Автор:
Кисилева Светлана Владимировна, Александрова Ирина Михайловна
Место работы:
<p> Кисилева Светлана Владимировна, методист<br /> Александрова Ирина Михайловна, педагог дополнительного образования<br /> Детский эколого-биологический центр ЗАТО г.Железногорск Красноярского края</p>
Преимущества и особенности использования информационных технологий в реализации социально-экологического проекта «Качество воды – качество жизни»
Экологическое образование – это непременное условие устойчивого развития, а воспитание экологической культуры – путь сохранения природы. Современное образование требует современных методов и технологий обучения, в основе которых лежит деятельностный подход.
Одним из эффективных способов решения образовательных задач является проектная деятельность. В ходе неё формируется глубокая и содержательная мотивация не только к процессу обучения, но и к выбору профессиональной деятельности. Работа над проектом предоставляет учащемуся уникальную возможность раскрыть свои способности, общаться, определить свою социальную позицию. Формируемые в результате проектной деятельности умения и навыки, компетенции и ценности становятся важнейшей частью опыта учащегося, необходимого для полноценной жизни и работы в условиях информационного общества [6].
Опыт такой деятельности обучающиеся Детского эколого-биологического центра приобретают, участвуя в сетевых социально-экологических проектах. Проектная деятельность в ДЭБЦ началась с 2000 года, за это время были реализованы такие социально значимые проекты, как:
«Экологический спецназ» (2000-2003); «Заразитесь чистотой» (2004-2005); «За чистый город!», (2006); «Экологическая тропа» (2007-2008);
и два сетевых социально- экологических проекта «Радиофобия – миф и реальность» (2009) и «Качество воды – качество жизни» (2010-2011).
В реализации последних двух проектов использовались элементы дистанционных технологий, и особенно активно информационно-компьютерные технологии были задействованы в проекте «Качество воды – качество жизни», опыт реализации которого здесь представлен.
Качество жизни напрямую зависит от факторов среды. Вода – важнейший из них. И если человек на 70-75% состоит из воды, то неудивительно, что наше здоровье так сильно зависит от того, сколько и какой воды мы пьем. Между тем, ситуация с качественной питьевой водой в мире и в том числе в России критическая. По данным Роспотребнадзора, в 2003 г. более 50 % населения России получало (постоянно или периодически) недоброкачественную питьевую воду [1], а по данным социологических опросов, больше половины российских школьников имеют проблемы со здоровьем, связанные с употреблением некачественной питьевой воды [2]. Разработана Федеральная государственная программа «Чистая вода» [5], основной целью которой является улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению, но до реальных результатов ее выполнения и кардинального улучшения ситуации ещё далеко. Поэтому актуальность проблемы - является ли водопроводная вода в нашем городе безопасной для употребления и где взять качественную питьевую воду - не вызывает сомнений.
Проект проводился для обучающихся 8-10 классов с целью вовлечения их в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в части водопотребления. Командам предлагалось выполнить ряд заданий, связанных с определением качества различных проб воды (водопроводной, бутилированной, обработанной бытовым фильтром); создать информационный продукт с рекомендациями по культуре водопотребления, провести акции в рамках проекта в среде сверстников и младших школьников. Проект носил преимущественно дистанционный характер, весь обмен материалами осуществлялся через сайт Дистанционное образование г.Железногорска, http://edu.k26.ru/~moodle. В проекте приняли участие 14 команд, 74 участника, общий же охват аудитории составил около 2000 человек (по отчётам команд).
При планировании проекта команда организаторов пришла к выводу о необходимости использования в ходе его реализации информационных (в том числе дистанционных) технологий, что позволяло получить ряд преимуществ в плане повышения эффективности проектной работы, как будет показано ниже. Вместе с тем, наилучшей формой была определена смешанная форма проведения, т.е. использование как дистанционных, так и очных форм взаимодействия участников, что, на наш взгляд, является наиболее целесообразным для работы в естественно-научной предметной области, предполагающей практическую деятельность.
Целями проекта стали:
-
Формирование объективного представления о качестве потребляемой питьевой воды в городе и возможностях влияния на создание собственной экологически здоровой среды в части водопотребления.
-
Привлечение внимания молодёжной аудитории (в т.ч. сверстников, обучающихся младшего возраста) и взрослого населения (семья, родительская общественность) города к проблеме потребления чистой воды, сохранения водных ресурсов.
Основные этапы проекта, виды и направленность деятельности, а также формы их организации указаны в Приложении.
Деятельность в проекте была построена на сочетании практических и теоретических исследований; дистанционной и очной работы.
Какие преимущества, на наш взгляд, были получены при использовании дистанционных (и в целом информационных технологий):
-
Большой охват участников, больший, чем в предыдущих проектах, не использовавших сетевые технологии - 74 участника и охват аудитории около 2000 человек. Несетевые проекты реализовывали группы в 15-20 участников, охват аудитории не превышал 200-400 человек. Следовательно, в случае применения дистанционных технологий: а) полнее реализуется социальная составляющая проекта; б) повышается мотивация участников – чем больше участников, тем насыщеннее, интереснее работа, присутствует соревновательный момент.
- Масштабное информационное пространство, и, следовательно, больше возможностей для получения необходимой информации.
- Оперативная связь между участниками за счёт использования дистанционных технологий.
- И, наконец, качество (или сама возможность) подготовки информационного продукта средствами современных технологий.
Интересно, что у ИТ здесь, с одной стороны, функции «средообразующие», поддерживающие информационное пространство Сети, с другой стороны - организационные (связь, передача информации), с третьей – инструментальные – это то ПО, приложения, которые позволяют создать информационный продукт. И одна из образовательных задач проекта, таким образом - учить работать и взаимодействовать со всеми тремя сторонами или функциями информационных технологий.
Однако использовать только дистанционные технологии в реализации социально-экологического проекта на наш взгляд, нецелесообразно; поскольку для получения качественных, неформальных результатов необходимо педагогически организованное общение, несущее воспитательный момент, и пространство практики, реального исследования. Именно организованная совместная деятельность педагога и обучающегося способствует тому, что помимо достижения целей, указанных в проекте, у его участников происходит развитие общеучебных, а также социальных навыков и компетенций, становление личностного отношения к предмету исследования, а это способствует выработке осознанной линии поведения, лежащей в основе здорового образа жизни.
Это такие навыки и компетенции, как:
-
- работа с информацией (поиск в Интернете и других источниках, работа с информацией на различных носителях, анализ);
- исследовательские навыки и компетенций;
- коммуникативные - работа в команде, представление результатов деятельности, массовая работа;
- навыки работы в дистанционном режиме образования;
- инструментальные навыки - использование ИТ для решения предметных задач – подготовка информационного продукта при помощи графических программ, офисных приложений и (или) иного ПО.
Вместе с развитием навыков и компетенций происходит также формирование опыта социально-значимой и творческой деятельности; представления о содержании экологических исследований, профессиях, связанных с экологией человека; а также воспитание социальной активности, осознанного отношения к своему здоровью и личной ответственности за него.
Опыт организации и работы в дистанционном проекте оказался интересен для нас ещё и тем, что сочетание проектных и информационных технологий обучения позволило приблизить способы решения проектной задачи к реальной жизни, поскольку информационная образовательная среда не замкнулась только в пространстве учреждения, а расширилась до размеров социума.
Поиск информации осуществлялся самостоятельно, по любым доступным источникам и на различных носителях: это и Интернет, и печатные издания, и видеофильмы (в процессе подготовки к проекту были рекомендованы к просмотру фильмы из цикла «Среда обитания», демонстрировавшиеся по центральным каналам телевидения). Важные источники информации – разговор со специалистом, консультации, и, конечное же, самостоятельное мини-исследование, цель которого – подтвердить или опровергнуть официальные данные.
Таким образом, проектная деятельность выявила алгоритм, направленный на установление фактического знания о предмете исследования и распространение опыта:
- ищем доступную информацию: обращаемся к официальным источникам, обращаемся к специалистам, анализируем материалы по данному вопросу, размещённые в Интернете, на страницах печатных изданий;
- проводим самостоятельные исследования (или, если возможно, независимую экспертизу);
- делаем выводы, принимаем решения;
- знакомим с ними других.
На основе этого алгоритма можно установить истину в отношении любого фактора окружающей среды. И это будет личный, осознанный опыт участников; а значит, качественные результаты, интерес и успешность.
Об этом говорят отзывы участников проекта и акции, некоторые из которых мы приводим.
«Нам понравилось работать в этом проекте, задания были на разную тематику - то творческие, то исследовательские.
Мы узнали, что не каждую воду можно пить. Мы побывали в роли учителя, узнали о различных свойствах воды, узнали, как читать этикетку.
Особенно интересно было ходить по станциям и заниматься исследовательской работой, а также выполнять творческие задания.
После участия в этом проекте мы стали пить только фильтрованную воду. Мы все стали ещё дружнее, у нас появились новые друзья и знакомые».
Команда гимназии №91 «Крутые бобры»
«Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать более активно участвовать в проектах по защите окружающей среды. Спасибо за очень полезную информацию о чистой воде».
Родители Шумского Дмитрия из 10 класса 93 школы:
Основная задача экологического образования сегодня – это способствовать адаптации человека к меняющимся условиям окружающей среды через умение находить ответы на вопросы о факторах риска, способных повлиять на его здоровье и благополучие, и об условиях снижения их воздействия. Одна из важнейших общеобразовательных задач, независимо от предметной составляющей – предоставлять опыт деятельности в информационном пространстве не только образовательного учреждения, но и социума: «учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть» [4]; формируя тем самым умения, овладение которыми сегодня необходимо каждому члену современного информационного общества. И дистанционные социально-экологические проекты, организованные по смешанному типу взаимодействия – один из эффективных инструментов комплексного решения этих образовательных задач.
Библиографический список
- Барановская Н. По регламенту не выпьешь// Российская газета/ http://www.rg.ru/2009/06/23/voda.html
- Всероссийский урок чистой воды// http://festival.1september.ru/articles/577766/pril2.pdf
- Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 96 с.
- Игумнова Е.А. Учиться знать, учиться делать, учиться жить/Экология и жизнь 2010. №11. С.37-41.
- Концепция Федеральной Целевой программы «Чистая вода»
- //http://www.i-stroy.ru/docu/zakonoproektyi/kontseptsiya_federalnoy_tselevoy_programmyi/15190.html
- Молчанова Н.В. Формирование социально-экологических компетенций учащихся/Дополнительное образование и воспитание 2010. №12. с. 20-22.
Приложение
Организация деятельности в ходе проекта «Качество воды – качество жизни»
№пп
|
Этап
|
Характер деятельности
|
Образовательная цель, назначение
|
На что направлено
|
Форма организции работы
|
-
|
Знакомство
|
Визитка
|
Создание визитной карточки команды: название, слоган, эмблема.
|
Обеспечение узнаваемости и принадлежности к проекту, использовалась при проведении акций и в ходе встречи команд.
|
Развитие коммуникативных компетенций: умения презентовать себя, свою деятельность; творческих способностей и инструментальных навыков работы с ПО.
|
Дистанционная
|
Анкета
|
Ответы на вопросы анкеты.
.
|
Выявление отношения участников к проблеме чистой воды.
|
Введение участников в тему проекта.
|
Дистанционная
|
-
|
Теоретический тур
|
Поиск ответов предложенные организаторами вопросы о воде, её качестве и водопотреблении.
|
Формирование представлений предмете (питьевая вода) проектной деятельности.
|
Отработка элементов технологии ТОГИС [3] - работа с разными источниками информации, развитие навыков работы с информацией: умения находить нужную информацию, анализировать её и оценивать с точки зрения соответствия «культурному образцу» и использования для решения конкретных задач.
Развитие коммуникативных компетенций.
Развитие самостоятельности.
Расширение кругозора в предметной области.
|
Дистанционная
|
-
|
Практический тур
|
Проведение исследований проб воды различного происхождения на базе Сибирского федерального университета и в Детском эколого-биологическом центре. Определение химического состава проб питьевой воды: бутилированной, водопроводной, водопроводной с доочисткой бытовым фильтром.
|
Получение независимой (помимо официальных источников) информации о качестве воды. Результаты исследования использовались при подготовке информационного продукта и стала основой ряда исследовательских работ.
|
Развитие навыков исследовательской деятельности.
|
Очная
|
-
|
Встреча команд (в ДЭБЦ)
|
- Очное знакомство – представление команд.
- Лекция специалиста Гортеплоэнерго по вопросам водоснабжения города.
- Игра по станциям «Пить или не пить?»
|
Цель –
- коррекция-закрепление теоретического и практического материала, наработанного самостоятельно.
- практические рекомендации для организации работы в следующем туре проекта.
Реализуется через систему практических (игровых) заданий, подготовленных на основе теоретической информации, наработанной во 2 туре, и практического опыта, полученного в 3 туре, с учётом ошибок участников.
|
Развитие умений использовать теоретические знания и собственный опыт для решения практических задач.
Коррекция неточностей, допущенных в ходе самостоятельной работы с теорией.
Развитие коммуникативных компетенций (работа в группе, умение презентовать себя).
Расширение кругозора в части водоснабжения города.
|
Очно-дистанционная
В ходе подготовки «Встречи…» работал форум сайта по теме «Задай свой вопрос специалисту». Вопросы были переданы специалисту и легли в основу лекции.
|
-
|
Творческий
|
Подготовка информационного продукта. Разработка пакета социальной рекламы (буклет, листовка, плакат, видеоряд (презентации, видеоролик)) в поддержку акции «Чистая вода у нас в школе» о правильном водопотреблении. С учётом выводов, полученных в результате сбора, анализа информации, консультации, лекции специалиста и своей практики.
|
Выявление осознанности проблемы и информированности по вопросу водопотребления.
Получение информационного продукта как материального итога проектной деятельности (для организаторов проекта).
Средство социальной рекламы для проведения школьных мероприятий здоровьесберегающей тематики (для участников, педагогов-руководителей команд).
|
Развитие творческих способностей.
Развитие инструментальных навыков работы с соответствующим ПО.
Расширение кругозора (представление о социальной рекламе).
|
Дистанционно-очная
(Установка на деятельность получена в ходе предыдущего этапа, задания, рекомендации, образцы предоставлены дистанционно)
|
-
|
Акция «Чистая вода у нас в школе».
|
Проведение на местах «Урока чистой воды», или др. мероприятия, направленного на то, чтобы рассказать о правильном водопотреблении. Примерный охват аудитории составил около 2000 человек (по отчётам команд), причём уровень мероприятий сильно различался: одни команды ограничились проведением одного классного часа, другие – организовали мероприятие в масштабах нескольких параллельных классов и даже школы.
|
Реализация социальной составляющей проекта – распространение значимой информации в кругу сверстников и младших школьников, родительской общественности.
|
Развитие коммуникационных компетенций: умение презентовать себя, свою деятельность;
Приобретение опыта организационной и социально-значимой деятельности.
|
Дистанционная
|
|