Место работы:
<p> учитель информатики и ИКТ<br /> высшей квалификационной категории<br /> МОУ СОШ № 7 г.Владимир</p>
Проектная деятельность учащихся как средство развития мотивации учения
«Вполне соответствующей своему назначению
я называю только такую школу, которая
явилась бы истинной мастерской людей…»
(Я.А. Коменский)
Русский писатель Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
Подростковый возраст я отношу к одному из самых важных в формировании личности. Как показывает анализ имеющихся данных известных ученых-психологов А.Ф. Лазурского, Н.Н. Ланге, А.Н.Леонтьева, Л.С. Выгодского, в подростковый период снижается мотивация учения, посещение школы становится обузой. Соответственно меняется подход к получению знаний, который условно можно назвать «борьба за оценку», даже, если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков, как считает Л.И. Божович: «отметка является средством, позволяющим найти свое место среди подростков»1, то есть на смену познавательной активности приходят так называемые мотивация достижения или неудач. Результатом, по мнению Е.П. Ильина, является то, что «У таких школьников не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующего достаточного уровня понятийного мышления»2. Для меня важно найти такие средства, которые позволили бы повернуть ученика лицом к учебной деятельности.
Как сделать так, чтобы каждый ученик учился охотно?
Надо, чтобы то, чему учат ученика было понятно и занимательно и чтобы его душевные силы были в самых выгодных условия. Основу содержания образования в рамках традиционного обучения составляют способы решения конкретных типовых задач. Где учитель выступает организатором процесса усвоения и представляет школьникам знания в обработанном «готовом» виде с исчерпывающими обозначением и разъяснением предмета усвоения.. Учащийся движется вслед за мыслью учителя, оставаясь целиком и полностью в рамках программы действий, заданной для него из вне. Традиционное обучение требует от учащихся глубокой мыслительной деятельности, произвольности восприятия и памяти, но познавательная деятельность школьников при этом характеризуется активностью воспроизводящего типа.
При этом отклонение от заданного образца действий будет рассматриваться как помеха на пути к достижению поставленной цели. Мне кажется, что система традиционного обучения, обладая мощным информационным потенциалом, одновременно обеднена творчески-созидательным потенциалом.
1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, - М.: Педагогика,1968
2 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.:, Питер, 2004.
Поэтому я решила изучить возможности системы обучения с тем, чтобы выявить как влияет проектная деятельность учащихся на развитие мотивации учения при подготовке проекта по предмету с использованием информационно - компьютерных технологий (средствами Power Point).
Для меня, как учителя информатики, с позиции деятельностного подхода важно рассматриватьобразование, как важнейший фактор становления и развития личности как индивидуальности.
При реализации метода проектов на уроке я опираюсь на важные теоретические положения учебной деятельности, разработанные
Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
1. Деятельность учителя имеет следующие структурные элементы:
- цель, в которой формируется образ того объекта, который должен быть создан в процессе деятельности;
- объект или предмет деятельности, на которые направлена активность субъекта деятельности;
- орудия деятельности – те материальные предметы, которыми пользуется субъект;
- материальные условия, в которых деятельность совершается;
- результат деятельности.
2. Структура деятельности учащегося по А.Н. Леонтьеву представляется так:
Из теоретических положений Д.Б. Эльконина с В.В. Давыдовым и А.Н. Леонтьева следует, что целью личностно ориентированного обучения является «создание условий, способствующих тому, чтобы при усвоении любого компонента содержания образования развивалась сфера личностных функций3 индивида», позволяющих школьнику накапливать опыт «быть личностью».
Я считаю, что центром педагогического внимания должна становиться индивидуальная неповторимость и самобытность личности, реализующаяся в полной мере в ее ценностном смысловом отношении. Тогда и сама познавательная деятельность школьника изначально приобретет истинно гуманитарный, личностный характер.
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация всей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее.
Безусловно, внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, но и делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
3 Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982
При этом внедрение ИКТ отвечает всем современным требованиям формирования информационной культуры школьника:
- формирование умения целенаправленно работать с информацией, используя возможности компьютера;
- обучение системному подходу к осмыслению всего, что происходит вокруг него, в процессе анализа и исследования структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала любого ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого богатейший компьютерный инструментарий.
В настоящее время, у молодого поколения наблюдается повышенный интерес к информационным технологиям. Посещая различные Веб-узлы в Интернете, занимаясь по электронным учебникам, знакомясь с энциклопедиями, большинство учащихся не имеет представления о том, каким образом они разрабатываются. Я сыграла на интересе ребят к различного рода проектам – решили попробовать сами сделать презентации к урокам, внеклассным мероприятиям.
Технологию создания проекта я определяю в пять блоков:
-
-
- Мотивационно-целевой;
- Демонстрационный;
- Продуктивный;
- Контролирующий;
- Управляющий.
Мотивационно-целевой блок.
Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. «Успех всякого дела зависит от двух условий: одно из них состоит в том, чтобы правильно определить цель дела, а другое в том, чтобы придумать такие средства, которые прямо вели бы к этой цели…» (древнегреческий философ Аристотель).
Цель блока
|
Применение
|
Активизировать познавательную деятельность учащихся, создать мотивацию в получении знаний, умений и навыков.
|
Чтобы мотивировать учащихся к обучению, я поставила перед ними проблемную задачу максимально приближенную к их жизненным интересам, а именно - самим создать электронную разработку. А чтобы эта разработка несла еще и полезную информацию, как для ученика, так и для учителя, учащимся я предлагаю создать либо урок, либо фрагмент урока по конкретному предмету. Здесь личный опыт будет обретаться, самостоятельно выстраиваться учащимся (субъектом) в процессе включения его в жизнедеятельность, ограниченную определенными условиями.
|
Считаю одной из главных задач это формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности учащихся, т.к. именно «она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни»4.
Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные особенности учащихся, их возрастные особенности развития.
Демонстрационный блок
«…Значительно больший результат достигается тогда, когда рассуждения и размышления вытекают из примеров, чем тогда, когда пример лишь иллюстрирует рассуждение» (английский философ Ф. Бэкон).
Цель блока
|
Применение
|
Используя ИКТ реализовать важнейший дидактический принцип – принцип наглядности, заинтересовать учащихся, т.к. интерес – это один из элементов мотивации к решению поставленной задачи.
|
Я провожу описание практических задач, которые демонстрируют учащимся различные варианты решения поставленной передними проблемы. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Это позволяет мне сформировать у учащихся представление о структуре, назначении и оформлении проекта.
|
Так химический опыт, показанный на уроке с применением реактива, может быть показан один, максимум два раза, а если учащийся не понял? В этом-то случае и прибегают к помощи компьютера, который позволяет воспроизводить процесс множество раз, до тех пор, пока ученику не станут понятны все тонкости химической реакции, в самостоятельном режиме, с учетом индивидуального темпа восприятия информации.
4 Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание личности. М., 1977
Продуктивный блок
Цель блока |
Применение
|
Реализовать непосредственное выполнение продуктивных заданий с учетом дифференциального индивидуального бучения, учитывая личностные особенности и потребности учащихся.
|
Предоставляю учащимся возможность разработать презентацию или программу по той тематике, которая им близка и интересна. Подобная дифференциация обучения позволяет мне развивать у каждого учащегося такие личностные механизмы как самореализация, саморазвитие, саморегуляция и адаптация. Я стараюсь создать условия для творчества: предлагаю написать сочинения, выполнить доклады, написать краткую историческую справку открытия, устройства.
|
Контролирующий блок
Это не мало важный компонент личностно-ориентированного средства обучения. Контролирующий блок дает учащимся возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности, что повышает уровень их самостоятельности и ответственности.
Цель блока
|
Применение
|
Осуществлять постоянный контроль за деятельностью учащихся.
|
В процессе создания проекта я осуществляю постоянный контроль за деятельностью учащихся, который выражается в виде консультаций, контрольных заданий, тестов и защиты работы. Причем на защиту проекта приглашаем учителей- предметников, которые предоставляли темы или материалы для них. По возможности учителя-предметники всегда стараются также оценить работы учащихся.
|
Мне кажется, что стремление к успеху в какой-либо деятельности можно выразить фразой «Я хочу это сделать». Эффект применения индивидуальных эталонов обусловлен созданием каждому учащемуся независимо от его интеллектуальных способностей, ситуации успеха на уровне его сегодняшних возможностей, но с предвидением их развития. Т.е. при организации занятий, способствующих повышению мотивации достижения успеха, я использую индивидуально дозированные по трудности задания. В большинство заданий и тестов по каждой теме я включаю несколько уровней трудности, таким образом, на занятии не тормозится развитие детей с высоким уровнем усвоения знаний и учащиеся с низким уровнем усвоения знаний не испытывают комплекса неполноценности, поскольку задание они успевают выполнить.
Управляющий блок
Над всеми выше перечисленными элементами структуры личностно-ориентированного средства обучения должен стоять управляющий компонент.
Цель блока
|
Применение
|
Управлять работой всех элементов структуры по созданию проектов.
|
Дается общее, последовательное описание технологии разработки проекта с помощью программного средства Power Point, а также осуществляется пошаговое управление деятельностью учащихся.
|
Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания учебного процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.
Как известно основными функциями отметки, являются:
- контролирующая;
- констатирующая;
- карательная.
Я убеждена, что при использовании общепринятых эталонов в ситуации успеха находится только небольшая группа школьников, основная же часть учащихся оказывается в ситуации избегания неудачи.
При личностно-ориентированном подходе я создаю каждому учащемуся на уровне его оптимальных возможностей ситуацию успешного учения, что по сути и понимаю как индивидуализацию обучения. Следовательно, функции оценки в этом случае уже становятся:
- констатирующая;
- побудительная;
- проектировочная.
Я выделяю три основные функции учителя при данном подходе в обучении:
1. создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность;
2. стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка;
3. проведение вместе с учащимися экспертизы полученного результата, т.е. развитие умения самооценки, саморефлексии
В ходе учебного процесса мы разрабатываем версии электронных учебных материалов для школьников и апробируем эти материалы в реальных условиях школы, на уроках учителей-предметников. Разработанные электронные курсы проверяем в ходе практической учебной работы с учащимися. Наработки анализирую, обобщаю и использую в качестве основы для дальнейшего совершенствования и развития проектной деятельности учащихся.
На сегодняшний день накоплен небольшой арсенал электронных пособий, созданных с применением метода проектов. Но проведенная мной сравнительная характеристика результатов учебной деятельности за последние учебные года позволяет мне сделать вывод о действительном повышении уровня мотивации учебной деятельности и эффективности учебно-воспитательного процесса при использовании проектной деятельности учащихся на уроках информатики.
На мой взгляд, опыт применения метода проекта для проектной деятельности учащихся при создании электронных пособий может представлять интерес как для руководителей образовательных учреждений, практикующих преподавателей информатики, работников дошкольных учреждений, так и для студентов педагогических ВУЗов, колледжей.
Литература и источники:
- Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн – М,:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003, - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- http://io.nios.ru/old/releases/17/02/12/max.php
- http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=160&id_thesis=6674
|
На: Андрианова О.Ю. Проектная деятельность учащихся как средство
Полезная и нужная работа,спасибо Вам.
Aдурахманов Алхамжан