен быть технологичен, скрупулёзно выверен с точки зрения времени, предполагаемого объёма и посильности предлагаемой учебной нагрузки.
В нашей школе методика проведения уроков-исследований вполне освоена. Лучшими примерами в 2010-2011 учебном году могут служить уроки, представленные на муниципальном семинаре по исследовательской деятельности: «Поиск информации в базе данных» (Е.В. Лупачёва, Л.С. Орнаутова), «Иван Грозный: созидатель или разрушитель?» (Н.А. Кряквина), «Роль наречий в художественном тексте» (С.В. Зуева), «Влияние пищи и пищеварения на организм человека» (Л.С. Пусенкова), «По следам капитана Немо» (М.Н. Шишкина, Е.В. Соколова), «Стили живописи. Разберёмся в эмоциях» (О.Е. Тимофеева).
Опыт показал, что уроки-исследования нравятся практически всем детям. По их словам, так учиться гораздо интереснее. Именно на этих уроках рождается исследовательский дух и возникает желание заниматься исследованиями самостоятельно, они позволяют ребенку отличиться в том виде ученического труда, который даёт ему возможность быть наиболее успешным, а значит, положительно влияют на качество его образования.
Уже три года мы активно вовлекаем детей в исследовательскую деятельность и выяснили, что готовы заниматься ею самостоятельно во внеурочное время далеко не все, а только те, кто уже определил свои учебные приоритеты и сориентировался на какую-то предполагаемую в будущем профессию или сферу деятельности. Количество таких ребят, по нашим наблюдениям, составляет ежегодно 4-5% в 8-9–ых классах и от 10 до 28% в 10-11–ых классах. Конечно, не очень много, но зато это те, кто осознанно и целенаправленно работает на результат, проявляющийся и в углублении знаний, и повышении успеваемости, и общественном признании на научно-исследовательских конференциях и конкурсах разных уровней.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность является логическим продолжением урочной деятельности и включает в себя: дневники наблюдений, реферативную работу, проектную работу по интересам, курсовые проекты по разным предметам в старших классах, опытно-экспериментальные, практические и учебно-исследовательские работы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, научно-практические и научно-исследовательские конференции.
Объектом самостоятельного исследования становится учебный и научный материал, исторический и литературный текст, культурное наследие, природа, жизнь замечательных людей, социальные процессы, происходящие в России, мире и даже в школе. И ученик, и педагог, поддерживающий его, имеют возможность по-новому посмотреть на изучаемый материал и переосмыслить его. Оба же поднимаются на новый уровень отношений и взаимодействия.
Индивидуальная исследовательская работа с учащимися ведётся согласно определённому алгоритму. В общем виде его можно отразить следующим образом:
1. Подготовительный этап. Приступающему к исследованию необходимо поставить перед собой ряд вопросов и ответить на них:
- Что я буду изучать, исследовать? (Предмет исследования)
- Зачем я буду это делать? (Цель и актуальность работы)
- Что буду делать в процессе исследования? (Задачи исследования)
- Как я буду осуществлять исследование? (Методы - наблюдение, анализ, изучение литературы по выбранной теме, эксперимент, прогнозирование и т.д.)
- Что нового я получу? (Научная новизна)
- Кому это нужно? (Практическая значимость исследования).
2. Формулирование темы. Исследование начинается с выбора темы. Обучающийся в соответствии со своими познавательными интересами сам определяет исследовательскую тему и круг исследовательских проблем, учитель же играет консультативную роль.
3. Сбор и анализ информации. Обучающийся собирает информацию, связанную с объектом исследования, работает с энциклопедиями, справочниками, ресурсами Интернет, консультируется с учителем, учеными и записывает неизвестные ему до этого времени сведения, сопоставляет, анализирует и обобщает их.
4. Собственное исследование. Обучающийся работает с первоисточником, проводит наблюдения, опыты, эксперименты, записывает свои суждения (может, они окажутся новыми знаниями), составляет прогноз их применения в будущем.
5. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.
6.Публичная защита научно-исследовательской работы. Представление исследования имеет определённые стандарты и может быть выражено в форме тезисов, научной или популярной статьи, исследовательского реферата, демонстрации эксперимента и устного описательного доклада о нём. На защите должны быть чётко обозначены наиболее важные элементы исследования, а именно: название работы; цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы и способы решения проблемы; краткая характеристика глав; краткая характеристика использованной литературы; результаты и выводы (самый важный момент).
Публичная защита сопровождается демонстрацией иллюстративных материалов по выбору участника. Она есть не что иное, как коммуникативная практика, приобретение первого социального опыта. Следует помнить, что общественное признание для ученика имеет очень большое значение и служит важным стимулом в учении. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов, однако и критика полезна начинающему исследователю, она позволяет ему более объективно оценивать результат собственного труда, исправлять ошибки и не останавливаться в своём интеллектуальном развитии.
При оценке научно-исследовательской работы учащегося учитываются следующие факторы: объем проделанной работы; компетентность учащегося в избранной области; самостоятельность в подходах, суждениях, выводах; оригинальность решений, речевая культура; коммуникативные компетенции (эмоциональность, выразительность речи, владение аудиторией и пр.); культура оформления работы.
Научное руководство исследовательской деятельностью обучающихся в нашей школе осуществляют не только учителя, но и преподаватели восьми вузов Санкт-Петербурга, с которыми у нас заключены договоры о сотрудничестве. По индивидуальным исследовательским маршрутам наших ребят ведут: доктор технических наук, профессор В.А. Колесник (СПГУВК), кандидат физико-математических наук, профессор С.П. Беляев (СПбГУ), кандидат физико-математических наук А.М. Маляренко (СПГТУ), кандидат биологических наук В.Н. Лебедев (СПбГПУ им. Герцена), кандидат исторических наук Т.Г. Потапенко (СПбГУТ им. Бонч-Бруевича), кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Шишкина (СПбГЭТУ (ЛЭТИ)) и др.
Традиционной в школе является ежегодная научно-практическая конференция старшеклассников «Путь в будущее», и уже третий год школа проводит муниципальную научно-исследовательскую конференцию «Ровесник – ровеснику», в которой в общей сложности за истекшее время приняли участие 266 учащихся из разных образовательных учреждений Гатчинского муниципального района, представив исследовательские работы в секциях политехнических, естественных, социальных и филологических наук.
В жюри конференции приглашаются преподаватели вузов, лучшие учителя-исследователи нашего района, представители власти и общественности – конференция является настоящим интеллектуальным праздником, убеждающим всех, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».
Конечно, учёными станут единицы. Да и нет такой задачи у учителя – воспитывать учёных, а вот формировать у детей заинтересованное, неравнодушное отношение к окружающему миру, стремление его познавать и осваивать, определять своё место в нём, по возможности позитивно влиять на ход событий – это чрезвычайно важно.
К тому же исследовательская деятельность – важная ступень на пути перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых заявлено, что учебный проект, на третьей ступени школьного образования станет обязательным.
Литература и Интернет-ресурсы
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
www.researcher.ru– портал исследовательской деятельности учащихся
www.issl.dnttm.ru– сайт журнала «Исследовательская работа школьника»
www.portfolio.1september.ru - фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября»
|
На: Как и зачем организуется исследовательская деятельность в шк
Уважаемая Татьяна Болеславовна! Вы и ваши коллеги стали инициаторами проведения научно-практической конференции "Ровесник-ровеснику", которая является звеном в логически выстроенной системе исследовательской деятельности школьников. Уже в течение ряда мои ученики принимают участие в "Ровеснике". Я считаю, что Вы делаете важное дело. Современное образование имеет одну опасную тенденцию- уходит в прошлое стремление к глубине познания, в информационном обществе мы просматриваем и отбираем необходимый материал, но не ищем собственный ответ на интересующий нас вопрос. Как говорится, много поверхностного, нет настоящего. Лишь организация исследовательской деятельности даёт возможность школьнику получить собственное знание, добытое трудом, а потому особенно ценное. Работа над интересующей его темой способствует личностному духовному росту. Ребята, прошедшие путь исследователя, меняются. Несомненно их нравственная планка становится выше. Хочу сказать, что ваш опыт в этой области помог нам организовать проведение ученической конференции "Творческий потенциал Вырицы". Спасибо Вам.
На: Как и зачем организуется исследовательская деятельность в шк
Уважаемая Наталья Юрьевна, я очень рада, что наш опыт помогает Вам двигаться вперёд. Работы из Вырицы всегда среди лучших. Особенно здорово, что появились свои идеи и своя конференция! Встретимся!
На: Как и зачем организуется исследовательская деятельность в шк
Уважаемая Татьяна Болеславовна. Неоднократно обращаюсь к вашим материалам. И в очередной раз получила удовольствие от глубины проработанной темы организации исследовательской деятельности учащихся в школе. На конференции, посвящённой исследовательской деятельности учащихся (февраль 2011 г.), Вы попросили учителей высказаться по организации и итогам её проведения. Тогда у меня и родилось то, что созвучно Вашей публикации.
1. Исследование в гуманитарных науках начинается с анализа источника.
2. Обучение исследованию осуществляется на основе чёткого алгоритма действий (алгоритмизация в обучении - одно из направлений повышения его эффективности).
3. Результатом учебного исследования является новое субективное знание и приобретённый опыт.
Большой интерес вызывают и проводимые в Вашей школе уроки-исследования. Интересная тема. Она сегодня востребована и весьма полезна для учителей. Урок становится увлекательным процессом познания, где происходит движение от названия к определению сути, от мотивации - к делу, от цели- к результату.
Спасибо за то, что в очередной раз дали импульс для творческой переработки полученной информации. Поделюсь своими открытиями с коллегами и студентами. С уважением Семёнова.
На: Как и зачем организуется исследовательская деятельность в шк
Спасибо Вам, уважаемая Людмила Николаевна, за то, что работаете в жюри конференции, Ваша критика всегда конструктивна, а предложения дельны. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
На: Как и зачем организуется исследовательская деятельность в шк
Уважаемая Татьяна Болеславовна! С удовольствием прочитала вашу статью об организации исследовательской деятельности. Все, как всегда, точно,корректно, понятно! Создание благоприятного климата отношений учитель - ученик -> развитие интереса к предмету -> приобщение к творческой деятельности -> обучение приемам самостоятельной работы, исследовательской деятельности -> организация учебно-исследовательской деятельности. Огромное спасибо! Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И наша задача совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания. Надеюсь стать участником научно-практической конференции в следующем году. С уважением Радковец Е.А.
На: Как и зачем организуется исследовательская деятельность в шк
Я тоже на это очень надеюсь. Когда-то мы отлично работали вместе. Секция иностранных языков, к сожалению, немного буксует, поэтому, Елена Анатольевна, будем рады, если Вы со своими ребятами присоединитесь - им будет интересно сравнить свои силы с другими, к тому же конференция пополняет портфолио достижений и ученика, и педагога. Сегодня это немаловажно. Я очень рада, Лена, что ты ко мне зашла!