Официальный сайт jetune 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кисилева С.В., Александрова И.М. Преимущества и особенности использования информационных технологий в реализации социально-экологического проекта «Качество воды – качество жизни»

Автор: 
Кисилева Светлана Владимировна, Александрова Ирина Михайловна
Место работы: 
<p> Кисилева Светлана Владимировна, методист<br /> Александрова Ирина Михайловна, педагог дополнительного образования<br /> Детский эколого-биологический центр ЗАТО г.Железногорск&nbsp;Красноярского края</p>
Контакты: 

 

Преимущества и особенности использования информационных технологий в реализации социально-экологического проекта «Качество воды – качество жизни»

 

Экологическое образование – это непременное условие устойчивого развития, а воспитание экологической культуры – путь сохранения природы. Современное образование требует современных методов и технологий обучения, в основе которых лежит деятельностный подход.

 

Одним из эффективных способов решения образовательных задач является проектная деятельность. В ходе неё формируется глубокая и содержательная мотивация  не только к процессу обучения, но и к выбору  профессиональной деятельности. Работа над проектом предоставляет учащемуся уникальную возможность раскрыть свои способности, общаться,  определить свою социальную позицию. Формируемые в результате проектной деятельности умения и навыки, компетенции и ценности становятся важнейшей частью опыта учащегося, необходимого для полноценной жизни и работы в условиях информационного общества [6].

 

Опыт такой деятельности обучающиеся  Детского эколого-биологического центра приобретают, участвуя в сетевых социально-экологических проектах. Проектная деятельность в ДЭБЦ началась с 2000 года, за это время были реализованы такие социально значимые проекты, как:

 

«Экологический спецназ» (2000-2003); «Заразитесь чистотой» (2004-2005); «За чистый город!», (2006); «Экологическая тропа» (2007-2008);
и два сетевых социально- экологических проекта «Радиофобия – миф и реальность» (2009) и «Качество воды – качество жизни» (2010-2011).

 

В реализации последних двух проектов использовались элементы дистанционных технологий, и особенно активно информационно-компьютерные технологии были задействованы в проекте «Качество воды – качество жизни», опыт реализации которого здесь представлен.

 

Качество жизни напрямую зависит от факторов среды. Вода – важнейший из них. И если человек на 70-75% состоит из воды, то неудивительно, что наше здоровье так сильно зависит от того, сколько и какой воды мы пьем. Между тем, ситуация с качественной питьевой водой в мире и в том числе в России критическая. По данным Роспотребнадзора, в 2003 г. более 50 % населения России получало (постоянно или периодически) недоброкачественную питьевую воду [1], а по данным социологических опросов, больше половины российских школьников имеют проблемы со здоровьем, связанные с употреблением некачественной питьевой воды [2]. Разработана Федеральная государственная программа «Чистая вода» [5], основной целью которой является улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению, но до реальных результатов ее выполнения и кардинального улучшения ситуации ещё далеко. Поэтому актуальность проблемы - является ли водопроводная вода в нашем городе безопасной для употребления и где взять качественную питьевую воду - не вызывает сомнений.

 

Проект проводился для обучающихся 8-10 классов с целью вовлечения их в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в части водопотребления. Командам предлагалось выполнить ряд заданий, связанных с определением качества различных проб воды (водопроводной, бутилированной, обработанной бытовым фильтром); создать информационный продукт с рекомендациями по культуре водопотребления, провести акции в рамках проекта в среде сверстников и младших школьников. Проект носил преимущественно дистанционный характер, весь обмен материалами осуществлялся через сайт Дистанционное образование г.Железногорска, http://edu.k26.ru/~moodle. В проекте приняли участие 14 команд, 74 участника, общий же охват аудитории составил около 2000 человек (по отчётам команд).

 

При планировании проекта команда организаторов пришла к выводу о необходимости использования в ходе его реализации информационных (в том числе дистанционных) технологий, что позволяло получить ряд преимуществ в плане повышения эффективности проектной работы, как будет показано ниже. Вместе с тем, наилучшей формой была определена смешанная форма проведения, т.е. использование как дистанционных, так и очных форм взаимодействия участников, что, на наш взгляд, является наиболее целесообразным для работы в естественно-научной предметной области, предполагающей практическую деятельность.

 

Целями проекта стали:

  1. Формирование объективного представления о качестве потребляемой питьевой воды в городе и возможностях влияния на создание собственной экологически здоровой среды в части водопотребления.

  2. Привлечение внимания молодёжной аудитории (в т.ч. сверстников, обучающихся младшего возраста) и взрослого населения (семья, родительская общественность) города к проблеме потребления чистой воды, сохранения водных ресурсов.

Основные этапы проекта, виды и направленность деятельности, а также формы их организации указаны в Приложении.
Деятельность в проекте была построена на сочетании практических и теоретических исследований; дистанционной и очной работы.
Какие преимущества, на наш взгляд, были получены при использовании дистанционных (и в целом информационных технологий):

  1. Большой охват участников, больший, чем в предыдущих проектах, не использовавших сетевые технологии - 74 участника и охват аудитории около 2000 человек. Несетевые проекты реализовывали группы в 15-20 участников, охват аудитории не превышал 200-400 человек. Следовательно, в случае применения дистанционных технологий: а) полнее реализуется социальная составляющая проекта; б) повышается мотивация участников – чем больше участников, тем насыщеннее, интереснее работа, присутствует соревновательный момент.

  2. Масштабное информационное пространство, и, следовательно, больше возможностей для получения необходимой информации.
  3. Оперативная связь между участниками за счёт использования дистанционных технологий.
  4. И, наконец, качество (или сама возможность) подготовки информационного продукта средствами современных технологий.

Интересно, что у ИТ здесь, с одной стороны, функции «средообразующие», поддерживающие информационное пространство Сети, с другой стороны - организационные (связь, передача информации), с третьей – инструментальные – это то ПО, приложения, которые позволяют создать информационный продукт. И одна из образовательных задач проекта, таким образом - учить работать и взаимодействовать со всеми тремя сторонами или функциями информационных технологий.

 

 

Однако использовать только дистанционные технологии в реализации социально-экологического проекта на наш взгляд, нецелесообразно; поскольку для получения качественных, неформальных результатов необходимо педагогически организованное общение, несущее воспитательный момент, и пространство практики, реального исследования. Именно организованная совместная  деятельность педагога и обучающегося способствует тому, что помимо достижения целей, указанных в проекте, у его участников происходит развитие общеучебных, а также социальных навыков и компетенций, становление личностного отношения к предмету исследования, а это способствует выработке осознанной линии поведения, лежащей в основе здорового образа жизни.
Это такие навыки и компетенции, как:

    1. работа с информацией (поиск в Интернете и других источниках, работа с информацией на различных носителях, анализ);
    2. исследовательские навыки и компетенций;
    3. коммуникативные -  работа в команде, представление результатов деятельности, массовая работа;
    4. навыки работы в дистанционном режиме образования;
    5. инструментальные навыки - использование ИТ для решения предметных задач – подготовка информационного продукта при помощи графических программ, офисных приложений и (или) иного ПО.

 

Вместе с развитием навыков и компетенций происходит также формирование опыта социально-значимой и творческой деятельности; представления о содержании экологических исследований, профессиях, связанных с экологией человека; а также воспитание социальной активности, осознанного отношения к своему здоровью и личной ответственности за него.

 

Опыт организации и работы в дистанционном проекте оказался интересен для нас ещё и тем, что сочетание проектных и информационных технологий обучения позволило приблизить способы решения проектной задачи к реальной жизни, поскольку информационная образовательная среда не замкнулась только в пространстве учреждения, а расширилась до размеров социума.

 

Поиск информации осуществлялся самостоятельно, по любым доступным источникам и на различных носителях: это и Интернет, и печатные издания, и видеофильмы (в процессе подготовки к проекту были рекомендованы к просмотру фильмы из цикла «Среда обитания», демонстрировавшиеся по центральным каналам телевидения). Важные источники информации – разговор со специалистом, консультации, и, конечное же, самостоятельное мини-исследование, цель которого – подтвердить или опровергнуть официальные данные. 
Таким образом, проектная деятельность выявила алгоритм, направленный на установление фактического знания о предмете исследования и распространение опыта:

  1. ищем доступную информацию: обращаемся к официальным источникам, обращаемся к специалистам, анализируем материалы по данному вопросу, размещённые в Интернете, на страницах печатных изданий;
  2. проводим самостоятельные исследования (или, если возможно, независимую экспертизу);
  3. делаем выводы, принимаем решения;
  4. знакомим с ними других.

На основе этого алгоритма можно установить истину в отношении любого фактора окружающей среды. И это будет личный, осознанный опыт участников; а значит, качественные результаты, интерес и успешность.

Об этом говорят отзывы участников проекта и акции, некоторые из которых мы приводим.
 

«Нам понравилось работать в этом проекте, задания были на разную тематику - то творческие, то исследовательские.
Мы узнали, что не каждую воду можно пить. Мы побывали в роли учителя, узнали о различных свойствах воды, узнали, как читать этикетку.
Особенно интересно было ходить по станциям и заниматься исследовательской работой, а также выполнять творческие задания.
После участия в этом проекте мы стали пить только фильтрованную воду. Мы все стали ещё дружнее, у нас появились новые друзья и знакомые».
Команда гимназии №91 «Крутые бобры»
 «Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать более активно участвовать в проектах по защите окружающей среды. Спасибо за очень полезную информацию о чистой воде».
Родители Шумского Дмитрия из 10 класса 93 школы:
Основная задача экологического образования сегодня – это способствовать адаптации человека к меняющимся условиям окружающей среды через умение находить ответы на вопросы о факторах риска, способных повлиять на его здоровье и благополучие, и об условиях снижения их воздействия. Одна из важнейших общеобразовательных задач, независимо от предметной составляющей – предоставлять опыт деятельности в информационном пространстве не только образовательного учреждения, но и социума: «учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть» [4]; формируя тем самым умения, овладение которыми сегодня необходимо каждому члену современного информационного общества. И дистанционные социально-экологические проекты, организованные по смешанному типу взаимодействия – один из эффективных инструментов комплексного решения этих образовательных задач.
 

 

Библиографический список

  1. Барановская Н. По регламенту не выпьешь// Российская газета/ http://www.rg.ru/2009/06/23/voda.html
  2. Всероссийский урок чистой воды// http://festival.1september.ru/articles/577766/pril2.pdf
  3. Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 96 с.
  4. Игумнова Е.А. Учиться знать, учиться делать, учиться жить/Экология и жизнь 2010. №11. С.37-41.
  5. Концепция Федеральной Целевой программы «Чистая вода»
  6. //http://www.i-stroy.ru/docu/zakonoproektyi/kontseptsiya_federalnoy_tselevoy_programmyi/15190.html
  7. Молчанова Н.В. Формирование социально-экологических компетенций учащихся/Дополнительное образование и воспитание 2010. №12. с. 20-22.

 


 

Приложение
Организация деятельности в ходе проекта «Качество воды – качество жизни»

№пп

Этап

Характер деятельности

Образовательная цель, назначение

На что направлено

Форма организции работы

  1.  

Знакомство

Визитка

Создание визитной карточки команды: название, слоган, эмблема.

Обеспечение узнаваемости и принадлежности к проекту, использовалась при проведении акций и в ходе встречи команд.

Развитие коммуникативных компетенций: умения презентовать себя, свою деятельность; творческих способностей и инструментальных навыков работы с ПО.

Дистанционная

Анкета

Ответы на вопросы анкеты.
.

Выявление отношения участников к проблеме чистой воды.

Введение участников в тему проекта.

Дистанционная

  1.  

Теоретический тур

Поиск ответов предложенные организаторами вопросы о воде, её качестве и водопотреблении.

Формирование представлений предмете (питьевая вода) проектной деятельности.

Отработка элементов технологии ТОГИС [3] - работа с разными источниками информации, развитие навыков работы с информацией: умения находить нужную информацию, анализировать её и оценивать с точки зрения соответствия «культурному образцу» и использования для решения конкретных задач.
Развитие коммуникативных компетенций.
Развитие самостоятельности.
Расширение кругозора в предметной области.

Дистанционная

  1.  

Практический тур

Проведение исследований проб воды различного происхождения на базе Сибирского федерального университета и в Детском эколого-биологическом центре. Определение химического состава проб питьевой воды: бутилированной, водопроводной, водопроводной с доочисткой бытовым фильтром.

Получение независимой (помимо официальных источников) информации о качестве воды.  Результаты исследования использовались при подготовке информационного продукта и стала основой ряда исследовательских работ.

Развитие навыков исследовательской деятельности.

Очная

  1.  

Встреча команд (в ДЭБЦ)

  1. Очное знакомство – представление команд.
  2. Лекция специалиста Гортеплоэнерго по вопросам водоснабжения города.
  3. Игра по станциям «Пить или не пить?»

Цель –

  1. коррекция-закрепление теоретического и практического материала, наработанного самостоятельно.
  2. практические рекомендации для организации работы в следующем туре проекта.

Реализуется через систему практических (игровых) заданий, подготовленных на основе теоретической информации, наработанной во 2 туре, и практического опыта, полученного в 3 туре, с учётом ошибок участников.

Развитие умений использовать теоретические знания и собственный опыт для решения практических задач.
Коррекция неточностей, допущенных в ходе самостоятельной работы с теорией.
Развитие коммуникативных компетенций (работа в группе, умение презентовать себя).
Расширение кругозора в части водоснабжения города.

Очно-дистанционная
В ходе подготовки «Встречи…» работал форум сайта по теме «Задай свой вопрос специалисту». Вопросы были переданы специалисту и легли в основу лекции.

  1.  

Творческий

Подготовка информационного продукта. Разработка пакета социальной рекламы (буклет, листовка, плакат, видеоряд (презентации, видеоролик)) в поддержку акции «Чистая вода у нас в школе» о правильном водопотреблении. С учётом выводов, полученных в результате сбора, анализа информации, консультации, лекции специалиста и своей практики.

Выявление осознанности проблемы и информированности по вопросу водопотребления.
Получение информационного продукта как материального итога проектной деятельности (для организаторов проекта).
Средство социальной рекламы для проведения школьных мероприятий здоровьесберегающей тематики (для участников, педагогов-руководителей команд).

Развитие творческих способностей.
Развитие инструментальных навыков работы с соответствующим ПО.
Расширение кругозора (представление о социальной рекламе).

Дистанционно-очная
(Установка на деятельность получена в ходе предыдущего этапа, задания, рекомендации, образцы предоставлены дистанционно)

  1.  

Акция «Чистая вода у нас в школе».

Проведение на местах «Урока чистой воды», или др. мероприятия, направленного на то, чтобы рассказать о правильном водопотреблении. Примерный охват аудитории составил около 2000 человек (по отчётам команд), причём уровень мероприятий сильно различался: одни команды  ограничились проведением одного классного часа, другие – организовали мероприятие в масштабах нескольких параллельных классов и даже школы.

Реализация социальной составляющей проекта – распространение значимой информации в кругу сверстников и младших школьников, родительской общественности.

Развитие коммуникационных компетенций: умение презентовать себя, свою деятельность;
Приобретение опыта организационной и социально-значимой деятельности.

Дистанционная

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн