Место работы:
<p> г. Челябинск, МОУ гимназия № 10, учитель географии</p>
Подготовка учащихся 6-11 классов к олимпиаде по географии
Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада.
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Цель олимпиады по учебной дисциплине – это выявление специальных способностей, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Общество всегда нуждалось в творческих гармонично развитых личностях. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.
Наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциала одаренных детей составляет актуальную задачу современного образования.
Каждый учитель, работающий с большой группой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей, тем более одаренных. К сожалению, чаще всего, эти дети не реализуют свой потенциал, им тесно в рамках только урочной деятельности.
Целями моей работы являются:
- Развитие познавательной активности учащихся
- Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
- Выявление уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
- Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
- Формирование творческой активности учащихся
- Развитие способности к нахождению аналогий
- Обучение совместной деятельности в группе
Развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Однако одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того ни хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.
В создаваемом развивающем пространстве, личность ребенка рассматривается нами через категории субъекта, свободы, саморазвития, целостности, самообразования, самореализации и самоактуализации. Сам учебный процесс, его категории- цели, содержание, методы, формы, средства - как личностно значимые для учащихся, являются продуктом их личностного опыта. Как же организовать этот процесс?
Подготовка к олимпиаде, ее организация и проведение занимают много учебного времени.
На подготовительном этапе я разрабатываю задания и предоставляю информацию ученикам. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.
Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Готовя ответы на вопросы, ученик работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
Одной из форм подготовки к олимпиадам -исследовательская работа учащихся. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Подготовку учащихся к олимпиадам можно разделить на несколько этапов:
I этап – Подготовительный.
Включает в себя:
1) Диагностику одаренных детей
- наблюдение за детьми в урочной деятельности (отношение к предмету, уровень развития речи, активность мышления.)
- анализ выполнения детьми проблемных географических задач, предполагающих творческий подход
- отслеживание результатов участия детей в неделях географии, школьных предметных олимпиадах, конференциях.
2) Создание УМК – образовательная программа, средства обучения (карты, статистические материалы, сборники тестов и задач, учебные пособия для углубленного изучения предмета)
II этап – Реализация программы.
Программа включает в себя:
1) Формирование мотивации.
Среди выявленных детей всегда есть такие, чьи интересы и способности не ограничиваются рамками только географии, поэтому здесь очень важна творческая личность учителя, способного заинтересовать, увлечь ребенка своим предметом. Учитель выстраивает перед ребенком перспективу, показывает, как он будет развиваться, занимаясь географией, что даст география, для егоформирования. В дальнейшем вся учебная деятельность носит мотивирующий характер.
2) Организация деятельности
Цель: Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов географии, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация.
Формы работы:
- лекции (в рамках программы подготовки одаренных детей к олимпиадам гимназия сотрудничает с преподавателями Педагогического Университета, которые читают лекции по сложным темам курса, таким как Климат, Строение Земной коры, Экономическим вопросам);
- проблемные дискуссии;
- научная работа в библиотеке с литературой;
- работа в сети Интернет (geoman.ucoz.ru; geo2000.nm.ru; www.edu.ru/modules.php; geosfera.ucoz.org и т.д.);
- геологические слеты Педагогического Университета.
Цель: Формирование актуальных практических навыков.
Формы работы:
- практические занятия с картографическими и статистическими материалами
- решение географических задач олимпиад разного уровня
Исходя из целей и задач программы и основываясь на том, что для школьника важен первый, хотя бы робкий успех в жизни организую очно - заочные викторины, олимпиады в школе, целью которых является:
• расширение работы с одарёнными детьми и выведение их деятельности за рамки образовательного учреждения;
• создание условий для развития одарённости;
• развитие детского творчества и познавательной активности;
• обогащение их новыми знаниями;
• формирование личностного подхода в решении учебных задач.
Задачи викторины:
• создание информационных условий;
• обогащение интеллектуальной сферы ребенка;
• развитие самостоятельности;
• углубление и расширение знаний по географии;
•умение действовать в новых, незнакомых условиях.
Заочно - очная форма работы, когда педагог находится на удалении от учащегося и встречается с ними только в период проведения очных олимпиад, приносит свои плоды. Дети не боятся учителя, который постоянно находится с ним, они становятся более открытыми, что способствует более полному раскрытию их способностей.
Туры викторины проводятся в течение учебного года, а по окончании очный тур, во время которого определяются победители. Заочные туры постоянно усложняются от первого к последующему, также увеличивается и количество балов за их выполнение.
Я очень часто выбираю интересные задания из готовых сборников тестов и олимпиадных заданий по географии и таким образом составляю свои олимпиадные задания. Это намного легче и не надо "ломать голову" над изобретением совершенно новых заданий и вопросов (конечно, нужно обязательно при выборе заданий учитывать знания и способности учащихся, нецелесообразно давать невыполнимые задания). Например, на школьную олимпиаду для 10-11 классов я давала Блок №1 из заданий ЕГЭ.
Задания первого тура ставят своей целью привлечь детей к работе и активизировать их познавательную деятельность. Примером могут служить следующие вопросы:
- Приходилось ли вам пробовать берёзовый сок? Каким образом он поднимается по стволу и веткам дерева? Если бы дерево работало, как всасывающий насос, то на какую максимальную высоту оно могло поднять сок?
- Каковы позитивные и негативные следствия создания водохранилищ ГЭС на равнинных реках?
Занимательная форма вопросов способствует развитию познавательной деятельности, а их относительная несложность привлекает детей к выполнению задания. Во втором туре задания усложняются. У детей уже появился азарт и стремление быть первым.
Примеры заданий второго тура:
1. Ответьте на вопросы:
• Какой город Китая «испытывает приступы физического страдания»?
• Какой город Алтайского края «рожает волчат»?
• Какой город Греции «растет на голове»?
• Какая река Тамбовской области «каркает»?
• Какое озеро Канады является «чемпионом по шахматам»?
2. Опишите явление.
Однажды во время ночного марша карфагенского войска, которое под предводительством прославленного полководца Ганнибала совершало поход через Альпы, острия копий у воинов вдруг загорелись ярким пламенем. Попытки потушить огонь быль тщетными. Пламя не угасало. Оно не обжигало, а только слегка потрескивало, освещая все как днём. Что это за огни? Какова их природа?
При выполнении данных заданий дети должны привлечь дополнительную литературу, карты, справочники и т.д. Сумма баллов за выполнение заданий данного тура увеличивается, это даёт возможность детям принятьучастие в викторине с любого тура.
Вопросы третьего тура становятся еще сложнее:
1. Каково кратчайшее расстояние между точками с координатами 60 град. с.ш. 0 град. д. и 60 град. с.ш. 180 град. д. (с точностью до 100 км)? 400 баллов.
2. Каково кратчайшее расстояние между Лондоном и Анадырем по поверхности Земли (с точностью до 100 км)? 500 баллов.
3. Самолёт вылетел из Санкт-Петербурга и пролетел строго на восток 3333 км, после чего повернул строго на право, и, пролетев 3333 км, повернул строго на запад и, пролетев 3333 км, повернул на север и, опять пролетев 3333 км, приземлился. Каковы координаты точки приземления самолёта (с точностью до 1 градуса координат)? 900 баллов.
4. Какой из нижеуказанных спортсменов расположен ближе к центру Земли и насколько (с точностью до 0,5 км)? Альпинист на вершине горы Казбек или морской яхтсмен на экваторе? 500 баллов.
5. Каково кратчайшее расстояние по поверхности Земли между точками с координатами 45 град. с.ш. 90 град. з.д. и 45 град. ю.ш. 90 град. в.д. (в км, с максимально возможной точностью)? 200 баллов.
Четвёртый тур является завершающим в заочном виде работы и служит подготовкой к очному туру. Задание этого тура является творческим, при его выполнении ученики должны применить полученные знания в новой для них обстановке.
Пример заданий четвёртого тура.
Задание четвёртого тура посвящено карте. Вспомните, как Гулливер, попав в страну великанов, определил размеры столицы- города Бробдинжета. Он рассказывает: «Я сам произвёл эти измерения на карте, составленной по приказанию короля и нарочно для меня разложенной на земле, где она занимала пространство в 100 футов. Я прошёл несколько раз по диаметру и окружности карты, сосчитал количество своих шагов и без труда определил по масштабу точное протяжение города".
Измерив таким путём, расстояние по карте, Гулливер узнал, что столица Бробдинжета составляет в длину около 54 миль. А каков же масштаб этой карты?
За помощь в определении масштаба вы получите по 300 балов. Дополнительные баллы можно заработать, если опишите, как определить масштаб топографической карты. За дополнительную информацию по 50 балов за каждый способ.
Такая деятельность прививает любовь к природе и помогает ребятам раскрыть свои способности на раннем этапе. Учащиеся 6-8 классов, занимаясь, в рамках очно-заочных викторинах, олимпиадах, олимпиаде и викторине, начинают готовиться к олимпиадам более высокого уровня. Вне рамок школы и урочной деятельности дети легче раскрывают свои способности.
Выполняя задания вне рамок учебного заведения, ребёнок не боится получить неудовлетворительную оценку, укор учителя, или насмешки товарищей. Это позволяет ему раскрыть свои способности, развить стремление к лидерству, практические работы на местности ( определение скорости течения реки, определение залегания горных пород, )
В процессе подготовки ребята участвуют в школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах по географии, при этом каждый раз выходят на новый уровень, который требует новых знаний, следовательно, освоения новых видов деятельности.
3 этап - Рефлексия.
Очень важен. На этом очень важном этапе не только анализируются те задания, с которыми сталкиваются ребята на олимпиадах, но обязательно осуществляется самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, успеха и неудачи. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности в дальнейшем. Итоги рефлексии помогают обдумать и простроить будущую деятельность.
Осуществление целенаправленной системы работы дает следующие результаты:
- Олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных знаний
- Происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности
- Достигаются победы на олимпиадах разного уровня
- Победители и призеры географических олимпиад пользуются большим авторитетом среди учащихся, поддерживают высокий статус предмета
- Занятия географией обогащают внутренний мир детей. В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков:
- установление причинно-следственных связей;
- нахождение новых нестандартных способов решения задач;
- критичность мышления;
- пытливость ума;
- стремление открывать и исследовать новое;
- интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей и др.;
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.
Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством для его личностного роста.
Настоящая работа посвящена рассмотрению некоторых проблем в работе с одарёнными учащимися. В соответствии с поставленными задачами были рассмотрены теоретические основы при работе с одарёнными детьми и описан практический опыт. Подводя итоги необходимо ответить на поставленные во введении вопросы и дать анализ проделанной работы по активизации познавательной деятельности учащихся по предмету «география».
Заочные викторины и олимпиада, а также занятия, подготовки к олимпиадам дали возможность расширить свои знания многим учащимся. Выполняя задания вне рамок урочной деятельности, дети научились самостоятельно добывать знания и почувствовали уверенность в своих силах.
Работа, проведённая в течение нескольких лет, дала определённые результаты:
Куликов Георгий – победитель районно-городских олимпиад, областных олимпиад, победитель Всероссийской олимпиады по географии в 2004 году, закончил факультет географии МГУ, работает в Институте Регионов при Государственной Думе;
Дементьев Роман – неоднократный победитель районно-городских, областных олимпиад. Призер Всероссийской олимпиады по географии, студент МГУ, факультет географии.
Сахненко Александр победитель районо – городских олимпиад, начиная с 2007 года, победитель областной олимпиады в 2008- 2009 учебном году, 2 место в областной олимпиаде 2010 года.
Это находит подтверждение в том, что учащиеся по окончании школы, используя полученные знания и опыт, выбрали то учебные заведение, где они смогли их применить.
|