Submitted by Елена Юрьевна Самойлова on Sat, 28/05/2011 - 16:36
Ход урока
Блиц-опрос (устный)-разминка (2-3 мин.)
Вопросы:
дайте понятие науки «демография»
В начале XX века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил?(Ответ:10-15 млн.чел.); в средние века? (Ответ: 40-50 млн.чел.);в наши дни? (ответ: 80-85 млн.чел.)
Ответьте:
Сколько человек рождается ежегодно в мире?(ответ: около 140 млн.чел.)
Каждую секунду появляются? (ответ: трое)
Каждую минуту?.. (ответ:175 чел)
Каждый час? (ответ: 10,4 тыс. чел)
Каждые сутки? (ответ: 250 тыс. «новых землян»)
Каждую неделю на Земле добавляется новый город, как…(ответ: Харьков или Гамбург)
Каждый месяц появляется население такой страны, как…(ответ: Австралия или Тунис)
Подведение итогов блиц-опроса.
Перекрестный опрос учащихся по основным понятиям темы.
Вопросы: (ответы на них должны быть краткими)
Докажите, что в России до начала XX века существовали традиции многодетности. (ответ: знаменитый врач А.И.Пирогов-13 ребенок в семье; великий химик Д.И.Менделеев-17 мальчик в семье; у Льва Толстого было 13 детей.
Какие процессы включает естественное движение населения?(ответ: это 4 процесса: рождаемость, смертность, брачность, разводимость)
Что такое «демографический взрыв»?( ответ: феномен быстрого роста населения)
Что такое «демографический кризис»?(естественная убыль населения)
Что называют миграцией?
Какие виды внешней миграции характерны для современной России?
Кого называют экономически активным населением? ( людей, реально участвующих в производственной и непроизводственной сфере)
Дайте определение урбанизации.
Перечислите города – миллионеры.
Дайте определение агломерации.
Что означает понятие «мегаполис»? ( гигантское скопление агломераций)
Дайте определение «субурбанизации»? (переезд обеспеченного населения в пригородную зону (США)).
Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира.
Как вы думаете: верно ли считают демографы, что XXI век будет веком старения населения Земли?
III. Игры – сценки.
Вопросы для ввода в игру:
Что понимается под воспроизводством населения? (понимают совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений)
Перечислите основные типы воспроизводства населения мира.
разыграйте сценки ( к доске приглашаются две пары учащихся, им раздаются листы со сценарием сценок)
Сценка № 1.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
П е р в ы й . Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
В т о р о й . А у тебя все тот же старенький «Пежо»?
Пе р в ы й : Да, да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина мне сказала, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!...
В т о р о й : Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого?
Сценка № 2.
Диалог между мужем и женой.
М у ж : Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Ж е н а : Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с бабушкой и дедушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
М у ж : Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого- велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Ж е н а : Нет, нет, я не хочу этого…Я хочу ребенка!
М у ж: Да ты с ума сошла!
Вопросы:
В каких странах могут происходить данные сцены?
к какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему?
Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика стран, отраженных в данных сценках?
Тестовые задания
Первый вариант
Второй вариант
1.
2.
В Европе и Америке преобладают представители языковой семьи:
А) сино-тибетской
Б) индоевропейской
В) уральско-юкагирской
Г) афразийской
1. К индоевропейской языковой семье относится группа:
а) финно-угорская
б) романская
в) германская
г) иранская
Мировыми религиями являются:
А) индуизм, христианство, буддизм;
Б) христианство, иудаизм, ислам;
В) буддизм, ислам, христианство;
Г) ислам, христианство, конфуцианство;
2. Национальными религиями Китая являются:
а) индуизм и сикхизм;
б) буддизм и синтоизм;
в) конфуцианство и даосизм;
г) ламаизм иудаизм;
Высокую долю горожан имеют страны:
А) Чили, Австралия, Китай.
Б) Испания, Португалия, Нигерия.
Г) Аргентина, Венесуэла, Израиль.
3. Рассеянное сельское расселение характерно для:
а) Китая
б) Индии
в) Индонезия
г) Австралия
Странами современной трудовой иммиграции являются:
А) Австралия, Аргентина, ЮАР
Б) Йемен, Саудовская Аравия, Оман
В) Алжир, Ливия, Египет
Г) США, Япония, Индия.
4. Европейские страны современной трудовой эмиграции – это:
а) Великобритания, Франция, Германия
б) Швейцария, Македония, Албания
в) Греция, Португалия, Италия
г) Югославия, Испания, Сирия
Ключ: 1-б
2-в
3-г
4-а
Ключ: 1-а
2-в
3-г
4-в
Итоги урока.
Задание на дом: самостоятельно ответить на вопросы:
Что такое НТР?
Как различаются понятия «НТП» и «НТР»?
Почему мы говорим, что наука сегодня превратилась в «непосредственную производительную силу»?
Из курса 9 класса повторить § 21 (А.И.Алексеев) и ответить на вопрос: какие особенности технических революций вы можете выделить?